Конспект ОД по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ларина Ольга Геннадьевна

Продолжать закреплять знания детей о сказках. Развивать  речь детей посредством художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_v_gostyah_u_skazki.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

по развитию речи и художественной литературе

в

старшей разновозрастной группе

Тема: «В гостях у сказки»

Воспитатель: Ларина О.Г.

Цель: Продолжать закреплять знания детей о сказках. Развивать  речь детей посредством художественной литературы.

Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, продолжать знакомить детей с литературным творчеством – пословицами, загадками, стихами, сказками. Умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать  любовь к книге, интерес к устному народному творчеству.

Интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». «Физическое развитие».

Дидактическое обеспечение ОД:

Ноутбук, книги русских народных сказок, сумочка, книга без страниц, чудесный мешочек, клубок, письма, пазлы со сказками, чудо- елочка, конверты с загадками, карточки с изображением героев сказок и атрибуты к этим героям, иллюстрации к сказкам, 7 разноцветных страниц, шкатулочки, волшебный сундук, смайлики (веселые и грустные, на каждого ребенка).

Словарная работа:  народные сказки, «волшебная», «чудесная», «поучительная».

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Сивка- Бурка», Крошечка-Хаврошечка», «Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», и т.д. рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой», «Подбери герою нужный предмет», «Салат из сказок». Просмотр мультфильмов, игры- драматизации по сказкам. 


(Дети заходят, становятся полукругом).

Ход ОД:

1. Организационный момент:

Звучит музыка песни «В гостях у сказки», дети заходят в группу.

-Ребята, посмотрите какой сегодня солнечный, замечательный день, сколько вокруг гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются)
 А ещё, я хочу вам показать, как можно поздороваться ладошками, даря свое тепло друг другу. Давайте встанем в круг. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь самой доброй и привлекательной улыбкой. Бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу и скажем вместе 
«Здравствуй, это я!»

(Дети здороваются друг с другом и педагогом).

- Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад и увидела на столе в группе,  вот  такую красивую сумочку, давайте посмотрим, что же в ней лежит?  (достаю из сумочки книгу)

- Посмотрите ребята, какая красивая книга! Испокон века книга растит человека. Хорошая книга - ярче звездочки светит.

Ребята, кто из вас расскажет пословицы о книге.

  • Кто много читает, тот много знает. (АДЕЛИНА)
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить. (ВАСИЛИСА)
  • Книга мала да ума придала. (ЕГОР)
  • Книга поможет в труде и выручит в беде. (ЖЕНЯ)

-У нас в группе есть книжный уголок, где живут наши любимые книжки. В  книжном уголке есть книги о природе, о зверятах, взрослых людях и ребятах. И конечно же сказки.

В сказке совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

-Давайте посмотрим, про что же эта книга и кто нам ее подарил? (открывает, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? 
(дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- Что это, посмотрите ребята вместо одной из страницы - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. 
«Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!».
-Ах, вот это кто нам книгу принес, не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
-Во многих сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открывает мешочек, находит там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки» (дети называют сказки, а воспитатель наматывает клубок.)
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).

- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Игра «Салат из сказок»

-Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Алёнушка, я тебя съем!”. А она отвечает: “Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!» Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось:  поутру проснулся Иванушка со своим верным Сивкой-Буркой в расписных палатах. До сих пор он со своей матерью  в своём дворце живёт, хлеб жуёт. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!

(Дети высказывают свои предположения: «здесь герои из разных сказок, но они все не в своих сказках»).
-Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)

-Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, перепутала я все сказки? Сумеете собрать сказки, получите еще одну страницу!» ( нужно собрать пазлы и назвать сказку, которая изображена на них. (картинки из сказок: Кот, лиса и петух, Крылатый, мохнатый да масленый, Крошечка- Хаврошечка, Маша и медведь, Рукавичка)

Игра «Собери и назови сказку»
- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).
- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок»

- Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь!

Дети вместе с воспитателем идут за клубочком и подходят к волшебной елочке.

(Вокруг ёлочки  лежат карточки с изображением атрибутов , которые принадлежат сказочным героям, на дереве сидят карточки с изображением герои без своих атрибутов)

-Да здесь на дереве какая, то висит записка, сейчас я её прочту:  «Подберете к каждому герою нужный предмет, и назовите, из какой он сказки, тогда будет вам страница! Баба Яга.»

Игра «Подбери предмет».
- Какие вы молодцы! А вот еще сразу две страницы нашлись. Какого они цвета? (Желтого, зеленого)
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть в известную вам сказку, а клубок наш пусть отдохнет!
Физминутка по сказке Теремок.

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках) 
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег в рассыпную)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (собрались в круг)


- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? Показываю иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят»- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? Показываю иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
- Посмотрите ребята, а эта иллюстрация к какой сказке?
Показывает иллюстрацию из сказки «Три медведя» Чему учит эта сказка?( Тому, что дети не должны ходить в лес без взрослых, в лесу они могут заблудиться и стать добычей диких животных).

-Посмотрите на эту иллюстрацию, и назовите, из какой она сказки? показываю иллюстрацию из сказки «Лисичка со скалочкой» Чему  учит эта сказка? (Она учит тому, что не надо обманывать людей, особенно тех, кто к тебе относиться с добротой.)

 - Вот мы и еще одну страницу книги нашли. Какого она цвета? (Голубого).
- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками).
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!       

Ждали маму с молоком,

 А пустили волка в дом.

 Кто же были эти, маленькие дети?           (козлята из сказки « Волк и семеро козлят»).

Маша в коробе сидит

 Далеко она глядит

 Кто несет ее ответь , быстрыми шагами?

 А несет ее медведь вместе с пирогами.  ( «Маша и медведь»).

У Аленушки -сестрицы

 Унесли братишку птицы.

 Далеко они летят,

 Далеко они глядят.         ( «Гуси-лебеди»)

Ах, ты Петя-простота

 Сплоховал немножко.

 Не послушался кота,

 Выглянул в окошко.               ( « Кот, петух и лиса»)

В этом домике на тесно,

 Всем зверушкам хватит места.

 Что за дом среди дорог?

 Этот домик….     («Теремок»)

 А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь).

На сметане мешён,

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок

Покатился…. (Колобок).

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку бабушка ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка).

 У отца был мальчик странный

Необычный деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино, сказка о Золотом ключике).

 Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Кто же это… (Репка)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Поросята)

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу. (Золушка)

Воспитатель: Молодцы все загадки отгадали .


- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась ещё страница. Какого она цвета? (синего)

 
- Покатился наш клубочек дальше! Посмотрите ребята, куда же клубочек нас привел?  Да здесь опять лежит записка от проказницы Бабы Яги.

 (Чтобы вам отыскать следующую страницу книги, вам нужно найти книжку с правильным названием этой сказки)

 «По-заячьему велению» 
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и семеро щенят»,
«Мальчик с ладошку;
«Сивка-Мурка»;

«Лисичкина-избушка».

- Отлично, ребятки, и с этим заданием вы справились! Вот нашлась последняя страница. Какого она цвета? (фиолетового)

- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая.
- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок, а  поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

3 Заключительная часть: 3 мин

-Давайте заглянем в наш сундучок!  А вот и наша новая книга сказок! Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! (в сундуке двойное дно, воспитатель достает настоящую книгу) А помогли нам замечательные добрые сказки! Вы доказали, что вы самые настоящие знатоки сказок.

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит,

Сказка обязательно,

Отворит все двери.

-Предлагаю наш клубок отправить в  сказку, он там может пригодиться другим героям. (Воспитатель бросает клубок за дверь).
 

Ребята, вам понравилось наше путешествие?  Какие задания вам понравились? Чему учат сказки?

Ребята, какое у вас стало настроение после путешествия по сказкам? Подойдите к столу и выберите смайлика – если у вас веселое настроение – улыбающегося, грустное настроение - грустного.  (Дети показывают гостям кто, какого выбрал смайлика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе Тема: «Сказка про глупого мышонка».

Познакомить со « Сказкой  про  глупого мышонка» С.Я. Маршака. Активизировать в речи названия животных, их звукоподражание, а также слова-прилагательные, характеризующие героев сказки....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу во второй младшей группе по сказкам К. И. Чуковского «Сказка в гости к нам пришла»

Цель: создать условия для знакомства детей с творчеством детского писателя К.И. Чуковского, посредством художественных произведений. Задачи:формировать знания детей о творчестве писат...

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»...