Обобщение опыта работы
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Борисовна Фролова

«Развитие связной речи у детей

дошкольного возраста через интеграцию художественной литературы и инновационной технологии сторителлинг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx63.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «Солнышко»

Обобщённый опыт работы

воспитателя

Фроловой Елены Борисовны

на тему:

«Развитие связной речи у детей

дошкольного возраста через интеграцию художественной литературы и инновационной технологии сторителлинг».

2020 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

       Автором представленного опыта работы является воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» Фролова Елена Борисовна, дата рождения – 01.06.1984г., образование – высшее, стаж работы- 12 лет.

       Опыт работы содержит теоретическое обоснование данного вопроса, принципы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. В практической части опыта описаны эффективные методы развития связной речи дошкольников в детском саду, подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, формы работы с родителями по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

АННОТАЦИЯ

       Опыт работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста обобщён воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» Фроловой Е.Б. в 2020 учебном году и является результатом углублённой целенаправленной работы педагога над данной проблемой в течение двух лет.  

Практика работы педагога с детьми дошкольного возраста показала, что у половины детей группы имеются трудности в развитии связной речи, а именно: дети не достаточно успешно справляются с заданием составить связный рассказ (по картине или без); не отмечается соблюдение трёх структурных составляющих рассказа (начало, середина, конец); предложения имеют простую структуру, иногда не имеют логической связи между собой, повторяются одни и те же слова; рассказ детей не содержателен, краток. Данный факт озадачил педагога, так как к началу обучения в школе ребёнку необходимо полноценно овладеть родным языком. Это и послужило началом становления представленного опыта.

 

В опыте Фроловой Е.Б. представлена система работы с детьми дошкольного возраста, включающая создание условий для развития связной речи детей через работу с сюжетными картинами, составление рассказов и пересказа, использование словесных и дидактических игр, художественной литературы. Особо интересен опыт использования педагогом техники сторителлинга в процессе развития связной речи детей.

 

       Данная работа актуальна и поможет воспитателям заметно улучшить состояние связной речи дошкольников.  

      Опыт адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми старшего дошкольного возраста в качестве практического пособия.  

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………….

-цели и задачи…………………………………………………………….

-принципы работы  по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….

-условия возникновения и становления опыта………………

-актуальность опыта…………………………………………..

-ведущая педагогическая идея………………………………..

-новизна…………………………………………………………

-теоретические подходы к формированию речи…………….

-о дидактических играх и технологии сторителлинга………

2.Технология опыта.

-реализация ведущей идеи опыта……………………………….

-методы развития связной речи старших дошкольников в детском саду…………………………………………………………………

-кружковая деятельность…………………………………………

-организация предметно-развивающей среды…………………..

-организация работы с родителями по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………….

-обоснование выбора технологии сторителлинг………………….

3. Результативный компонент опыт……………………………….

4.Заключение…………………………………………………………

5. Список литературы……………………………………………………...........

 Введение.

Родной язык играет уникальную роль  в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, большое внимание уделять чтению художественной литературы, чтобы дети были заинтересованы в активизации своей речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность, чтение литературы  помогает развивать речь детей.

Я работаю с детьми  и старшего и младшего дошкольного возраста и наблюдаю за детьми, за их развитием.  Я выявила большой интерес детей к чтению и рассказыванию сказок, заучиванию стихов, инсценировке различных произведений. Таким образом, я определила для себя цель и задачи работы.

Цель:

- создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через интеграцию художественной литературы и технологии сторителлинга.


Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:

- определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами игровых и современных образовательных технологий;

- выявление возможности интеграции художественной литературы с технологией сторителлинга способствовать развитию связной речи;

- проведение диагностики речевого развития дошкольников;

- анализ и коррекция формирования связной речи дошкольников;

- формирование словаря;
- развитие звуковой культуры речи, связной речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие речи как средства общения.

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей разного возраста. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую чтение художественной литературы.

Принципы работы  по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

        Реализуя данный опыт работе в своей работе  я придерживаюсь ряда принципов:

  1.     Принципа обогащения детского развития;
  2. Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы, поддерживается инициатива;
  3. Принцип сотрудничества детей и взрослого;
  4. Принцип психологического комфорта каждого ребенка;
  5. Принцип интеграции образовательных областей;
  6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

        

Условия возникновения и становления опыта.

Данная работа посвящена рассмотрению способов формирования речи детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО, методом чтения художественной литературы  и через использование современной технологии сторителлинга.

В отечественном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

С введением ФГОС ДО актуальным становится внимание к деятельности воспитателя ДОО. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Актуальность опыта.

Обучение дошкольников родному языку одна из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Поэтому, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов и приёмов. Чтобы преодолеть эти противоречия возникла необходимость в создании игровой обучающей среды с помощью дидактических игр, заучивания стихотворений, инсценировки знакомых произведений  и технологии рассказывания историй для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая идея моего опыта - развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя художественную литературу  в интеграции с методом сторителлинга

-в пересказе;

- в составлении рассказов;

- в заучивании стихотворений;

- формировании грамматически развитой речи .

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- требования ФГОС ДО;

-теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

- курсы повышения квалификации.

Новизна.

Новизна опыта заключается в том, что художественная литература  в интеграции с технологией сторителлинга рассмотрена как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Чтение художественной литературы в сочетании с рассказыванием историй  на занятиях позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, в свободной деятельности позволяет использовать сторителлинг в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.

Теоретические подходы к формированию речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в данный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

В современной методике конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование правильной устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи, находится задача развития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

- в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

- в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.

О художественной литературе и технологии сторителлинга.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

Речь ребенка в большинстве случаев развивается стихийно (в семье, на улице при помощи СМК). Однако такая стихийная речь не всегда является правильной и иногда совсем не соответствует нормам речевой культуры (в речи детей можно услышать слова просторечия, жаргона или даже ругательные слова).

Научить детей красноречиво выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас,  развить эстетический вкус,  воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье поможет чтение художественно литературы.

Сторителлинг в дошкольной педагогике является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

 Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.   

 Задачи сторителлинга:

  • обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила; 
  • систематизировать и донести информацию; 
  • обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других; 
  • наглядно мотивировать поступки героев; 
  • сформировать желание общаться. 

Метод сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми; 
  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; 
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; 
  • обогатить устную речь дошкольников; 
  • облегчить процесс запоминания сюжета.  

Существует  несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом.

В активном сторителлинге  педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

В истории должен быть интересный герой. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

II. Технология опыта.

Вот уже несколько лет я занимаюсь проблемой развития речи детей. В своей работе неоднократно обращала внимание на то, что на протяжении всего дошкольного возраста активно формируется речь детей, параллельно на каждом возрастном этапе дети испытывают некоторые затруднения в речевом развитии.

Работая с детьми старшего возраста, я столкнулась с проблемой развития связной речи у детей. Дети испытывают трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами), в умении грамматически правильно построить предложение, у детей недостаточный словарный запас.

А мне как педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Как сформировать интерес к процессу обучения и его мотивации с целью развития и коррекции речи?

Ясно одно - нельзя научить ребенка общаться, не ставя его в активную позицию. Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи у детей приёмы рассказывания историй и дидактические игры.

Реализация ведущей идеи опыта.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева

Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в группе - центра речевого развития «Будем говорить правильно»:

- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;

- изготовление дидактического пособия - игры «Кубики историй»;

- подбор дидактического материала для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы;

- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.

В группе имеются игры:

1. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.

2. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.

3. «Птичий базар». Цель: учить описанию птиц.

4. «Лото» и другие.

5. Различная художественная литература и иллюстрации к ней.

C целью развития лексико-грамматического строя речи детей, мною изготовлено дидактического пособие - игра «Кубики историй», которое представляет собой кубики с различными иллюстрациями,  по которым можно придумать сказку или рассказ.

Цель данного пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия: обогащать словарный запас; упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они; формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных; упражнять в согласовании существительных и числительных. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов - признаков.

Дидактические и речевые игры, чтение художественной литературы, в том числе рассказывание, заучивание стихов, инсценировки отрывков произведений я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Все это позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.

Методы развития связной речи старших дошкольников в детском саду.

Развитие связной речи средствами художественной литературы

Чтение художественной литературы помогает нам решать многие задачи речевого развития детей. Путем чтения произведений художественной литературы идет пополнение словарного запаса, усвоение грамматически правильного построения текста,  воспитание культурного поведения и культуры речи (беря пример с персонажей). Путем анализа содержания и структуры произведений – формирование связной речи: умения выражать свое мнение, грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения. Прослушивая и пересказывая в дальнейшем какого-либо произведения, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение рассказа (сказки, стихотворения) и отношение к его персонажам и событиям.

Наши дети очень любят чтение сказок и рассказов перед дневным сном. Такой вид чтения не только помогает решать выше названные задачи речевого развития, но и успокаивает детей, создает благоприятную обстановку для сна и напоминает детям замечательную семейную традицию как чтение мамой сказки на ночь.

Метод  пересказа в развитии связной речи.

Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.

Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений.

При обучении ребенка старшего возраста мы используем следующую методику: вначале мы беседуем с детьми по заданной теме, рассматриваем тематические картинки, загадываем загадки. А затем уже предлагаем рассказ по данной теме, который есть у того или иного автора. В старшей и подготовительной группе можно предложить два рассказа разных авторов на самостоятельный выбор детьми, при этом, поставив перед детьми задачу, объяснить свой выбор, тем самым, выполняя задачу развития связной диалогической и монологической речи, умение выражать свое мнение, четко его обосновав. Затем мы предварительно разъясняем непонятные для детей слова в тексте, для того, чтобы текст рассказа был понятен ребенку, и не терялась его основная мысль. Далее мы выразительно и четко читаем сам рассказ.

После прослушивания рассказа, мы задаем детям вопросы по содержанию рассказа, причем не только те, которые устанавливают последовательность событий, но и те, которые бы показали отношение детей к героям и событиям.

Далее все вместе мы обсуждаем услышанные пересказы, выражая свое отношение к ним и вводя дополнения.

Элементы театрализованной деятельности как средство развития связной речи

        Успешно решает задачу развития связной речи дошкольников и театрализованная деятельность.

        В процессе театрализованной деятельности и игр-драматизаций происходит развитие речи со всех сторон: обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса), обучение навыкам диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать). Использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.

        В театральную деятельность дети включаются с большой охотой. Они с удовольствием вспоминают знакомые сказки, надевают костюмы, подражают речи и движениям героев. Ребята чувствуют себя раскрепощено, что, конечно же, положительно сказывается на решении задач речевого развития.

        Работа ведется подгруппами и зависит от индивидуальных особенностей, интересов и гендерных различий детей.

Развитие связной речи методом составления рассказа.

Обучение дошкольников составлению рассказов – это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи.

Составление рассказов оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения. В процессе составления различных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

При составлении рассказов мы работаем целой группой, подгруппой или индивидуально, в зависимости от возможностей детей.

  • Составление рассказов по картинам

        При составлении рассказа по сюжетным  картинам мы обращаем внимание детей на то, что рассказ должен состоять из трех основных частей: начала, середины и конца (завязка, кульминация, развязка). При этом обращаем внимание не только на то, что находится на переднем плане, но и на фон картины (обстановка, возможная расстановка дополнительных предметов, погода и т.д.), ее настроение, формируя умение видеть не только основное, но и детали.

        В ходе составления рассказов по картинкам мы используем следующую методику обучению рассказам по картине для детей старшего дошкольного возраста:

1. мотивация, подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом и вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

        Со старшего возраста мы начали пробовать составлять рассказы по пейзажным картинам. Это достаточно сложная работа и поэтому здесь допустима активная помощь воспитателя в виде вопросов: «что здесь изобразил художник», «что ему больше всего понравилось», «кто бы мог жить в этом доме» и т.д. в зависимости от содержания пейзажа.

Педагог включает в беседу образцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих стихотворений.

Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.

        В своей работе активно используется ИКТ, так как современным детям гораздо интереснее видеть картину на экране, чем на бумаге.

        Нами был составлен альбом с сюжетными и пейзажными картинами, альбом с сериями сюжетных картин, а также книги по известным сказкам, иллюстрированные самими детьми.

  • Составление описательных рассказов

Составление описательных рассказов по игрушке помогают детям развивать умение сравнивать, анализировать, описывать.

В нашей работе описание обязательно проводится по плану и соответствующей методике обучения:

  1. Лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
  2. Рассматривание объекта описания;
  3. Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительным чертам, признакам;
  4. Описание внешних и внутренних составляющих объекта, о действиях с ним, а также отношение рассказчика к нему;
  5. Составление с воспитателем подробного плана рассказа;
  6. Рассказ сильного ребенка (с опорными вопросами по мене необходимости);
  7. Рассказы 4-5 детей;
  8. Оценивание каждого рассказа детьми.

Очень активны дети при составлении описательного рассказа «по цепочке», когда один ребенок начинает, следующий продолжает, а другой заканчивает. Данный вид работы помогает воспитывать коллективный дух, умение слушать и слышать товарища, уметь продолжать чужую мысль и добавлять свою.

При составлении описательных рассказов мы обращаем внимание детей на составление сложных предложений с использованием союзов «а», «и», разнообразных определений.

Для описания в старшей группе также мы используем более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, описываем времена года, профессии людей.

После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.

  • Рассказ из личного опыта

Рассказы из личного опыта – это самый распространенный вид рассказов, который мы слышим с утра, как только дети приходят из дома. Ведь им так хочется  рассказать, что они делали, где были и что видели, как помогали родителям.

Очень полезно в свободное время собраться всем вместе и послушать краткий рассказ каждого ребенка. Поставив задачу выделить из своего рассказа только самые основные главные моменты, отражающие его суть, так как рассказать и послушать хочется всех.

Помимо описанных выше видов рассказов в своей работе мы используем и целевые рассказы из личного или коллективного опыта:

- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

- коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

Такой вид рассказов очень тренирует диалогическую речь ребенка, повышает настроение на весь день и налаживает психологически благоприятную обстановку в группе.

  • Творческие рассказы

Творческие рассказы мы начали вводить во второй половине старшей группы, когда дети овладели большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

В своей работе мы используем разные варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

- придумывание продолжения и завершение рассказа;

- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

- придумывание рассказа по нарисованному самими детьми рисунку;

- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

        Фантазия ребенка не знает границ. Придуманные рассказы мы записываем и формируем в книги, которые потом с удовольствием слушают дети, показывают своим родителям и гордятся своей первой написанной книгой.

Кружковая деятельность.

 Отдельно хочется рассказать о реализации опыта через кружковую деятельность.

В течение 2018-2019 учебного года велась работа в кружке «Хочу все знать!» с воспитанниками  подготовительной группы. В результате практически все дети освоили навык чтения, а также подготовили руку к письму, что, несомненно, повлияло на развитие речи в целом.

В начале 2019-2020 учебного года начал свою работу кружок «Умелые ладошки» с детьми второй младшей группы направленный на развитие мелкой моторики рук, что также положительно влияет на развитие речи воспитанников.

        

Организация предметно-развивающей среды.

Речевой активности детей должен способствовать каждый уголок предметно-пространственной среды в группе, так как практически любая деятельность человека сопровождается речью и общением.

Во время своего нахождения в группе ребята общаются со сверстниками и взрослыми во время игр, образовательной и совместной деятельности.

Книжный уголок нашей группы содержит большое количество книг художественной литературы, энциклопедий, журналов, дидактических игр, направленных на речевое развитие детей, картотека сюжетных картин.

Наличие разнообразных игрушек в уголках для сюжетных игр и конструирования способствует развитию речевой активности и ведению диалогов на разные темы во время различных игр.

        Игровой кукольный уголок группы имеет в том числе и  магазин. В нем дети с удовольствием ведут диалоги от лица продавца и покупателя, а также общаются в процессе разнообразных подвижных игр, распределяя оборудование и обсуждая правила игры.

        Обстановка в зоне «Наше творчество»  благоприятствует для обсуждения своих творческих работ, рассматриванию и выражению своего отношения к произведениям искусства различных жанров.

        В группе также создан уголок уединения, в котором любой ребенок может отдохнуть от группового шума и побыть наедине с собой и своими мыслями.

        Вся предметно-пространственная развивающая среда эстетически оформлена и соответствует основным принципам ФГОС.

Организация работы с родителями по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

        Речь ребенка, прежде всего,  развивается в условиях семьи. Родители являются главным примером для детей. К сожалению, в современном мире  родители уделяют мало времени речевому развитию детей, ссылаясь на занятость или незнание приемов развития связной речи. В связи с этим дети большую часть времени проводят за компьютером и телевизором, а также «впитывают в себя» далеко не всегда культурные слова, которые слышат на улице. Вследствие этого связная речь ребенка развивается недостаточно или не является грамотной и культурной.

Как уже было описано в предыдущих пунктах, в детском саду проводится большая работа по развитию связной речи дошкольников. Однако данную задачу нельзя выполнить даже на половину без участия родителей.  Поэтому параллельно работе с детьми проводится и работа с их родителями по этому вопросу.

С целью повышения компетентности родителей по данному вопросу было проведено родительское собрание в активной форме на тему «Развитие связной речи старших дошкольников», где родители узнали о значении развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и получили некоторые рекомендации по работе с детьми. Некоторые родители поделились опытом семейного воспитания культурной и грамотной речи своих детей.

В уголке информации родителям была предложены консультация о развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, несколько простых рекомендаций и копилка дидактических игр, в которые родители могут поиграть дома без дополнительных затрат средств и времени на их изготовление.  Так же по мере необходимости с родителями проводятся индивидуальные беседы по вопросам речевого развития их ребенка.

Обоснование выбора технологии сторителлинг.

Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является сторителлинг- эффективное средство при обучении связной речи дошкольников. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. 

Я использую сторителлинг для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данный прием помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих детей. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или  рассказ. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

Кубики я сделала сама из готовых пластмассовых кубиков «Азбука в картинках», наклеив на них картинки, вырезанные из карточек игры «Ассоциации».

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

  • Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.
  • Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают. 
  • Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.
  • Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.

Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.

  • Когда – то давным давно…
  • Садитесь поближе я вам расскажу…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Это произошло темной и дождливой ночью…
  • Наш герой понятия не имел, что его ждет
  • Тогда казалось, что это не так важно…

Жили – были…

Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?

Проведение игры.

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей замкнутых и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику.

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.

Таким образом, с помощью игры «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

Работа по развитию связной монологической речи осуществлялась в разных формах организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой и индивидуальной, в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы на данном этапе служили кубики и дидактические игры. Умения пересказа по опорным картинкам закреплялись в самостоятельной деятельности детей. С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения при самостоятельном пересказе и составлении рассказов, проводилась индивидуальная работа в вечернее время.

3. Результативный компонент опыта

Результатом моей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование сторителлинга увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Технологии помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее, появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью расширенного чтения художественной литературы, а также перессказа и заучивания  у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

В ходе работы пополнилась и развивающая предметно-пространственная среда.

Несмотря на полученные результаты, нами были выявлены и некоторые трудности:

-развитие связной речи отдельных детей осталось на низком уровне;

-недостаточно пополнена развивающая среда;

-не все родители заинтересованы  развитием связной речи у детей.

Перспективы работы в данном направлении:

-продолжать работу в данном направлении;

-больше внимания уделять индивидуальной работе с отдельными детьми;

-пополнять развивающую среду необходимым материалом в данной области;

-в процессе взаимодействия с семьями воспитанников чаще использовать активные формы работы (игры, использование ИКТ).

Заключение

Необходимость развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста не вызывает сомнений. От того, как ребенок овладел искусством говорить, зависят его коммуникативные способности (умение налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми), психологический комфорт (возможность быть понятым и услышанным), а так же его дальнейшие успехи в школе.

Опыт данной работы доказывает, что ежедневная и тщательно спланированная работа со старшими дошкольниками успешно решает задачи развития связной речи детей, развивает их коммуникативные способности, мышление, внимание, воображение, память и доставляет массу положительных эмоций и удовольствия для каждого ребенка.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.;
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. – 160 с.  
  3. Гвоздев  А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.  
  4. Гербова  В. В. Занятия по развитию речи в старшей  дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 40.  
  5. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2008. – 107 с.  
  6. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2009
  7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. - М.: Изд-во «Педагогика», 2006. - 516 с.  
  8. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. – С. 86.  
  9. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. – Томск : Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.
  10.  Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Короткова Э.П. – М.: Просвещение, 1982.  
  11. Развитие речи детей дошкольного возраста. // Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984.
  12. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.  
  13. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.  
  14. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.  
  15. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.  

Интернет источники:

  1. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
  2. Международный образовательный портал Маам.ру   http://www.maam.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...