Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», тематический блок «Развитие речи» тема: Весна (составление рассказов с наглядной опорой на серию сюжетных картинок) (подготовительная к школе группа компен
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zayats_i_morkovka.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Чебурашка»
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие», тематический блок «Развитие речи»
тема: Весна (составление рассказов с наглядной опорой на серию сюжетных картинок)
(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОНР)
Подготовила: Метельская Е.С.
Воспитатель
г. Краснокаменск 2017
Цель образовательной ситуации: учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Задачи приоритетной образовательной области:«Речевое развитие»
Образовательные задачи:
- Учить выделять при рассматривании картинок время события, место события, общих героев, их действия и обозначать их символами.
-Продолжать учить использовать схему при составлении рассказ.
- Продолжать учить составлять логически правильный рассказ по схеме.
- Закреплять представления о весне и ее приметах;
Развивающие задачи:
- продолжать учить правильно строить предложения сложноподчинённого характера;
-развивать монологическую и диалогическуюречь;
-уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Весна»: теплое, яркое, подпрыгивать, расстроился, растаял.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Задачи ОО в интеграции:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: развитие умение самостоятельно объединять и договариваться для совместной деятельности.
ОО «Физическое развитие»: формирование потребности в ежедневной двигательной активности.
Предпосылки универсальных учебных действий:
КУУД –уметь взаимодействовать в паре, договариваться, слушать товарища.
ПУУД –установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
РУУД –уметь составлять рассказ по схеме.
Оборудование для педагога:серия сюжетных картинок, схема алгоритма, схема составления рассказа.
Оборудование для детей: на каждый стол: серия сюжетных картинок, схема составления рассказа, картинки Незнайки для рефлексии.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап: создание мотивационного поля, актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид детской деятельности) | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребёнка | Формы работы | Образователь- ные цели и задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать. Март – и день прибавился, Март – и снег убавился. Уходи, мороз, поскорей К нам грачи летят, и ручьи звенят. О каком времени года эта загадка? (о весне) А вы знаете признаки весны? (да) Проверить ваши знания поможет игра «Хлопни-топни» Игра «Хлопни – топни» Если я назову правильный признак весны, хлопните 1 раз в ладоши, а если неправильный, топните 1 раз. «Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелётные птицы. На реке начался ледоход. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды». Молодцы, вы знаете все признаки весны и смогли исправить мои ошибки. Ребята, я получила письмо от Незнайки. Хотите узнать, о чем он пишет? (да) «Здравствуйте ребята! Мой друг прислал мне картинки, он хочет рассказать мне какую-то историю, но у меня не получается понять эту историю. Помогите мне! Расскажите эту историю и отправьте мне письмо.» Поможем Незнайке понять какую историю хотел рассказать ему друг? (да) | Речевое развитие (коммуникативная) | Слово | беседа | Заинтересовать детей и стимулировать их к составлению рассказа | Обладает установкой положительного отношения к предстоящей деятельности |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап: открытие детьми нового знания, самостоятельное применение нового знания на практике)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Наличие средства у детей | Формы работы | Образователь ные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
2 часть (основная) 1 этап Паровозик из картинок - Ребята, расставьте эти картинки в одну линию слева направо. (воспитатель вызывает ребенка, который расставляет картинки) - Давайте посмотрим, что изображено на первой картинке? - на второй? - на третьей? - на четвертой? - Чтобы вам было легче составить рассказ, мы будем выкладывать схему рассказа. 2 этап Определи время событий -Определите, в какое время года происходит это событие? (Весной) - Почему вы думает, что это весна? (потому что светит ярко солнце, снеговик тает, видна зеленая травка). - Какая погода изображена на этих картинках? (пасмурная, солнечная) -Как изменилась погода на этой картинке? -Выглянуло солнце. -Как оно светит? (ярко) -Какое время суток на картинках? (день) -Почему вы думаете, что это день?(потому что светит солнце). -Найдите символ, обозначающий время события. (ребенок выбирает и выставляет символ) 3 этап Назови место, где происходят события -Как вы думаете, в каком месте происходят события? -На полянке возле леса. -Покажите символ, обозначающий место, где происходит событие. 4этап Найди общих героев на всех картинках -Посмотрим на каждую картинку и найдём главного героя, который изображен на всех картинках. -Главный герой-заяц, потому что он нарисован на всех картинках -Давайте придумаем ему имя. -Его зовут Коська. - Откуда прискакал заяц? (из леса) - Кто еще есть на все картинках? (снеговик) - Кто из них больше? -Найди символ, обозначающий героев на этих картинках. (ребенок выбирает и выставляет символ) 5 этап Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает. Что делает Коська на первой картинке? (подпрыгивает) - Зачем он это делает? - Хочет достать морковку. - Получается у него достать морковку? (нет) -Почему? (потому, что снеговик высокий, а зайка маленький) - Что делает Коська на второй картинке? (принес лестницу) -Откуда он ее принес? (со двора) - Для чего? (чтобы достать морковку) -Помогла ли лестница Коське? (нет. Т.к. она была короткая) - Что делает Коська на третьей картинке? (заяц сел на лесенку) - Зачем Коська сел на лестницу? (он расстроился, что не смог достать морковку) - Что происходит со Снеговиком? (начал таять) - Почему? (солнышко выглянуло из-за туч) - Что делает Коська на четвертой картинке? (ест морковку) -Почему он смог ее взять? (потому, что снеговик растаял) -Почему снеговик растаял? (Солнышко стало греть сильно) -Расскажите, какой стал снеговик? (снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился) -Найди символ, обозначающую действия героев. (ребенок выбирает и выставляет символ) 6этап «Что за чем» - Предлагаю вам выбрать понравившуюся картинку. (одного ребенка вызвать) - Расскажи, пожалуйста, что делает Коська и зачем он это делает? -Что происходит со снеговиком на вашей картинке? (ребенок рассказывает и ставит картинку отдельно). - А что Коська делал раньше? Зачем он это делал? (Воспитатель вызывает следующего ребенка) - Что Коська делал, позже и зачем? (Воспитатель вызывает следующего ребенка) -А какой был снеговик в начала, а какой позже? - Ребята, у вас получилось разложить картинки по порядку: что было вначале, а что потом. -Найди символ, обозначающий что сначала, что потом. (ребенок выбирает и выставляет символ) Физкультминутка Физкультминутка. Мы ногами топ-топ Мы руками хлоп-хлоп Мы глазами миг-миг Мы плечами чик-чик Раз присели Два-привстали Руки кверху все подняли Сели-встали, сели-встали И подскоки делать стали А потом пустились вскачь, Раз-два, раз-два На пары нам разбиться пора. Вот как вы встали парами, так и дальше будете работать. Проходите и садитесь за столы. 7 этап «Составь рассказ» - Ребята, мы рассмотрели картинки и теперь нам надо составить по ним рассказ для Незнайки. При составлении рассказа мы будем использовать схему рассказа. Давайте ее повторим: я буду показывать, а вы хором называть. - Теперь я расскажу вам свой рассказ. Образец рассказа. На полянке возле леса стоял снеговик. Он был веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодный. Заяц увидел морковку и подумал: «Какая длинная и вкусная морковка». Заяц подпрыгнул, но достать не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким. Тогда заяц принес лестницу и подставил к снеговику. Заяц залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой, но не смог достать морковку, т. к. лестница была короткой. Заяц Коська очень расстроился. Он сел на лестницу и загрустил. А это время солнце вышло из-за тучи, пригрело снеговика, и он стал таять. Солнце светило все ярче, и снеговик растаял. Лестница, на которой сидел зайка, упала. Коська присел на задние лапки, взял морковку и стал ее грызть. - У меня получился рассказ? - Но мы должны написать Незнайке ответ. Кто из вас составит рассказ о том, как Коська доставал морковку, а я запишу и пошлю Незнайке? - Молодцы, хорошее письмо получилось! Рассказы в парах - А сейчас я вам предлагаю поработать в парах и рассказать друг другу свой рассказ о том, как Коська доставал морковку. У вас на столе лежат схемы и правильно расположенные картинки. Рассказывать друг другу вы будете по алгоритму. Алгоритм: -Сначала вы договариваетесь, кто будет первым рассказывать. - Затем первый рассказывает, а второй слушает. -Потом вы поменяетесь: второй рассказывает, а первый слушает. -После того как вы оба расскажете свой рассказ, поднимаете руки вверх. Дети в парах рассказывают рассказы по схемам. Анализ работы в парах: - Кому чей рассказ понравился и почему? -Почему вы смогли справиться с заданием? -Вам было интересно работать в парах? | Речевое развитие (коммуникативная) Речевое развитие (коммуникативная) Речевое развитие (коммуникативная) Речевое развитие (коммуникативная) Речевое развитие (коммуникативная) Речевое развитие (коммуникативная) Физическое развитие (двигательная) Речевое развитие (коммуникативная) Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная) | Слово Картинки для составления рассказа Схема для составления рассказа Схема и картинки для составления рассказ, | Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа Физкультминутка Беседа Беседа | Развивать диалогическую речь Учить выделять при рассматривании картинок время событий Учить выделять при рассматривании картинок место событий Учить выделять при рассматривании картинок общих героев Учить выделять при рассматривании картинок действия героев Учить выделять при рассматривании картинок последовательность действий Сохранять и закреплять физическое здоровье. Учить составлять логически правильный рассказ по схеме Развивать умение самостоятельно объединять и договариваться для совместной деятельности. | Умеющий слушать взрослого, отвечать на вопрос и выполнять его инструкции Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей У ребенка развита крупная моторика Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью Ребенок способен договариваться и учитывать интересы других |
Заключительная часть (итог занятия, рефлексия, оценка)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Наличие средства у детей | Формы работы | Образователь ные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
-Что мы сегодня с вами делали на нашем занятии? (помогли Незнайке понять, какая история нарисована на этих картинках) -как мы это делали? (рассматривали картинки, составляли рассказ, выставляли схемы, расставляли картинки по порядку, написали письмо Незнайке) - Мы с вами отправим это письмо Незнайке. Если у вас получилось составить рассказ - поднимите весёлого Незнайку, а если нет - то грустного. | Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная) | Слово, картинки Незнайки | Рефлексия. | Формировать умение оценивать свою деятельность. | Ребенок способен к принятию собственных решений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» в старшей подгруппе на тему: « Весна – красна идёт».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» в старшей подгруппе на тему: « Весна – красна идёт»....
Конспект организованной образовательной деятельности (итоговое). Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Тема: «Весна»
Конспект организованной образовательной деятельности (итоговое). Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине А.А.Пластова «Первый снег».
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление описательного рассказа по картине А.А. Пластова «Первый снег».Цель: Развивать навыки творческ...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тематический блок «Ознакомление с миром природы». На тему: «Домашние животные» для детей 3-4 лет (комплексное занятие).
Представлен конспект по окружающему миру на тему "Домашние животные" для детей 3-4 лет....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему: «Путешествие по сказке «Три поросёнка»
Данный конспект занятия разработан по образовательной области «Речевое развитие». Целью, которого является формирование социальной компетентности дошкольников: доброты, взаимопомощи, сочув...