Тема: «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) на тему

Хорлуг-оол Кузел Киим-ооловна

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную базу звуков, осуществлять развитие речевого дыхания и голоса, вести систематическую работу по развитию фонематического восприятия, совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук.)  После того как звук поставлен, наступает этап его автоматизации – самый сложный и длительный этап коррекционной работы. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема:  «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных           звуков».

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную базу звуков, осуществлять развитие речевого дыхания и голоса, вести систематическую работу по развитию фонематического восприятия, совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук.)  После того как звук поставлен, наступает этап его автоматизации – самый сложный и длительный этап коррекционной работы. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.                                                                                                             С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных  речедвигательных связей на различном  речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации  правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах;  автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных  рассказах; автоматизация звука в разговорной речи (Л.С.Волкова, Т.В.Волосовец, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.)                                                                                                   Прежде всего звук вводится в слоги. Слог – более простая единица по сравнению со словом. Слоги лишены смысла, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. С другой стороны, именно то, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания, эта работа является наиболее сложной. Перед логопедами-практиками всегда стоит задача создания и внедрения в практику разнообразных упражнений для автоматизации произнесения звука в слогах. При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в  слоги со стечением согласных   (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сма, сны, ско, сфу и т.п. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к непосредственно образовательной  деятельности, пропадает желание посещать кабинет учителя – логопеда. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Это позволяет решить сразу несколько задач: пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти (О.В. Шичанина).                                                                                                Автоматизация звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.

Пример: пальчиковая игра: «Здравствуй, пальчик!»                                                                              Большой палец поочередно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги: са, сы, со, су или др.

Упражнение «Поиграй на пианино» (способствует быстрейшей автоматизации звука в слогах). Ребенок молча,  поочередно ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетав каждый удар с произношением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется.  Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.          

Дидактическая игра; «Собери цветы».  

Цели: закрепить понятия звук и буква. Повысить интерес детей на этапе автоматизации. Упражнять в правильном произношении звука     [Ш], ([Ж]) в начале слов; развивать речь, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, умение ориентироваться, мелкую моторику  пальцев рук; обогащать словарный запас.

Оборудование: изображения лепестков цветов с предметными картинками, в названия которых есть звуки [Ш], ([Ж]), круги с буквами Ш,Ж.                                                                      Игра «Закончи слово».  Учитель-логопед заранее подбирает и раскладывает 6-8 карточек, названия которых заканчивается слогами: са, сы, со, су. Он произносит начало слова, а ребенок договаривает последний слог и берет картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает логопед. Примерные картинки для игры: ли-са, ве-сы, ко-са, ча-сы, о-са, бу-сы, коле-со, колба-са и др.  

«Загадки».

 Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

 Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

 Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые.

 Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

 Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирают по 20-30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых  входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных).

    Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. Вначале звук автоматизируется в словах, простых по фонетическому составу  и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации  звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих  данный звук (придумывание  слов с данным звуком,  «расшифровка» перепутанных слов). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в слогах и  словах. Нужно вводить  упражнения, направленные на активизацию мыслительной деятельности  детей  («Скажи, что лишнее; «Назови иначе»; «Назови одним словом» и др.). Эффективности  процесса  автоматизации способствует работа над сложными  формами звукового анализа и синтеза, деятельность по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к  другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Умение четко и быстро определять звуковую структуру  слова является необходимым условием правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.  Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.                                                                               Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый  звук  и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Сначала учитель-логопед придумывает предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой. Например, со словами сани, Соня, сова составляются следующие предложения: Саня сломал свои сани. Соня сама ест суп. Сова сидит на сухом суку. Далее по наводящим вопросам ребенок сам придумывает предложение к картинке. Так, по картинке «Сад» можно спросить. «Где стоит скамейка?» Ребенок отвечает: «Скамейка стоит в саду». Постепенно дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами, следить, чтобы в них входило больше слов с нужным звуком.

        Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях учитель-логопед подбирает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например «Са-са-са - у Сони длинная коса» говорит. Потом только называет слоги ( са - са- са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

  Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

Этапом автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладевает навыком правильного произнесения  "нового" звука в обычной разговорной речи.               

                           Мастер – класс для родителей

«Автоматизация звуков»

Цель мастер-класса: 

познакомить родителей с положением органов артикуляции, голосовых связок,  направлении воздушной струи,  необходимых для правильного произношения звуков речи, с этапами и эффективными приемами автоматизации звуков.

Задачи: 

  • Познакомить родителей с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • показать практическую значимость правильного звукопрозношения в жизни ребенка.

  План проведения мастер- класса: 

  • проведение занятия с воспитанниками с демонстрацией приёмов эффективной работы;
  • презентация педагогического опыта педагогом мастером;
  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), проведение игр по автоматизации звуков с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: 

  • Участники мастер-класса получат знания о  эффективных приемах автоматизации звуков;
  • Родители будут использовать приобретенные знания и приемы в занятиях с детьми дома, что будет способствовать совершенствованию звукопроизношения у дошкольников.

Для чего нужна автоматизация звуков?                 

У многих несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Он будет допускать ошибки, в  словах, которые отличаются только этими звуками: шок – сок, шар – жар, лак – рак щель – цель и т.д. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

Что затрудняет автоматизацию звуков:

- наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;

- наличие неврологической симптоматики у ребенка;

- недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка;

- отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением;

- отсутствие заинтересованности в результатах работы.

Этапы и последовательность автоматизации звуков:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого   звука.

Развитие моторики речевого аппарата.

Постановка звука.

Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Последовательность автоматизации звуков:

 В слогах

 В словах

В словосочетаниях

В предложениях

В связной речи

  Пальчиковая игра: «Здравствуй, пальчик!»                                                                              Большой палец поочередно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги: са, сы, со, су или др.                                                                                                               Упражнение «Поиграй на пианино» (способствует быстрейшей автоматизации звука в слогах). Ребенок молча,  поочередно ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетав каждый удар с произношением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется.  Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.                                                                                              Игра «Закончи слово».  Учитель-логопед заранее подбирает и раскладывает 6-8 карточек, названия которых заканчивается слогами: са,сы,со,су. Он произносит начало слова, а ребенок договаривает последний слог и берет картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает логопед. Примерные картинки для игры: ли-са, ве-сы, ко-са, ча-сы, о-са, бу-сы, коле-со, колба-са и др.  

Дидактическая игра; «Собери цветы»                                                                                      Цели: закрепить понятия звук и буква. Повысить интерес детей на этапе автоматизации. Упражнять в правильном произношении звука     [Ш], ([Ж]) в начале слов; развивать речь, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, умение ориентироваться, мелкую моторику  пальцев рук; обогащать словарный запас.Оборудование: изображения лепестков цветов с предметными картинками, в названия которых есть звуки [Ш], ([Ж]), круги с буквами Ш,Ж.                                                                                                               «Загадки».                                                                                                       Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен  догадаться  о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.                                                                                                            «Чего не стало?»                                                                                                                             Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?                                                                                                                               Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

 Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

 Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» -потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

 Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом

 Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот одна из них, которая нравится многим детям.

    «Найди ошибку».

 Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц.

 Например, такие:

 На бахче растут медузы. Расцвели на клумбе козы.

 В море плавают арбузы. На лугу пасутся розы.

 В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

                                                                                                                 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [С].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Ж].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Как закрепить поставленный звук в речи ребёнка

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве -  одно из основных условий нормального развития ребёнка и дальнейшего его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимод...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....