Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к природе, представление о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.
- Пополнять и активизировать словарь дошкольников, используя художественную литературу.
-Учить детей образовывать формы имен существительных в родительном падеже.
-Продолжать учить детей составлять короткий рассказ по картине.
- Создавать необходимые условия для полной реализации детских возможностей.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 768.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе
Тема: «Здравствуй, ежик!»
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к природе, представление о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.
- Пополнять и активизировать словарь дошкольников, используя художественную литературу.
-Учить детей образовывать формы имен существительных в родительном падеже.
-Продолжать учить детей составлять короткий рассказ по картине.
- Создавать необходимые условия для полной реализации детских возможностей.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
Ход:
-Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Сейчас утро. Как вы считаете, какое это утро? (ответы детей)
-Воспитатель: Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас !Все вместе: Доброе утро!
-Ребята, сегодня в гости к нам пришла кукла Маша. Она принесла нам коробку, но что бы ее открыть, нужно отгадать загадку и коробка откроется.
Но, перед этим мы с вам сделаем гимнастику для язычка (артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Загадка: Лесом катиться клубок,
У него колючий бок,
Он охотиться ночами
За жучками и мышами. (Еж)
Воспитатель: да, это ежик.
- Давайте вместе с Машей рассмотрим ежика и расскажем кукле о нем. Ведь она ничего не знает про ежика. На мольберте картины, которые помогут вам составить предложения.
Гимнастика для глаз (комплекс№1)
Примерный рассказ:
Это ежик. Он живет в лесу, значит ежик дикое животное. (чистоговорка «жи- жи-жи в лесу живут ежи» громко и тихо) Все тело его покрыто иголками. У ежа четыре лапы, два глаза, маленькая с вытянутым носом мордочка, вся покрыта короткими серыми волосиками. Питается еж грибами, яблоками, дождевыми червями, лягушками. В лесу его подстерегает много опасности, поэтому постоянно надо быть. Зимой ежик спит, а с приходом весны просыпается и выращивает свое потомство.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, что же у нас получилось?
Дети: - рассказ.
Воспитатель:
Совершенно верно, понравился вам рассказ о еже? (ответы детей)
Присаживайтесь на стулья, и скажите, пожалуйста: для чего нужны иголки ежу?
Дети:
- чтобы его не съел волк или лиса.
Воспитатель:
- Верно, это средство защиты от врагов. Свернется еж в колючий клубок, выпустит свои острые иголки – попробуй - ка, съешь его!
Физкультминутка: «Хитрый еж»
Вот свернулся еж в клубок (дети садятся на корточки, обхватывают
Может, ежик, ты продрог? колени руками)
Солнца луч ежа коснулся - (потягиваются)
Ежик сладко улыбнулся!
Хитрый ежик, хитрый еж, (руками показывают клубок)
На клубочек он похож.
Еж по тропке побежал, (бег по кругу на носочках)
Нам колючки показал. (пальцы то выпрямляют, то
А колючки тоже на ежа похожи. сгибают)
- А как он еще использует свои иголки?
Дети:
- носит на них грибы, ягоды.
Воспитатель:
- Верно, иголки помогают ему переносить что – либо на спине. Ведь лапки у него короткие, с помощью их он только передвигается. У ежа острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают.
А еще с помощью иголок еж и жилище свое обустраивает на зиму.
Чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом наесться впрок, накопить подкожный жир.
Воспитатель:- Ребята, а вы знаете, чем любит лакомиться еж? (грибами, яблоками)
Пальчиковая гимнастика «Спрятался ежик»(шарик Су-джок)
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Хорошо, сейчас я вам предлагаю пройти за стол, здесь полное лукошко разных вкусностей, ваша задача будет - разложить по тарелкам, что любит кушать еж и что ему не нравится. (Чистооворка «жу-жу-жу, несу ежу ежу» громко, тихо)
Воспитатель подводит итог: вы правы, еще еж ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и ядовитых змей. Еж очень полезен: он избавляет лес от многих вредителей.
Присаживайтесь на стулья.
- Скажите, а как зовут его детенышей? (ежата). Конечно же, ежата.
(обращает внимание детей на экран телевизора, где с помощью слайдов воспитатель рассказывает о маленьких ежатах).
Сейчас я предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру:
Игра: «Передай звуки, которые издают ежи».
Дети, выходя в центр группы, садятся на ковер. Представим, что вы мои маленькие ежата, покажите, как ежик ищет еду, морщит нос, фыркает (ф -ф - ф); как ежик сердится? (хмурит брови, произносит звук пых-пых-пых); как ежик сдувает и надувает щеки (пу-у-у, ежик устает (выдох горлышком с призвуками: ха –а –а, сворачивается в клубок от опасности (дети показывают).
Молодцы, ребята, присаживайтесь на стулья.
Итог:
Воспитатель:
Ребята, Маше и ежику очень интересно было с вами играть и в завершении, Маша хотела бы подарить вам раскраски про ежика, которые мы раскрасим после сна, но чтобы ее получить, вам надо ответить на вопросы:
Ежик живет….(в лесу, он (дикое) животное. Питается (грибами, яблоками, дождевыми червями, лягушками). Ежик готовится к зиме….(утепляя свое жилище, ежик зимой (спит, еж просыпается (весной, как называются детеныши ежа? (ежата).
Конспект физкультурно - оздоровительно досуга для детей средней группы
«Осень, осень, в гости просим!»
Цель: создание эмоционально – радостного, праздничного настроения у детей.
Задачи: предоставить детям возможность применять двигательные навыки и умения, приобретенные на физкультурных занятиях, формировать потребность в двигательной активности. Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом, развивать ловкость, внимание. Воспитывать дружеские отношения, чувство товарищества.
Ход мероприятия:
Ведущий. Осень в гости к нам пришла,
С деревьев листья сорвала,
Ветры злые пригласила,
Дождиком заморосила.
- Ребята, какие изменения происходят в природе осенью?
- Правильно, на деревьях облетают листья, солнышко прячется за тучки, часто идёт дождь. А чтобы не заболеть в такую погоду, давайте сделаем самомассаж
Массаж биологически активных зон «Что делать после дождика»
(для профилактики простудных заболеваний)
-Что делать после дождика? (массируют «дорожку» по спирали вдоль передне-срединного до яремной ямки)
-По лужицам скакать!
(большими пальцами рук мягко поглаживают шею сверху вниз)
-Что делать после дождика?
(сильно раздвинув указательные и средние пальцы, кладут их перед и за ушами и с силой растирают кожу)
-Кораблики пускать!
(сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев растирать крылья носа)
-Что делать после дождика?
(кладут три пальца на середину лба и массируют, мягко надавливая)
-На радуге качаться!
(слегка касаясь пальцами, проводят по лбу три раза)
-Что делать после дождика?
(энергично растирают ладони)
-Да просто улыбаться!
(протягивают ладони вперёд и улыбаются)
Ведущий. Отправляемся на осеннюю прогулку в лес.
Тучки в небе кружатся,
(ходьба на носках)
Что ни шаг, то лужица.
(ходьба с высоким подниманием колен)
День осенний хмурится,
(присесть, закрыть лицо ладонями)
Листопад на улице.
(покружиться на месте)
По дороге стелется
Желтая метелица.
(бегут по кругу на носочках).
Ведущий. Ребята, в осеннем лесу нам придётся преодолеть много препятствий, мы должны очень постараться, чтобы их пройти.
Полоса препятсвий:
1. Ходьба по скамье боком приставным шагом («по поваленному дереву»).
2. Ходьба по мостику.
3. Перелезание через «бревно».
4. Ходьба по «кочкам» через «болото».
5. Подлезание под дугами, не касаясь руками пола («под кустами»).
Ведущий. Молодцы! С заданием справились.
- Ребята, а вы любите загадки?
Дети: Да!
Ведущий: Тогда попробуйте отгадать.
Весь от ливней полосатый,
Месяц к нам пришел десятый.
Мы домой бежим по лужам,
Зонтик маленький промок.
Так какой же нынче месяц
В гости к нам пришел, дружок?
(Октябрь).
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь).
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И, бывает, иногда
Из мешков течет вода.
(Тучи).
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки –
Я всегда играю в прятки.
(Гриб).
Над тобою, надо мною
Проскочил мешок с водою.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Туча).
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья).
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево).
По полю рыщет,
Поет да свищет.
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер).
Ведущий. Молодцы! Много вы знаете про осень и про осеннюю погоду.
А теперь давайте с вами повеселимся и поиграем!
Ребята, посмотрите, сколько ярких листьев на деревьях. А каких цветов листья?
Дети. Красные, оранжевые, жёлтые.
Ведущий. Правильно. Теперь слушайте задание. Каждый получит флажок определённого цвета. Пока звучит музыка, вы будете гулять по залу. Музыка замолкает- должны встать к обручу с флажком такого же цвета.
Подвижная игра «Найди свой цвет».
Ведущий. Мы немного отдохнём, наши руки разомнём.
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал, - плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: - загибаем пальцы на руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки- золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку – кладём ладони на колени.
Ведущий. Ребята, скажите, а чем богата осень?
Дети отвечают.
Правильно! Осень богата различными овощами, фруктами, ягодами.
Ведущий. Ребята, скажите, а чем богата осень?
Дети отвечают.
Ведущий. Правильно. Осень щедро дарит людям свои дары, а нам остается только собрать их.
Игра «Собираем урожай».
(по залу рассыпаны «морковь» и «яблоки». Мальчики собирают «морковь» (кегли, девочки собирают «яблоки» (шарики, бегом возвращаются и складывают в обручи «погребок»)
Ведущий. Ребята, а что ещё особенного в осени. Чем оно отличается от остальных времён года.
Дети отвечают.
Ведущий. Осенью часто идут дожди, от которых мы прячемся под зонтиками. Давайте поиграем.
Подвижная игра «Злая тучка»
(по залу разложены «зонтики» (обручи). Под музыку дети двигаются вокруг обручей. Как только музыка заканчивается, каждый занимает свободный обруч и поднять его над головой. С каждым разом «зонтиков становится меньше)
Ведущий. Вот и закончилась наша осенняя прогулка. Вы показали, какие вы ловкие, быстрые, трудолюбивые. А сей час давайте немного отдохнём.
Релаксационное упражнение «Облако».
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу. (присесть)
+❤ В Мои закладки
ель: Проведение осеннего досуга в средней группе.
Задачи:
-расширение представлений детей об осени;
-формирование привычки к здоровому образу жизни;
-развитие спортивных и двигательных навыков у детей;
-привитие детям любви к физкультуре и спорту.
Предварительная работа:
-разучивание с детьми гимнастики для глаз;
-ознакомление с подвижной игрой "Перелёт птиц";
-повторение пальчиковой гимнастики "Салат";
-ознакомление с дыхательной гимнастикой "Ау".
Инвентарь: стойки-6 шт.; шнуры(верёвки)-3 шт.; гимнастическое бревно-1 шт.; дуги-2 шт.; листики осенние на палочках-32 шт.; шапочки-ушки зайчиков-15 шт.; шапочка медведя-1 шт.; костюм осени.
Ход развлечения:
Ведущий: Волшебница-осень
Стучится в окно.
То дождик приносит,
То снова тепло.
Листочек кленовый
На землю слетел.
Был летом зелёным,
Теперь пожелтел.
Волшебница-осень
Глядит со двора,
Как весело в садик
Бежит детвора! (Т.Ефремова).
(Дети встают в колонну по одному).
Ведущий: Листопад, листопад (ходьба в колонне по одному)
Всё звено примчалось в сад (бег в колонне по одному)
Прибежала Шурочка
Листья, слышите, шуршат: Ш-Ш-Шурочка, Ш-Ш-Шурочка (присед, имитация шуршащих листьев)
Ливень листьев кружевной (кружение в правую, левую сторону)
Шурочка, Шурочка. (А.Барто).
Ведущий: Волшебница-осень
Стучится в окно... (Появляется взрослый в костюме осени).
Осень: Здравствуйте,друзья!
К вам пришла сегодня я .
Всё кругом я нарядила,
Тёмный лес озолотила.
Стало в нём светло,как днём!
В лес со мной сейчас пойдём? (Дети
(Дети соглашаются, идут за Осенью в колонне по одному).
Ведущий: На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он ни низон, ни высок (сесть, встать, прямые руки вверх)
Удивительная птица подаёт нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека (ходьба на месте)
Говорят: "Такого свиста не слыхали мы пока" (поднять плечи).
Осень: Вот и пришли мы в осенний лес, полный сказок и чудес! Но нам нужно дойти до волшебной полянки. А для этого мы пройдём препятствия. Полоса препятствий:
-ходьба между стойками- "деревьями"
-прыжки через шнуры- "канавки"
-ходьба по бревну
-пролезание под дугами- "кустиками".
Осень: А вот и волшебная полянка! Посмотрите-ка на ней:
Листик красный, листик жёлтый,
А зелёных не видать!
Поменяли цвет листочки,
Стали дружно опадать!
Полянка не зря называется волшебной- здесь свершаются разные чудеса и превращения. И сейчас я превращу вас в осенние листочки!
Физминутка "Танец осенних листочков" (сл.Е.Макшанцевой, муз.Л.Филиппенко).
Ведущий: Листочки, листочки по ветру летят, (дети медленно бегут, опуская и поднимая руки через стороны с листочками)
У деток под ножками тихо шуршат
И, плавно качаясь, ведут хоровод (идут по кругу).
И ветер осенний им песню поёт.
То вправо, то влево листочки летят, (наклоны поднятых рук вправо-влево)
Прощается с нами весёлый наш сад.
Листочки, качаясь, ведут хоровод. (листочки перед грудью, наклоны туловища вправо-влево)
А ветер осенний Им песню поёт.
Ведущий: Осенью не только листочки улетают с деревьев, но и перелётные птицы летят в тёплые края. И как же нам грустно бывает, когда осенью клином стремится на юг перелётная птица!
Осень:Птицы весной снова прилетят к нам, а чтобы вы не грустили, я сейчас превращу вас в птичек!
Подвижная игра "Перелёт птиц". (Дети стоят свободно на одной стороне зала напротив гимнастической стенки с несколькими пролётами. По сигналу: "Птицы полетели!"-бегают по залу; по сигналу:"Буря!"-влезают на лестницу; по сигналу:"Буря закончилась"- спускаются с лестницы и снова бегают).
Ведущий: Какой сильный ветер может быть в лесу! Мы сейчас с вами сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не боялись никакого ветра и хорошо видели. Но для этого представим себе, что мы-деревья.
Гимнастика для глаз.
Ведущий: Ветер дует нам в лицо (часто моргают веками)
Закачалось деревцо (поворачивая голову, смотрят вправо-влево)
Ветер тише, тише (медленно приседают, опуская глаза вниз)
Деревцо всё выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).
Ведущий: Покажи, Осень, какие ещё чудеса ты умеешь делать!
Осень: Хорошо. Вот сейчас я всех ребят превращу уже в зайчат! (Детям надеваются шапочки-ушки зайчиков).
Подвижная игра "Зайцы и волк".
Ведущий: Да, вот такие наши быстрые зайчики!
Ребятки, отгадайте-ка загадку:
Он любит морковку,
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки.
(Дети отвечают).
Ведущий: Верно, это зайчик, который очень любит морковку! Вот мы сейчас и угостим вас, зайчики, морковкой- осенью уродилось её очень много!
Пальчиковая гимнастика "Салат". Мы морковку чистим, чистим (постукивание указательными пальцами друг о друга)
Мы морковку трём, трём (растирание ладошек)
Сахарком её посыпим (имитация движения "солим")
И сметанкою польём (встряхивание кистями рук) Вот какой у нас салат (сжимание и разжимание пальцев рук)
Витаминами богат!(круговые движения кистей рук)
Ведущий: Ты, Осень, ещё что-то для нас приготовила?
Осень: Я теперь хочу детишек превратить всех сразу в мишек!
Ведущий: Постой, зачем же всех сразу превращать? Может, начнёшь с одного? (Ребёнку- "мишке" надевается шапочка медведя).
Подвижная игра "У медведя во бору".
Ведущий: Дети, а где же Осень? Наверное, решила поиграть с нами в прятки. Как бы нам не заблудиться без неё в лесу! Давайте позовём Осень!
Дыхательная гимнастика "Ау". (Сделав глубокий вдох, на выдохе дети произносят "Ау". Меняют интонацию и громкость, поворачиваются вправо-влево. (Появляется Осень).
Осень: Не меня ли ищете, мои друзья? А я рядом была- проверяла, все ли звери лесные к зиме готовы. Им ещё нужно помочь: побольше набросать орешек, шишек, листочков. Так что нужно мне прощаться, к зверушкам собираться!
А вас, весёлые ребятки,
Призываю я к порядку:
Будьте сильными, умелыми,
Быстрыми и смелыми!
Физкультурой занимайтесь,
Чаще улыбайтесь!
(Дети прощаются с Осенью).
Ведущий: Волшебница-осень пришла и уйдёт, но это не грустно-придёт через год! (Дети уходят в группу).
Промозглой осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, в Чувашии и еще нескольких поволжских республиках и областях развернулось масштабное строительство линии обороны для задержания гитлеровских войск на подступах к Казани, Куйбышеву и Ульяновску. На рытье окопов и траншей на территории республики поднялись более ста тысяч жителей Чувашии, работавших в тяжелейших, порой нечеловеческих условиях.
В считанные месяцы, к 20 января 1942 года, приказ по возведению укреплений был выполнен, причем в нескольких районах даже досрочно. Этот невидимый фронт в тылу долгое время официально оставался «в тени» — историки только начинают разбирать рассекреченные документы, но из памяти людей его не стереть. Для нас те события навсегда останутся примером трудового героизма чувашского народа. И прежде всего — его женской половины.
Война не только фронт, передовая,
Не только танки, взрывы и штыки.
Ещё, девчушки участь трудовая,
Мальчишки труд всем мукам вопреки.
Война - это не только поле боя,
И труженики тыла скажут нам.
Не слышали они бомбёжки воя,
Трудились с честью все назло врагам.
“Присядь, бабуля, расскажи про детство”,
Пристав с распросом, жду её рассказ.
“Как жили бедно с фронтом по-соседству,
Поведай мне хотя бы пару фраз”...
Война была жестоким испытанием,
Четыре долгих года, как века.
Жила страна с единственным желанием -
Ждала победы русская страна.
Четвёртый класс закончила едва ли,
Работали на поле день и ночь,
Ячмень, пшеницу, рожь серпами жали,
Ну, как же нам для фронта не помочь.
Вязали в сноп и ждали просыхания,
Лён теребили - норма же была.
“Бабуля, вы же дети, где ж гуляния?”
Да как гулять, коль всё на фронт… Война.
Ещё сдавали семечки колхозу,
Зимой на нитки пряли снова лён,
Ни зноя не боялись, ни мороза,
Чем больше фронту, тем наш дух силён!
Голодные, худые и со вшами
Сдавали шерсть, яйцо и молоко,
Покинутые братьями, отцами,
Душою с ними хоть и далеко.
“Для фронта всё и всё лишь для победы!”-
Гласил плакат, висящий на стене.
Мы верили вернутся наши деды,
К победе шли с отцами наравне.
И сколько нас мальчишек и девчонок
Война сплотила крепко в мощный тыл.
С не детским духом маленький ребёнок
Четыре года, словно век прожил!
Еще несколько лет сооружения Сурского рубежа силами колхозников поддерживались в полной боевой готовности. А в 1944 году, когда необходимость в них отпала, вышел приказ об их расформировании. Дзоты и землянки, к счастью, не пригодившиеся по назначению, послужили в мирных целях: их отдали под овощехранилища и полевые станы.
Воспоминания тружеников оборонительных рубежей:
- Воспоминания Анны Даниловны Даниловой(1898 г.р., д. Большие Чаки, Урмарского района):
«В годы войны работали все. Было трудно, делали всю работу вручную. Когда началась окопная работа, стало еще труднее – ведь на женщинах держалась домашнее хозяйство и дети, мужчин забрали на войну, кроме этого выделили участки для копки, нужно было успевать и дома, и на колхозных работах, и на копках окопов. Хорошо, что копали рядом с деревней. К нам прибыли люди их других деревень, их распределили жить по домам колхозников. У нас поселился из села Ковали мужчина по имени Петр. Были из Урмар, Ковали, Ново Муратово, Старые Муратово, Мусирма, Шигали и из других деревень. В день один раз кормили обедом. Терпели, скрипя зубами, но терпели, никому ничего не говорили».
- «В 1941 году я окончила 8-й класс. Очень хотелось продолжить учебу, но началась война. Нашим сверстникам, юношам, стали приходить повестки, их призывали на фронт. Мы стали работать в колхозе. «Все для фронта» - таков был девиз. Осенью нас мобилизовали на «окопы», так говорили тогда, на рытье окопов и траншей. Хорошо, что не далеко, на стороне деревень Чубаево и Ново-Шептахово. Копали и около деревни Атнаши. Земля была очень мерзлая, ведь погода стояла холодная, градусов -40. В некоторых местах мерзлый грунт не подавалась ни лому, ни кувалде. Хотелось все бросить, уйти домой, но нельзя – шла война. О своем выходе на работу надо было отметить на водяной мельнице, которая стояла на реке Аниш возле д. Большие Чаки. Вскоре мы узнали о победе наших войск под Москвой. Работать стало веселее. Со стороны Шоркистры места под окопы и траншеи стали взрывать аммоналом, нас поручили раскидывать землю, что было намного легче, чем долбить ломом и киркой. Таким образом, и мы, семнадцатилетние, внесли свой вклад в дело победы… (Из воспоминаний Анны Исаковны Исаковой (1924 г.р., д. Большие Чаки).
- «В 1941 году в начале зимы нас, девушек, мобилизовали в порядке «Спецстроя» на рытье окопов. Мы жили у одной старушки в Больших Чаках. В избе было холодно, поэтому верхнюю одежду не снимали. Нас из Шигалей было 20 человек. Работали между Большими Чаками и Малыми Чаками на склоне, рыли окопы. Каждый день ходили на работу, о болезни не говорили. Стояли лютые морозы, 41-45 градусов. Мы были обуты в лапти, на себе старенькие фуфайки. Никто не додумался надеть ватные штаны – то ли стеснялись, то ли их не было. Когда дул северный ветер обмораживали лицо, колени. Терпели и работали. Так прошли три месяца. А сколько было горьких слез – не счесть. Холод, голод, изнурительный труд нас одолевали. С утра до вечера раскалывали мерзлый грунт большим железным молотком, а ведь земля замерзала до полутора метра. В лаптях было очень холодно, чтобы как то разогреться, мы плясали, но и это не помогало.
В то время суров был Сталинский закон. Для руководства работами районная власть назначила бригадирами и десятниками активных, опытных коммунистов. Из с. Шигали бригадиром работал Павел Кадеров, десятником старый коммунист Павел Чернов.
Для мобилизованных надо было создавать условия и для работы, и для отдыха. П.Чернов умело организовал подвоз продуктов из Шигалей, а девушки сами поочередно ездили за картошкой и мясом. Так и работали. С окончанием окопных работ наши мучения не кончились – нас направили в Арабосинские леса на распиловку деревьев, они нужны были для мебельной фабрики, которая тоже работала для фронта.(Из воспоминаний Феодоры Трофимовны Яковлевой (1911 г.р., с.Шигали)
- Архипова Екатерина Михайловна, ей сейчас 96 лет, но то время она вспоминает со слезами на глазах. Совсем молодой Екатерина Михайловна (на тот момент ещё Логинова) встретила войну. Вместе со своими сверстницами, такими же молодыми девчонками, изучала военную подготовку. Зимой школьницы копали окопы, а летом ходили на стрельбище. Весной начиналась «огородная» жизнь. Ведь надо было как-то жить. Школьники, начиная с 1941 года, привлекались для работы в колхозе, выполняли тяжелую физическую работу. Дети рвали траву и ели. Во время войны переболела Екатерина Михайловна многими болезнями. Она помнит, как в начале войны она вместе с другими односельчанами рыла окопы за Сур Майданом: «Мы работали с утра до вечера, валили лес. Ложились отдохнуть по очереди – часа на 2-3. За работу ничего не получали. Нас только кормили немного, чтобы мы не умерли с голоду. На бригаду давали один большой каравай хлеба, резали его на маленькие кусочки, и еще выдавали по кусочку сахара. Но все старались ради Победы. Мечтали о хлебе. Хотелось поесть вдоволь. Было очень холодно. Много тогда погибло людей. В то время также валили лес и сплавляли по Суре. Домой никого не отпускали. Со мною были подруги Елизарова Татьяна Ивановна из села Междуречье и Тюряхина Надежда Семёновна из села Ичиксы».
- Василий Иванович Фиркин, житель с. Кувакино Алатырского района. «Я видел, как женщины и старики, оторванные от дома, плохо одетые, в лаптях, при тридцатиградусном морозе, рыли окопы и противотанковые рвы, строили доты и дзоты на берегах Суры. В 1941—1942 годах я тоже работал с ними, пока не ушёл на фронт. После войны труженики тыла стали едва ли не главной силой в восстановлении народного хозяйства».
- «Зима 1941 года легла рано. Нарастающие морозы превратили верхний слой земли в ледяной панцирь. Чем дальше, тем глубже промерзла земля, слой промерзания на возвышенных местах достигал 120 см. «Чтобы твердая, как камень, земля хоть немного поддавалась, верхний слой подогревали кострами, а потом долбили вручную». Для работавших подростков, женщин и пожилых людей это была крайне изнурительная работа. Весь день на морозе, без горячей пищи в обед. Чтобы работа шла быстрее, после расчистки площадки от снега вырубали в углах топорами и ломами ямки глубиной 25-30 см, затем работали клиньями, забивали их железными кувалдами, откалывая постепенно глыбы мерзлой земли и выкидывая их. И так ежедневно – день за днем. Более слабые люди зябли, были случаи обморожения. Им оказывалась медицинская помощь... Больных отправляли в больницы». Гурьяновна Новоселова, жительница с. Чуварлеи Алатырского района.
- Слатенкова Екатерина Ивановна,1923 года рождения, жительница с. Кувакино Алатырского района. «Я закончила 10 классов, когда началась война. Брата мобилизовали на фронт, его возвращения семья так и не дождалась. Мы остались вчетвером – мать, больной отец и две сестры. Со слезами на глазах вспоминаю те дни, когда мы сидели на лепёшках, сделанных из гнилой, мёрзлой картошки. День и ночь рыли окопы в присурских лесах. На этих работах я подорвала своё здоровье. Впоследствии, по состоянию здоровья, меня перевели работать бухгалтером в МТС. За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
«Зима 1941 года легла рано. Нарастающие морозы превратили верхний слой земли в ледяной панцирь. Чем дальше, тем глубже промерзла земля, слой промерзания на возвышенных местах достигал 120 см. «Чтобы твердая, как камень, земля хоть немного поддавалась, верхний слой подогревали кострами, а потом долбили вручную». Для работавших подростков, женщин и пожилых людей это была крайне изнурительная работа. Весь день на морозе, без горячей пищи в обед. Чтобы работа шла быстрее, после расчистки площадки от снега вырубали в углах топорами и ломами ямки глубиной 25-30 см, затем работали клиньями, забивали их железными кувалдами, откалывая постепенно глыбы мерзлой земли и выкидывая их. И так ежедневно – день за днем. Более слабые люди зябли, были случаи обморожения. Им оказывалась медицинская помощь
Каждый день ходили на работу, о болезни не говорили. Стояли лютые морозы, 41-45 градусов. Мы были обуты в лапти, на себе старенькие фуфайки. Никто не додумался надеть ватные штаны – то ли стеснялись, то ли их не было. Когда дул северный ветер обмораживали лицо, колени. Терпели и работали. Так прошли три месяца. А сколько было горьких слез – не счесть. Холод, голод, изнурительный труд нас одолевали. С утра до вечера раскалывали мерзлый грунт большим железным молотком, а ведь земля замерзала до полутора метра. В лаптях было очень холодно, чтобы как то разогреться, мы плясали, но и это не помогало
"1941 ҫулхи хӗл ир выртнӑ. Шартлама сивӗсем ҫӗрӑн ҫӳлти сийӗсем пӑрлӑ хуппине туса хучӗҫ. Ҫӗр мӗн чухлӗ шаларах шӑннӑ, ҫӳллӗ вырӑнсенче шӑнса шӑннӑ, 120 см пулнӑ: "хытӑ ҫӗр кӑшт та пулин парӑнтӑр Тесе ҫӳлти си вутпа ӑшӑтнӑ, унтан алӑпа шакканӑ". Ҫамрӑк ачасемшӗн, хӗрарӑмсемшӗн тата ваттисемшӗн ку питӗ ывӑнса ҫитнӗ ӗҫ пулнӑ. Кунӗпех сивӗре, кӑнтӑрлахи апатсӑр. Ӗҫ хӑвӑртрах пытӑр тесе, площадкӑна тасатнӑ хыҫҫӑн кӗтессенче пуртӑсемпе, лумсемпе тарӑн шӑтӑксем касса 25-30 см тарӑнӑш касрӗҫ, унтан савӑлсемпе ӗҫлерӗҫ, вӗсене тимӗр кӑкшӑмсемпе ҫапа-ҫапа ҫапрӗҫ, шӑннӑ тӑпра муклашкисене майӗпен сирсе, вӑхӑтсӑр пӑра-пӑра пӑрахрӗҫ. Кунсерен – кун хыҫҫӑн кун. Вӑйсӑртарах ҫынсем шӑнса кӳтнӗ, шӑнса пӑсӑлни те пулнӑ. Вӗсене медицина пулӑшӑвӗ пулнӑ
Кашни кун ӗҫе каяттӑмӑр, чир ҫинчен калаҫмастӑмӑр. Сивӗ, 41-45 градус. Эпир ҫӑпата сырнӑ, хамӑр ҫинче кивӗ фуфайкӑсем. Ваткӑллӑ йӗм тӑхӑнма никам та шутламарӗ-те вӑтанчӗҫ, те ҫук вӗсем. Ҫурҫӗр ҫилӗ пит-куҫа, чӗркуҫҫисене шӑнса пӑсать. Чӑтнӑ, ӗҫленӗ. Ҫапла виҫӗ уйӑх иртрӗ. Мӗн чухлӗ куҫҫуль тӑкмарӗ пулӗ-шутласа та кӑларас ҫук. Сивӗ, выҫлӑх, ывӑнтаракан ӗҫ пире аптратса ҫитерчӗ. Иртен пуҫласа каҫчен шӑннӑ тӑпра ҫине пысӑк тимӗр мӑлатукпа хӗртнӗ, мӗншӗн тесен ҫӗр метр ҫурӑ шӑнса ларнӑ. Ҫӑпатара, ӑшӑнас тесе, питӗ сивӗ пулчӗ, ташларӑмӑр, анчах ку та пулӑшмарӗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
Цель: развитие речи младших дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме...
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста
Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы....
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок»
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок» Программное содержание:Задачи:Образовательны...
методическая разработка занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Осень"
Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Осень"...
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе Тема: «Здравствуй, ежик!»
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группеТема: «Здравствуй, ежик!»Задачи:- Развивать у детей познавательный интерес к...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»
Конспект занятияпо развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»...