Как ввести звуки в речь
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Как ввести звуки в речь
Нередко учителя-логопеды и родители школьников сталкиваются с проблемой недостаточной автоматизации (введения в речь) ряда уже поставленных звуков. Иногда ребенок поступает в школу, имея в арсенале правильную артикуляцию изолированных звуков, которую необходимо закрепить как единственно возможную при произнесении. В любом случае, каждый родитель должен понимать: без участия семьи автоматизация поставленных учителем-логопедом звуков невозможна. Если Вас беспокоит будущее вашего ребенка с ОВЗ, Вы понимаете, что ребёнок неправильно произносит ряд звуков или один звук, поинтересуйтесь, какие действия предпринимает учитель-логопед для преодоления нарушения звукопроизношения у вашего ребенка. Если учитель-логопед рекомендует вводить в речь определенные звуки, вы можете использовать для закрепления правильного произнесения этих звуков чистоговорки. На данном этапе просите ребенка повторять слоги и слова не с дефектно произносимым звуком, а с новой «песенкой», воспроизводящей верную артикуляцию, поскольку просьба повторить знакомый звук чаще всего вызывает у школьника желание вернуться к дефектному произнесению. Подобным методом логопеды (в частности, Э.Я. Сизова) пользуются много лет с целью успешного формирования нового «динамического стереотипа» в сознании ребенка.
Примеры чистоговорок.
Чистоговорки со звуком [с]. Просим ребенка петь «песенку водички» (не звук [с]), повторяя слоги и слова.
СА-СА-СА – ОСА АС-АС-АС – ПАС
СА-СА-СА – КОСА АС-АС-АС-ГАЗ [C]
СУ-СУ-СУ – НЕСУ ОС-ОС-ОС – НОС
СЫ-СЫ-СЫ – ВЕСЫ ОС-ОС-ОС-ВОЗ [C]
СЫ-СЫ-СЫ-НОСЫ ЫС-ЫС-ЫС-МЫС
СА-СА-СА – НА НОСУ ОСА
СУ-СУ-СУ-Я ВЕСЫ НЕСУ
СУ-СУ-СУ – СТАДО Я ПАСУ
ОС-ОС-ОС- У СОНИ НАСОС
Чистоговорки со звуком [ш]. Поем «песенку змейки», повторяя слоги и слова.
ША-ША-ША – ДУША АШ-АШ-АШ – НАШ
ША-ША-ША – ЛАПША АШ-АШ-АШ – ВАШ
ШУ-ШУ-ШУ – НОШУ АШ-АШ-АШ – БАГАЖ[Ш]
ШИ-ШИ-ШИ – СУШИ ОШ-ОШ-ОШ – НОЖ[Ш]
ШИ-ШИ-ШИ – МАШИ ЫШ-ЫШ-ЫШ – МЫШЬ
ША-ША-ША – КАША ХОРОША
ШО-ШО-ШО – ПИШУ Я ХОРОШО
АШ-АШ-АШ – ЭТО НАШ БАГАЖ [Ш]
ЫШ-ЫШ-ЫШ – В КАМЫШАХ МЫШЬ
Чистоговорки со звуком [л]. Поем «песенку самолетика», повторяя слоги и слова.
ЛА-ЛА-ЛА – ПИЛА АЛ-АЛ-АЛ – ВАЛ
ЛА-ЛА-ЛА – СМОЛА АЛ-АЛ-АЛ – КАНАЛ
ЛО-ЛО-ЛО – ВЕСЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ – ПОЛ
ЛО-ЛО-ЛО – СЕДЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ – ПОВЕЛ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – МАЛЫ УЛ-УЛ-УЛ – ГУЛ
ЛУ-ЛУ-ЛУ – СТОЛУ УЛ-УЛ-УЛ – СТУЛ
ЛА-ЛА-ЛА – МИЛА МАЛА
ЛО-ЛО-ЛО – У ГАЛКИ КРЫЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ – ЛУЖА НА ПОЛУ
ОЛ-ОЛ-ОЛ – ВОТ ЕЛОВЫЙ ПОЛ
УЛ-УЛ-УЛ – Я ПОСТАВИЛ СТУЛ
АЛ-АЛ-АЛ – ГОЛУБОЙ КАНАЛ.
Чистоговорки со звуком [р]. Поем «песенку тигра», повторяя слоги и слова.
РА-РА-РА – ГОРА АР-АР-АР – ЖАР
РА-РА-РА – НОРА АР-АР-АР – ВАР
РО-РО-РО – ВЕДРО ОР-ОР-ОР – БОР
РО-РО-РО – МЕТРО ОР-ОР-ОР – ДОЗОР
РЫ-РЫ-РЫ – ДВОРЫ УР-УР-УР – ШНУР
РУ-РУ-РУ – БЕРУ ИР-ИР-ИР – МИР
РА-РА-РА – ЖАРКАЯ ПОРА
РО-РО-РО – КРАСНОЕ ВЕДРО
РУ-РУ-РУ – СМОРОДИНУ БЕРУ
ОР-ОР-ОР – ЗА ГОРОЮ БОР
УР-УР-УР – ПРОЧНЫЙ ШНУР
ЫР-ЫР-ЫР – У СЫРА МНОГО ДЫР.
На конечном этапе автоматизации можно объяснить ребенку, что он произносит не «песенки», а звуки. Далее возможен переход к букве. Уважаемые родители! Запомните! Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.
Желаю Вам успехов в воспитании Ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков или вводим звуки в речь.
Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, ра...
. Автоматизация звуков. Роль семьи в введении звука в речь.
Роль семьи в введении звука в речь....
«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»
Коррекция звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время: (сформировать артикуляционную ба...
Тема: «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».
Коррекция звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время: (сформировать артикуляционную ба...
Автоматизация звуков или вводим звуки в речь
Эти игры помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь...
"Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"
Османова Г. А., Перегудова Т. С.Изд. Каро, 2010 г."Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"Пособие представляет собой систему карточек...
Методическая разработка по коррекции изолированного звукопроизношения, автоматизации звука в речи, соотнесения звука и буквы, формирование навыков чтения на материале слогов с использованием методов и приёмов образовательной кинезиологии.
Методическая разработка позволяет упражнять ребёнка в автоматизации звуков как раннего онтогенеза так и различных групп звуков смешиваемых в произношении, дифференциации по звонкости-глухости, твёрдос...