Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

       Чтение и заучивание С.А. Есенини "Черемуха"Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

• Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;

• Довести до сознания детей замысел поэта о красоте весны и таянии снега;

• Формировать умение понимать художественный образ веток черемухи через сравнение с кудрями

2. Развивающие задачи:

• Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;

• Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы;

• Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.

3. Воспитательные задачи:

• Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;

• Воспитывать любовь к художественному слову.

Материал: текст  стихотворения; картинки по содержанию стихотворения;  мнемотаблица; диктофон, ширма.

Словарь: "проталинка", "кудри", "душистая".

Предварительная работа:

Наблюдение за весенними явлениями в природе;

рассматривание пейзажных картин о весне;

чтение художественных произведений о весне;

заучивание стихов, закличек, песен о весне.

Организационный момент и введение в тему занятия.

Сегодня нас ждёт новое путешествие в Мир Искусства. Но, прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся- есть ли что-то необычное сегодня в нашей группе? (Звучит музыка, слышен шум леса, пение птиц).

Ребята, когда я шла сегодня в наш детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте.

Светает рано по утрам, проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает? (весна)

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется. (весна).

я предлагаю вам ребята поехать на поезде.

Артикуляционная гимнастика.

Вагончики зелёные

Бегут, бегут. бегут

А круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук.

Загудел паровоз

И вагончики повёз

Чох-чох, чох-чох, чу-чу

Далеко я укачу.

(Выглядываем в окошко)

Посмотрите внимательно и скажите, какое время года вы видите за окном? (Весна)

Почему вы так решили?

Что происходит весной с природой? (всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы).

Что происходит весной с деревьями, цветами? (набухают почки, появляются листочки).

Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнцу.

Давайте устроим привал " Привал у черёмухи".

Как тут красиво, садитесь на брёвнышки, и внимательно слушайте.

Послушайте стихотворения С. Есенина " Черёмуха"и представьте себе то, о чём в нём говориться.

Чтение педагогам стихотворения " Черёмуха"

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Беседа по содержанию.

- Понравилось вам это стихотворение?

- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, весёлое, ликующее).

- О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне).

- Какие слова поэт говорит о черёмухе? (черёмуха душистая, ветки золотистые,

кудри завила).

Послушайте стихотворение ещё раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны. Чтение стихотворения ещё раз.

Словарная работа.

- Как вы понимаете выражение:

"Волной гремучею" вода шумит, издаёт громкие звуки

"Вкрадчиво под кручею" осторожно, доверчиво, крутой спуск, обрыв

" Роса медвяная" капелька воды с ароматом мёда

" Зелень пряная" с острым ароматным запахом

"Зелень золотистая" листья на солнце переливаются жёлтым цветом

Это стихотворение написал замечательный великий поэт Сергей Есенин.

С раннего детства он полюбил русскую природу. Однажды играя во дворе со своими товарищами, он увидел белоснежно цветущее дерево, с ароматным запахом. С тех пор он чувствовал себя частью природы.

- Вспомните, как, рассказано о ручье? (маленький, серебряный).

- А как бы вы сказали, ручей, какой? (тёплый, быстрый, журчащий, чистый, холодный).

Физкультурная минутка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

Чтение стихотворения по частям и подбор картин каждой части.

- Чтение первой части (черёмуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная).

(а рядом у проталинки, бежит струиться маленький, серебряный ручей).

- Чтение отрывка ко второй части (черёмуха душистая, развесившись стоит, зелень золотистая на солнышке горит).

(ручей волной гремучею ветки обдаёт).

Повторное чтение стихотворения.

Давайте ещё раз послушаем стихотворение.

Слушаем диктофон на который было записано наше чтение стихотворения.

Итог.

О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне).

Кто его написал? (Сергей Есенин).

Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной?

Какая часть понравилась больше?

Мы оставим нашу запись на привале. Пусть лес радуется нашим голосам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.

Чтение и заучивание стихотворения С. А. Есенина «Черемуха»

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

• Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;

• Довести до сознания детей замысел поэта о красоте весны и таянии снега;

• Формировать умение понимать художественный образ веток черемухи через сравнение с кудрями

2. Развивающие задачи:

• Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;

• Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы;

• Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.

3. Воспитательные задачи:

• Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;

• Воспитывать любовь к художественному слову.

Материал: текст  стихотворения; картинки по содержанию стихотворения;  мнемотаблица; диктофон, ширма.

Словарь: "проталинка", "кудри", "душистая".

Предварительная работа:

Наблюдение за весенними явлениями в природе;

рассматривание пейзажных картин о весне;

чтение художественных произведений о весне;

заучивание стихов, закличек, песен о весне.

Организационный момент и введение в тему занятия.

Сегодня нас ждёт новое путешествие в Мир Искусства. Но, прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся- есть ли что-то необычное сегодня в нашей группе? (Звучит музыка, слышен шум леса, пение птиц).

Ребята, когда я шла сегодня в наш детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте.

Светает рано по утрам, проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает? (весна)

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется. (весна).

я предлагаю вам ребята поехать на поезде.

Артикуляционная гимнастика.

Вагончики зелёные

Бегут, бегут. бегут

А круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук.

Загудел паровоз

И вагончики повёз

Чох-чох, чох-чох, чу-чу

Далеко я укачу.

(Выглядываем в окошко)

Посмотрите внимательно и скажите, какое время года вы видите за окном? (Весна)

Почему вы так решили?

Что происходит весной с природой? (всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы).

Что происходит весной с деревьями, цветами? (набухают почки, появляются листочки).

Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнцу.

Давайте устроим привал " Привал у черёмухи".

Как тут красиво, садитесь на брёвнышки, и внимательно слушайте.

Послушайте стихотворения С. Есенина " Черёмуха"и представьте себе то, о чём в нём говориться.

Чтение педагогам стихотворения " Черёмуха"

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Беседа по содержанию.

- Понравилось вам это стихотворение?

- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, весёлое, ликующее).

- О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне).

- Какие слова поэт говорит о черёмухе? (черёмуха душистая, ветки золотистые,

кудри завила).

Послушайте стихотворение ещё раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны. Чтение стихотворения ещё раз.

Словарная работа.

- Как вы понимаете выражение:

"Волной гремучею" вода шумит, издаёт громкие звуки

"Вкрадчиво под кручею" осторожно, доверчиво, крутой спуск, обрыв

" Роса медвяная" капелька воды с ароматом мёда

" Зелень пряная" с острым ароматным запахом

"Зелень золотистая" листья на солнце переливаются жёлтым цветом

Это стихотворение написал замечательный великий поэт Сергей Есенин.

С раннего детства он полюбил русскую природу. Однажды играя во дворе со своими товарищами, он увидел белоснежно цветущее дерево, с ароматным запахом. С тех пор он чувствовал себя частью природы.

- Вспомните, как, рассказано о ручье? (маленький, серебряный).

- А как бы вы сказали, ручей, какой? (тёплый, быстрый, журчащий, чистый, холодный).

Физкультурная минутка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

Чтение стихотворения по частям и подбор картин каждой части.

- Чтение первой части (черёмуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная).

(а рядом у проталинки, бежит струиться маленький, серебряный ручей).

- Чтение отрывка ко второй части (черёмуха душистая, развесившись стоит, зелень золотистая на солнышке горит).

(ручей волной гремучею ветки обдаёт).

Повторное чтение стихотворения.

Давайте ещё раз послушаем стихотворение.

Слушаем диктофон на который было записано наше чтение стихотворения.

Итог.

О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне).

Кто его написал? (Сергей Есенин).

Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной?

Какая часть понравилась больше?

Мы оставим нашу запись на привале. Пусть лес радуется нашим голосам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде»           Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...