Звуковая культура речи: самостоятельное интонационное выделение звука в слове
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Готочкина Ирина Васильевна

Цель: формирование навыков правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_fevralya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Звуковая культура речи: самостоятельное интонационное выделение звука в слове.»

Составила: Готочкина И.В. воспитатель

средняя группа

                                                                                                13 февраля 2020 года    

Цель занятия: Формирование навыков правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать артикуляционный аппарат детей. Формировать умение слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно. Знакомить детей с термином «звук».

Развивающие:

Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, внимание.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие, социализация.

Методы и приемы: игровой, практический, словесный, наглядный.

Демонстрационный материал. Игрушки: кукла, кошка, собака. Картинки: домик, курица, петух, цыпленок,

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

Логопедическое упражнение «Качели».

Воспитатель: дети, давайте вспомним как мы качаемся на качелях: то взлетаем вверх, то опускаемся вниз.

Воспитатель: давайте мы «покачаем на качелях язычок». Для выполнения этого упражнения рот должен быть приоткрыт, губы растянуты в улыбке,

зубы должны быть видны. Нужно широкую часть языка положить на нижние зубы и удерживать язык в таком положении (воспитатель считает

про себя до пяти), потом по команде педагога положить язык широкой

частью на верхние зубы, удерживая его в этом положении. Воспитатель

показывает, как «качается его язык на качелях», а потом предлагает сделать это детям. Поочередно под команду воспитателя «вверх-вниз» дети

меняют положение языка. Упражнение повторяется три-четыре раза.

Пальчиковая гимнастика «Петушок - Курочка»

II. Воспитатель: (вывешивает картинку домика) ребята, в этом домике живет одно дружное семейство. А кто там живет, вы должны догадаться, послушав, как разговаривают жильцы домика.

«Ко-ко-ко!» — дети угадывают: «Курочка!»

«Ку-ка-ре-ку!» — дети кричат: «Петушок!»

«Пи-пи-пи!» — «Цыпленок!» — отвечают воспитанники.

Педагог вывешивает на магнитную доску рядом с домиком курицу, петушка и цыпленка и называет их, интонационно выделяя звук «к»: «домиккк», «петушоккк», «кккурица», «цыпленоккк».

Воспитатель: ребята, услышали ли вы, как я в этих словах громко произносила звук «к», (повторяет каждое слово еще раз с интонационным выделением этого звука и после произнесения каждого слова спрашивает детей, услышали ли они в нем звук «к», а затем спрашивает выборочно детей индивидуально, какой звук она громко произнесла в слове «петушоккк», добиваясь ответа: «Звук ,,к“» т. д.)

III.

Воспитатель: ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Поезд».

«Поезд» будет «ездить» по комнате и останавливаться на разных «станциях». «Станции» — стулья. Каждая «станция» имеет свое название — по названию игрушки, которая находится на этом стуле.

Дети выстраиваются друг за другом и «едут» по комнате, стуча ногами и произнося: «Чу-чу-чу-у-у!» Педагог в начале игры возглавляет «поезд», показывая детям все необходимые движения. Доехав до первой станции, поезд прекращает свое движение.

Воспитатель: «Остановка ,,Ккуккла“», четко подчеркивая с помощью интонации звук «к».

Софья, назови, как называется станция, выделяя звук «К».

Амет, назови, как называется станция, выделяя звук «К». (еще 2-3 ребенка произнося слово с интонационным выделением звука «к» вместе с ними.)

Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все остановки. По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на то, что во всех названиях остановок («Кукла», «Кошка», «Собака» и других) есть звук «к».

IV. Рефлексия

Ребята, с каким дружным семейством мы с вами сегодня познакомились?

В чем живут петушок, курочка и цыпленок?

В какую игру мы играли?

Как назывались станции?

Что мы выделяли в словах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Задачи:1.        Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2.        Упр...

Конспект НОД по звуковой культуре речи "Введение понятия "согласный звук".

Предлагаю конспект по звуковой культуре речи для детей старшей группы детского сада. Надеюсь данный материал будет интересен и полезен....

Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе: «Звук «С» и «Сь».

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей....