Программа по развитию речи с использованием инновационной технологии камешки"Марблс"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Программа расчитана для делей 1 младшей группы (2-3 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_abzalovoy_n.l.docx | 190.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………………... 3
- Актуальность, цель, задачи рабочей программы ………………….……… 4
- Этапы работы кружка ………………………………………………………. 4
- Предполагаемый результат обучения ……………………………………... 4
- Инструменты и материалы, применяемые на занятии с детьми 2-3 лет … 4
- Методы и приемы работы с детьми ……………………………………....... 4
- Календарно тематическое планирование ………………………………….. 6
- Мониторинг развития речи ……………………………………………….… 11
- Мониторинг развития мелкой моторики рук …………………………….... 12
- Методическая литература …………………………………………………...13
2
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
Пояснительная записка
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является сформированная устная речь, в настоящее время число речевых нарушений растет. Дошкольникам требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают
дети с общим недоразвитием речи. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
- психологическими особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка [5, с. 3-18].
Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Применение камешков «Марблс» - это один из инновационных приёмов обучения, интересный для детей. Игры с камешками «Марблс» воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью
камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.
Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
3
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешков
Марблс способствует развитию речи.
Цель - развитие речи при помощи развития мелкой моторики рук.
Задачи:
- стимулировать речевую активность;
- развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
- обогащать словарный запас.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятий составляет 8 минут. Общее количество учебных занятий в год – 36 часов.
Мониторинг. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогический мониторинг) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае). Для мониторинговых исследований применяю методику Ю.А. Aфонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности» в соответствии с образовательной программой. Результаты освоения образовательной программы фиксирую в диагностических картах.
- программе использованы различные формы организации детской деятельности: занимательное дело (занятия), творческие задания, фронтальная работа, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, сюжетная подача материала, элементы театрализованной деятельности.
- начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики физминуток воспитатель подбирает самостоятельно [1, с. 36]. Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май.
Формы проведения итогов реализации программы: открытые НОД для педагогов и родителей.
Планируемые результаты. По завершению реализации образовательной программы «Разноцветное волшебство» у воспитанников наблюдается значительное повышение уровня развития речевых способностей; расширяется и обогащается словарный запас; развивается мелкая моторика рук.
Для реализации программы необходимо следующее обеспечение: картотека картинок, набор камушков Марблс, карточки с эталонами цвета, карточки с заданиями.
4
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
Обоснование социальной значимости. В результате реализации программы у детей сформировался интерес к предлагаемой деятельности, повысилась познавательная активность, проявился интерес к совместной деятельности со взрослым, увеличилась потребность ребенка в общении посредством речи. Используя полученные на занятиях навыки в повседневной деятельности, дети с радостью играют в игры с камешками.
5
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
Календарно - тематическое планирование
Октябрь
- «Знакомство»
Цель: привлечение внимание ребёнка к тактильному объекту. Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает поперебирать камушки руками. При этом педагог знакомит с текстурой – стеклянные, гладкие; качеством – хрупкое, прозрачное; цветом – красный, синий, зелёный и т.д. Ёмкость с камушками «Марблс»
2 «Найдём предмет»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы,
отличающихся от камушков «Марблс»
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить, что это. Ёмкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндеров.
- «Змейка»
Цель: учить раскладывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает выложить длинную змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета). Камушки «Марблс»
- «Помоги»
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно поисковой деятельности.
Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Камушки «Марблс», карточки с эталонами цвета, ёмкости для раскладывания по цвету.
Ноябрь
- «Цветок»
Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Задания: педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок. Карточка с рисунком цветка, камушки «Марблс»
- «Повтори узор»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
6
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
Задание: педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, Лист бумаги с шероховатой поверхностью, камушки «Марблс» ребёнку необходимо повторить рисунок.
7 «Помоги мишке»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям выложить тропинку мишки из леса к домику.
Камушки «Марблс», карточка с заданием.
8 «Морская звезда»
Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям выложить камушки по контуру рисунка. Рисунок с контуром, камушки «Марблс»
Декабрь
- «Угадай-ка»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает положить камушек на названное им животное. Картинка с животными, камушки «Марблс»
- «Сухой бассейн»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения находить камушки.
«Марблс», отличающихся от предметов.
Задание: педагог предлагает найти камушки, спрятанные в ёмкости с крупами (горох, фасоль). Камушки «Марблс», ёмкость с крупами.
- «Дельфин»
Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Задания: педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок. Карточка с рисунком дельфина, камушки «Марблс»
- «Яблоко»
Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям выложить камушки по контуру рисунка. Рисунок с контуром, камушки «Марблс»
Январь
- «Золушка»
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Камушки «Марблс», ёмкости для раскладывания по цвету.
- «Елочка»
7
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета. Задание: педагог предлагает детям украсить ёлочку с помощью камушек разноцветной гирляндой или шариками. Камушки «Марблс», картинка ёлочки с шариками.
- «Гусеница»
Цель: развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает подобрать камешки определённого цвета и украсить ими гусеницу. Камушки «Марблс», картинка гусеницы.
- «Солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие зрительного внимания. Задание: педагог предлагает детям выложить лучики у солнышка. Камушки «Марблс», картинка солнышка.
Февраль
- «Пуговки»
Цель: развитие умения различать камешки по величине; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям разобрать камушки по величине (большие камушки и маленькие). Камушки «Марблс», ёмкости для раскладывания по величине.
18 «Домик»
Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета. Задание: педагог предлагает детям украсить домик камушками определённого цвета. Камушки «Марблс», картинка домика.
- «Ягоды»
Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь; подбирать камешки определённых цветов. Задание: педагог предлагает детям подобрать камешки определённых цветов (красные как ягодки) и разложить их. Камушки «Марблс».
- «Волшебство»
Цель: развитие внимания; умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: ребёнку предлагается достать камешек из мешочка и соотнести цвет камешка с предметом на картинке. Камушки «Марблс», картинка с овощами.
Март
- «Горошек»
Цель: развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает подобрать камешки зелёного цвета и разложить «горошины» по «стручкам» Камушки «Марблс», картинка гороха.
- «Полянка»
Цель: развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям украсить полянку разнообразными камушками по их желанию. Камушки «Марблс», зелёная полянка.
8
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
- «Чудеса»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям шаблон грибочка и детям необходимо заполнить его определёнными цветами. Камушки «Марблс», шаблон грибочка.
- «Пирамидка»
Цель: умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям выложить камешки определённых цветов на шаблон пирамидки. Камушки «Марблс», шаблон пирамидки.
Апрель
25 «Капли дождя»
Цель: развивать общую моторику; обогащать словарь; развивать речь ребёнка (сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя).
Задание: педагог предлагает детям разложить камешки определённых цветов как
капли на предложенную им картинку. Камушки «Марблс», картинка по заданию.
26 «Точки на шарике»
Цель: закреплять основные цвета; сопоставлять цвет точки и шарика; развивать
мелкую моторику рук.
Задание: педагог предлагает детям выбрать камешки такого цвета, как шарики на картинке и правильно разместить их по цветам. Камушки «Марблс», картинка цветка с разноцветными лепестками.
- «Сороконожки»
Цель: развивать мелкую моторику рук; обогащать словарь.
Задание: педагог предлагает детям надеть сапожки (разложить камешки) для каждой ножки сороконожки. Камушки «Марблс», картинка с сороконожками.
- «Салют»
Цель: развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям выложить салют из камешков по их желанию. Камушки «Марблс»
Май
- «Угощение»
Цель: развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям украсить пирожные камешками. Камушки «Марблс», картинка с угощениями.
- «Ромашки»
Цель: обогащать словарный запас; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям разложить камешки определённых цветов в сердцевинку каждой ромашки. Камушки «Марблс», картинка с ромашками.
- «Яблочки»
9
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной
технологии
«Разноцветное волшебство»
Цель: развитие внимание; умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям разложить камушки определённого цвета на дерево с яблоками. Камушки «Марблс», картинка дерева с яблоками.
- «Бабочка»
Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь; подбирать камешки определённых размеров и цветов.
Задание: педагог предлагает детям украсить бабочек камешками по их желанию, как им понравится. Камушки «Марблс», картинка с бабочками
10
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии
«Разноцветное волшебство»
Педагогический мониторинг результатов освоения детьми программы кружковой деятельности «Разноцветное волшебство»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Фамилия
Имя
ребенка
- Рассматривает сюжетные картинки
- Сопровождаетречью
игровые и бытовые действия
- Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения
Результаты мониторинга:
Низкий уровень –
Средний уровень –
Высокий уровень –
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии
«Разноцветное волшебство»
Примерная диагностика развития мелкой моторики рук
№ | Упражнения | кольцо | гусь | коза | ножницы | дятел | стирка | итого | |||||||||||||||||
Ф.И. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
Таким, образом, исходя из данных, можно сделать следующий вывод: все дети имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук.
12
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Разноцветное волшебство»
Литература
- Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999. - 63.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.
- Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007, с. 126
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.
- Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» /2015. – с. 28-37
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.:Мозаика-Синтез, 2014.
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
Цель: развитие речи младших дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме...
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста
Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы....
Методическая разработка Конспект НОД по развитию речи с использованием инновационных технологий "Еж"
НОД для средней группы по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе
Задачи:- Развивать у детей познавательный интерес к природе, представление о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.- Пополнять и активизировать сло...
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе Тема: «Здравствуй, ежик!»
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группеТема: «Здравствуй, ежик!»Задачи:- Развивать у детей познавательный интерес к...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием инновационной технологии "Ай - стоппер " во второй младшей группе "Зимушка - зима"
Данное занятие развивает активность, любознательность, вызывает интерес к познавательной деятельности....