Конспект НОД по развитию речи.Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Церковникова Ольга Фаритовна

Игрушка -является главным атрибутом детских игр,но многие не могут составить её описание.Поэтому на наших занятиях мы учим наших ребят составлять рассказ-описание с опорой на схему,формируем навык создания синквейна(не рифмованное стихотворение из 5 строк).Это очень помогает ребятам составлять небольшие описания о любимых игрушках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация».

                 Составление  рассказа-описания «Моя любимая игрушка»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественно-эстетическая  деятельность, музыка, безопасность.

Задачи:  

1. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему.

2.Формировать навык создания синквейна.

3.Активизировать  словарь по теме "Игрушки", совершенствовать грамматический строй  речи.

4.Развивать слуховое и зрительное восприятие.

5. Развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения.

6.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа: чтение стихов  А.Барто «Игрушки», рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек методом оригами, художественно-эстетическая деятельность: обводка трафаретов и раскрашивание, дидактические игры: «Домино», «Лото» «Из чего сделаны?».

Оборудование и материал: игрушки (машина, мяч), алгоритм-схема описания игрушки, музыкальный центр, диск с музыкальным произведением, раскраски, карандаш, мольберт, сказочный персонаж Чебурашка.

Ход:

1. Мотивация. (звучит музыка)

- Дети, рано утром к нам в группу принесли посылку, а чтобы узнать, что в посылке нужно отгадать  загадку: 

Этот милый, странный душка
 Безымянною игрушкой 
 Был когда - то в магазине, 
 Сказки ждал он на витрине. 
 И дождался. Стал известным 
 Своей сказкою чудесной. 
 Ты меня, малыш, послушай, 
 У него большие уши, 
 Он коричневого цвета, 
 Его любят все на свете, 
 Знает каждая дворняжка 
 Друга Гены - .....

- Правильно, это  Чебурашка. Чебурашка сказал мне, что  скучно  ему одному, а у нас в группе много  игр и игрушек. Давайте познакомим  Чебурашку с  разными играми и игрушками. Посадим его на стульчик, так чтобы Чебурашка видел,  как мы играем и занимаемся.

2.

- Игра: «Внимательные ушки». Я буду называть разные предметы и игрушки.  Вы хлопаете  в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек (машинка, кукла, кубик, береза, юла, матрешка, погремушка, воробей, мячик, лошадка,  барабан, неваляшка,  телевизор, самолетик, кораблик).

3. - А вот еще одна игра. Игра называется «Расскажи какие?»

  (Мишка, матрешка,  самолетик)

- Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)

-  Как мы назовем  одним словом? (игрушки). (Дети садятся на стульчики)

4. Составление рассказа описания по схеме (игрушка- машинка)

-А еще, Чебурашка, наши дети  учатся составлять описательные рассказы  об игрушке по схеме (рассматривание схемы-алгоритма: название, цвет, из каких частей и материала сделана игрушка, ее назначение).

Образец составление описательного рассказа воспитателем:

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют.(Машинку возят, катают)

( составление описательных рассказов детьми).

- Чебурашка, а еще в нашей группе  много разных  игрушек: юла, барабан , куклы и самолетик. Посмотри как наши ребята умеют превращаться  в  самолетики.

5. Физпауза  (показать игрушку- самолет)

Самолетик-самолет (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими.)
Отправляется в полет                    (Вращают кулачками перед грудью и рычат.)

Завели мотор –р -р  -р

Зарычал мотор – р-р-р

Заворчал мотор –р –р- р

Заурчал мотор –р-р-р

Загудел самолет – у- у –у             (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук –у-)

И отправился в полет –у- у -у       (Бегут друг за другом  по кругу)

Приземлился самолет,                   (Приседают на одно колено)

Вот и кончился полет.

6.  Дети мы с вами отгадывали загадки об игрушках, играли в разные игры, составляли описательный рассказ об игрушках. А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение. Стихотворения бывают рифмованные и не рифмованные. Вот такое  нерифмованное стихотворение  мы  сейчас составим об игрушке.

Но вначале  отгадайте загадку:

Его пинают, а он не плачет,

                                                 Его бросают - назад скачет.( Мяч)- картинка мяча?!

(Составление синквейна) по игрушке-мячику:

-Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек;

- На  первой строке я выкладываю треугольник оранжевого цвета. Он обозначает слово- предмет. Что это? (мяч)

- На следующей  строчке выкладываем два зеленых треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: какой мячик? (резиновый, разноцветный).

- Далее строка состоит из трех треугольников красного цвета. Подбираем слова-действия. Что мяч делает? (лежит, катится, прыгает).

- Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов: девочка, мяч, играет (Девочка играет с мячом).

- И последняя строчка – это одно слово. Оно будет также обозначаться  так же треугольником оранжевого цвета. Назовите к какой группе предметов это слово относится? (слово-ассоциация: игрушка)

- А сейчас послушайте, какое у нас получилось стихотворение:

-мяч;

-круглый резиновый;

-лежит, катится, прыгает;

-Девочка играет с мячом;

-игрушка.

7. Итог.  

- Чебурашка, тебе понравилось у нас? Ребята, Чебурашке интересно, а вы знаете как правильно надо ухаживать за игрушками? А чем мы сегодня занимались?

Последующая работа: отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры «Лото», «Домино», «Из чего сделаны?», чтение художественной литературы: В. Катаева «Цветик- семицветик ».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательного рассказа об игрушках"

Обогащение знаний детей об игрушках с применением средств ИКТ....

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке – заяц» Средняя группа

Занятие по развитию речи поможет развить умение по составлению описательного рассказа по игрушке - заяц....

Конспект ООД по развитию речи:Составление рассказа «Путешествие по любимым местам станицы Ленинградской» в подготовительной логопедической группе.

Данная организованная образовательная деятельность расширяет представления детей о родном крае:  станице и их достопримечательностях. Воспитывает ответственность за сохранение культурно-историчес...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке».

Цель: развитие умения составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.Программные задачи:  Связная речь: учить детей по вопросам составлять описание иг...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа...

Конспект занятия для подготовительной группы «Развитие речи» составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка».

Цель: составление  рассказа-описания «Моя любимая игрушка».Задачи:  - продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;- активизировать  словар...