Конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по образовательной области "Речевое развитие" на тему "О тех кто растит хлеб"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по образовательной области "Речевое развитие" на тему "О тех кто растит хлеб"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы (5-6 лет)
по теме «О тех, кто растит хлеб».
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о труде хлеборобов.
Развитие словаря:
- активизировать в речи глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;
- учить образовывать существительные в родительном падеже;
- учить подбирать родственные слова;
- учить применять в речи образные выражения.
Формирование грамматического строя речи:
- упражнять в составление предложений из двух, трех, четырех слов.
Звуковая культура речи:
- развивать фонематический слух;
- учить дифференцировать звуки «л» и «р».
Связная речь:
- продолжать учить полно и точно отвечать на вопрос.
Развивающие:
- Развивать способность к сотрудничеству.
Воспитательные: воспитывать навыки культурной беседы, учить высказываться по очереди, не перебивать друг друга, внимательно слушать.
Материалы: картинки с изображением различных изделий из хлеба, фотоиллюстрации полевых работ, людей различных профессий, которые выращивают хлеб, разрезные картинки.
Ход НОД:
Ребята, сегодня наш разговор я бы хотела начать со стихотворения Л. Кузьминой «Каравай»:
«Поскорее накрывай стол скатеркой чистой.
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Режь да ешь от всей души, силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен –
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился,
Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!»
Я прошу вас обратить внимание на последние строки. Давайте сегодня побеседуем о тех людях, которые выращивают для нас хлеб. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебная палочка». Палочка, как всегда, идет по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Важно, чтобы слова в нашем круге не повторялись, иначе волшебная палочка остановится и не перейдет к другому игроку. Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб.
Ранней весной в поле выезжают трактора. Ими управляют …
Воспитатель протягивает палочку одному из детей, тот отвечает. Если ответ правильный, дети поддерживают его аплодисментами. Если ответ неверный, топают ногами. Затем задается следующий вопрос, а волшебная палочка передается следующему игроку. Вопросы к игре:
- Какую работу делает тракторист на тракторе?
В речи детей активизируются глагольные формы: если к трактору прицепить плуг, он пашет землю; если прицепить борону, он рыхлит (разрыхляет, боронует) ее, прокладывает межи; если прикрепить сеялку, сеет зерно в землю.
- Какие машины используются для уборки хлеба? (Комбайны). Кто работает на комбайне (Комбайнер). Какую работу делает комбайнер на комбайне? (Жнет колосья, обмолачивает их).
- А кто вывозит зерно с поля? (Шофер на грузовой машине).
- Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)
Итак, люди много трудятся, чтобы вырастить хлеб. А как они работают? Люди могут работать …быстро.
Продолжение игры детьми: медленно, аккуратно, старательно, лениво, с прохладцей, спустя рукава, не зная отдыха, не покладая рук, с удовольствием…
А как вы понимаете фразу «спустя рукава»? Знаете, откуда она произошла? В давние-давние времена самые богатые и знатные люди на Руси – бояре – носили одежду с длинными рукавами. Сами бояре не работали. Они не выращивали хлеб, не доили коров , не шили одежду – за них все делали слуги. Вот и народ придумал про этих лентяев крылатую фразу «спустя рукава». Представьте, что у вас длинные рукава , они закрывают всю руку, ладонь, пальцы, свисают до пола, чуть не путаются под ногами. Вы сможете с такими рукавами вымыть посуду, расставить игрушки на место, подмести пол? Вот и получается, что работать «спустя рукава» - это ничего не делать, лентяйничать.
- Как назвать человека, который хорошо работает, любит трудиться? (Трудолюбивый)
- А как назвать человека, который трудиться не хочет?( Ленивый, лентяй, лодырь).
Да, ребята, чтобы вырастить хлеб, люди упорно работали, трудились. Недаром в народе есть такая пословица «Не трудиться – хлеба не добиться».
Русские люди умели хорошо потрудиться, но после работы умели и весело отдохнуть. Во время отдыха играли в разные игры. Я вам тоже предлагаю поиграть. Я буду называть слова. Если в слове есть звук "р" или "рь", вы должны подпрыгнуть. Если услышите звуки "л" или "ль", будете кивать головой. Поняли? Начинаем игру: трактор, колос, зерно, рожь, пшеница, каравай, булка, батон, баранка, торт, пирог, пряник, плюшка, блин, буханка, комбайн, комбайнер, агроном.
Игра «Назови, со словом нет». Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель - в середине круга.
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс - нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Колосья – нет колосьев.
Комбайн – нет комбайна.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
По телевизору есть передача «Самый умный». Все, наверно, её видели .Вот сейчас мы тоже поиграем в игру «Самый умный».
Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.
Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.
Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.
Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.
Мука из ржи. /Ржаная мука/.
Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.
Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.
Следующая игра «Родственные слова»
Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.
Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.
Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.
Посуда для хлеба. /Хлебница/.
Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.
Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.
Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.
А сейчас я предлагаю вам разрезанные на части фотоиллюстрации различных полевых работ. Каждая фотоиллюстрация лежит в цветном конверте. Выбрав конверт , дети отходят к своим столам, на которых коллективно собирают картинку. После чего воспитатель просит детей составить предложения по получившимся у них картинкам.
Молодцы, ребята! Предлагаю вам послушать маленькое, но очень точное стихотворение. Написал его поэт Яков Аким:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомнилось, что вы сможете рассказать знакомым, близким .
- Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:
«Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной.
Труд – его имя,
Мир – его отчество.
И для народа он самый родной! ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ:Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»Цель:Формирование знаний об истории земли русской.Нравственных качеств по отношен...

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»
Ообщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;Пподвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разу...

Конспект НОД для детей старшей группы «В гости к Незнайке». Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: формирование основ компетентности у детей старшего дошкольного возраста по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.Программное содержание:1. Учить правилам дорожного движения; упражнять...

Конспект досуга для детей старшей группы "Хлеб на нашем столе"
Конспект досуга для детей старшей группы "Хлеб на нашем столе"...

Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»
Рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa, как прoдуктa питaния; утoчнить и зaкрепить предстaвление детей o вырaщивании хлебa (зернoвых культур); o технике, кoтoрая неoбхoдимa для пoдгoтoвки п...

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"
Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...

Конспект ОД для детей старшей группы на тему: «Праздник Сороков» Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Познакомить детей с традицией празднования прилета птиц на Руси - Сороками.Программные задачи:продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песня...