Парциальная программа по познавательно-речевое развитие. "Школа-азбуки" средняя группа.
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Рабочая программа дополнительного образования
«Школа - Азбуки»
(познавательно-речевое развитие)
Возраст детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_shkola_azbuki_sred._gr.docx | 44.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 г. Медвежьегорска»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МКДОУ №2
_________
Рабочая программа дополнительного образования
«Школа - Азбуки»
(познавательно-речевое развитие)
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации программы – 1 года
Автор программы:
Маханёва М. Д.
Руководитель кружка:
воспитатель
Диева Елена Геннадьевна.
2016г.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Актуальность рабочей программы дополнительного образования…………4
Цели Программы…………………………………………………………………5
Задачи Программы………………………………………………………………5
При разработке Программы использовались следующие принципы………..7
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……..7
Схема занятий включает…………………………………………………………9
Прогнозируемы результаты……………………………………………………9
Средняя группа (4 - 5 Лет)………………………………………………………18
Список использованной и рекомендуемой литературы…………………
Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа «Школа – азбуки». Фор-
мирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте» (далее - Программа) и учебно-методический комплект (УМК)
дополнены и переработаны в свете основополагающих требований
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям
реализации Программы и результатам ее освоения.
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 4-7
лет, которое осуществляется в двух направлениях:
— систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных
источников (игры, общения, обучения и т. д.);
— организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная
деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-
исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной
деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее,
поддерживает.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение
речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной
мотивации, предпосылок к учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоты.
Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и
учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог,
достижение ребенком необходимого уровня в области «Речевое развитие»
для успешного освоения им программы начального общего образования на
основе индивидуального подхода и использования специфических видов
деятельности для детей дошкольного возраста.
Реализация Программы в УМК предусматривает комплексный подход
к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные
взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические,
грамматические и — на их основе — развитие связной речи.
Программа (ее теоретическая часть) опирается на федеральный закон
«Об образовании РФ», Федеральные государственные образовательные
стандарты дошкольного образования и научно-методическую литературу по
данной проблеме.
В основе концептуальной идеи лежит теория А. В. Запорожца о
самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития
ребенка — это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для
дошкольника формами и способами деятельности, — путь амплификации.
А также:
— исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития
ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, ф. А. Сохин, М.
М.Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др.), которые
предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и
деятельности;
— положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н.
Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;
- психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В. В. Давыдова,
Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что
умственные возможности детей в процессе обучения родному языку
значительно больше, чем считалось ранее.
Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности
— игре, общении, занятиях как сквозных механизмах развития ребенка
(ФГОСДО).
Организационные формы совместной деятельности могут быть
различны:
занятия по формированию аналитико-синтетической активности, для
проведения которых имеется УМК (учебно-методический комплект —
24 пособия);
режимные моменты (дежурство, прогулка, игра, наблюдения и т. д.), во
время которых используются знания, полученные на занятиях);
самостоятельная деятельность детей, для которой взрослые создают
необходимые условия, сопровождают ее, поддерживают и направляют.
Программа может быть использована в части, формируемой участниками
образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей,
интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического
коллектива; сложившихся традиций организации или группы (ФГОСДО).
Актуальность рабочей программы дополнительного образования:
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество
детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди
них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не
овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея
полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению
школьной программы из-за недостаточного развития фонематического
восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости,
особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки
в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что
звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно
дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс
овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с
формированием слухоречедвигательного взаиодействия, которое
выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации
на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором
недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном
возрасте.
Порядок использования (применения) рабочей программы в
практической профессиональной деятельности:
Данная программа реализуется в непосредственно образовательной
деятельности (область «коммуникация») с детьми старшей и
подготовительной группы, по развитию у детей фонематического слуха и
восприятия, формируя интегративное качество (способный решать
интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту), развитию
мелкой моторики, формированию графических навыков необходимое для
успешного обучения чтению и письму.
Материал на занятиях по обучению грамоте рассчитан на
возможности 5-6 и 6-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от
простого к сложному.
Рабочая программа по виду деятельности – познавательно-речевая.
Цели Программы
Раскрытие основных направлений речевого развития детей 2-7 лет и
задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре
Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом
возрастных особенностей детей 2-7 лет.
Создание благоприятных условий для формирования аналитико-
синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Формирование теоретического мышления, интереса и способности к
чтению.
Введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-
поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую
деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод
проекта.
Задачи Программы
Развитие потребности активно мыслить.
Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков,
но и для развития психических процессов (внимания, памяти,
мышления).
Формирование первоначальных лингвистических представлений о
слове, звуке, предложении.
Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях
образовательной организации.
Развитие логических форм мышления.
Формирование предпосылок учебной деятельности,
Формирование инициативности, самостоятельности.
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы,
организационных форм ее усвоения.
Развитие умения применять полученные знания в разных видах
деятельности (игре, общении и т. д.).
Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и
синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
Формирование простейших графических умений и навыков, развитие
мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в
вопросах речевого развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию
аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных
видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской).
При разработке Программы использовались следующие принципы:
принцип развивающего и воспитывающего образования;
сочетание принципов научной обоснованности и практической
применимости;
принцип активности и самостоятельности;
принцип полноты, необходимости и достаточности;
принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих
задач;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей;
принцип решения программно-образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей
на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.;
принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной
деятельности, чтения художественной литературы.
Принципы:
создания условий для самостоятельной деятельности детей;
взаимодействия с семьей по реализации Программы;
обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
поддержки индивидуальности и инициативы детей;
создания условий для принятия детьми решений;
развития умения работать в группе сверстников;
построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей;
построения образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
личностно-развивающего и гуманистического характера взаи-
модействия взрослых и детей;
реализации Программы в формах, специфических для детей данной м
возрастной группы;
возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
построения педагогического процесса, при котором ребенок становится
субъектом образования;
признания ребенка полноценным субъектом образовательных
отношений;
формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
Все это позволяет обеспечить:
равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в
рамках Программы;
развитие познавательной деятельности;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс по формированию аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в
общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре,
занятиях);
формирование инициативности, самостоятельности, ответственности
ребенка;
формирование предпосылок учебной деятельности;
вариативность и разнообразие методических приемов, органи-
зационных форм;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
комплексный подход речевого развития детей во всех пяти вза-
имодополняющих образовательных областях: социально-коммуни-
кативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической (ФГОС);
повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого
развития детей.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа - результат многолетней работы автора с детьми (более 25
лет). Она является парциальной образовательной Программой и решает одну
из задач в области «Речевое развитие» - формирование аналитико-
синтетической активности у детей 3—7 лет.
Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться
на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в
процессе дошкольного обучения. В Программе органически сочетаются
традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике
развития речи детей.
Программа не является застывшим документом. На протяжении 20 лет
ее содержание и методическое обеспечение дополнялись и перерабатывались
на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней,
вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики
реализации, что позволяет использовать ее в настоящее время.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями
детей данной группы.
Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство
воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обуславливается
ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.
Акцент в УМК сделан на развитие познавательных действий (анализ и
синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т. д.).
Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается
индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно
выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт,
приобретенный ранее. Веселые стихи, рисунки, сказочные персонажи делают
процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.
Формирование аналитико-синтетической деятельности предполагает
включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций
общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он
принимает активное участие.
Мониторинг освоения Программы ребенком происходит на каждом
занятии включением самоконтроля и самооценки выполненной работы с 4
лет. Ребенок, руководствуясь пояснениями взрослого, самостоятельно
оценивает свою работу по цветовой шкале: зеленый - все задания выполнены
правильно, красный — есть ошибки.
Включение самоконтроля и самооценки в деятельность ребенка
способствует изменению способа его действия: он учится не только слушать
задание, но и слышать его.
Результаты самоконтроля и самооценки изучаются педагогами, ро-
дителями с целью оказания ребенку своевременной помощи, если это
необходимо.
В конце каждого возраста в Программе имеется перечень возможных
достижений ребенка в формировании аналитико-синтетической активности, а
также интегративных качеств, сформированных в процессе ее освоения:
любознателен, активен;
эмоционально отзывчив;
овладел средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
способен управлять своим поведением;
умеет планировать свои действия;
способен решать предложенные задачи, адекватные возрасту;
овладел универсальными предпосылками учебных действий;
овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Наличие в УМК рабочей тетради «Диагностика готовности к чтению и
письму детей 6-7 лет» позволяет определить уровень освоения ребенком
Программы.
Такой подход соответствует основным положениям Программы и в конце
обучения позволяет прийти к хорошему результату каждому ребенку.
Использование Программы на протяжении 18 лет педагогами России в
дошкольных организациях, лицеях, гимназиях, центрах развития детей
дошкольного возраста ,а также родителями дает высокие результаты при
подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.
Схема занятий включает:
Работа проводится фронтально со всей группой с использованием
игровых технологий. Форма деятельности: совместная деятельность
взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает
возможность добиться положительного результата в работе с детьми.
Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия,
приключения, игры или одной лексической темы.
Дети, играя, постигают понятие «звук», «буква», «слог», «слово»,
«предложение», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах
и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
1.Артикуляционная / речевая гимнастика
2.Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3.Новый материал:
звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове,
слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
буква, её образ и графическое написание
составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового
материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм
языка.
4.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове,
сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать,
самоконтроль и самооценка.
Прогнозируемы результаты:
Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области
грамоты (по Колесниковой Е. В.)
1.Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых
формах общения:
умение ориентироваться в содержании этого общения,
выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной
действительности:
о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый,
мягкий, звонкий, глухой)
о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе
речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР:
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
наличие у него представления о модели и процессе
моделирования
способность комментировать свои действия, анализировать
проделанную работу
Формами подведения итогов реализации данной программы
являются:
мониторинг усвоения детьми раздела «Подготовка к обучению
грамоте»
Индивидуальные беседы, консультации в течение года
открытые показы занятий дополнительного образования родителям,
педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 - 5 лет)
Характеристика речевого развития детей 4—5 лет
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет
слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают
подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким
(синонимы), употребляют обобщающие слова.
К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет
2000-2500.
Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что
обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет,
воспитывается и обучается ребенок.
Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с
прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные в
родительном падеже множественного числа.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения,
которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно
произносит звуки, а в другом — неправильно. Типична и обратная замена
звуков (шапка - «сапка», жук — «щук»).
У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков
(«Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием рече-двигательных
механизмов.
Вместе с тем дошкольники 4—5 лет отличаются особой чувстви-
тельностью, восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для обучения
элементам грамоты.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные
изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилага-
тельными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов
(красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно
использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около и т. д.).
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от
ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и
монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе,
пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по
картинкам или используя игрушки.
Дошкольники овладевают правильным произношением практически
всех звуков родного языка. Однако у некоторых из них наблюдается нечеткое
произношение свистящих, щипящих и сонорных. Таким детям необходима
помощь логопеда.
У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произно-
сительных умений.
Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится
с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает
ребенка к следующему этапу обучения - развитию звуко-буквенного анализа.
Методические рекомендации
На этом этапе обучения выделены три задачи, которые решаются
комплексно на каждом занятии.
1. Развитие фонематического слуха.
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к
письму.
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и
мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Работа по развитию фонематического слуха начинается с обучения
детей умению интонационно произносить свистящие («С-СЬ», «3-ЗЬ», «Ц»),
шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»), сонорные звуки («Л—ЛЬ», «М—МЬ», «Н—
НЬ», «Р—РЬ»); к концу года детям предлагаются взрывные, губные звуки
(«Б—БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д—ДЬ», «Т-ТЬ»), Такая работа способствует не
только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению
звуков.
Изучение звука проходит в четыре этапа, которые последовательно
сменяют друг друга, позволяя детям успешно усваивать программу.
1. Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может
сравнить его со звуками окружающего мира.
2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.
3. Ребенок может произнести заданный звук изолированно.
4. Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.
Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже на-
учились выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда
прохлопать или протопать ритмико-слоговую структуру слова.
Дошкольники знакомятся с графическим изображением слова —
прямоугольником; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько
слогов в слове, учатся подбирать схему к слову.
Эта новая задача введена автором с целью подготовки к следующему
этапу обучения. Многолетний опыт работы показывает, что решение данной
задачи не вызывает у дошкольников трудностей, а, наоборот, делает процесс
обучения развивающим, так как дети начинают работать с моделями слов.
На первых занятиях в игровой ситуации дошкольники учатся различать
на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора»
«рь-рь-рь»; «песенку большого комара» «з-з-з» и «песенку маленького
комара» «зь-зь-зь». Затем предлагаются пары звуков «К-КЬ», «Л—ЛЬ», «Б-
БЬ» и др. и дети знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. Для
успешного решения задачи широко используется различный словесный
материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись
местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс
обучения более интересным, занимательным, доступным.
Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение,
подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по
смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному
произношению заданного звука в словах.
В потешках, стихотворениях для разучивания изучаемый звук
встречается чаще других, что позволяет услышать этот звук, способствует
его лучшему произношению. Заучивать стихотворения предлагается с опорой
на сюжетный рисунок, помогающий лучше понять и запомнить содержание.
У детей развиваются произвольная память, дикция, темп и выразительность
речи.
Задания «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют
развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать
внимание.
Как и в предыдущей группе, широко используются загадки, содер-
жание и тематика которых значительно расширяются, — это загадки о
транспорте, животных, птицах, о предметах окружающего мира и др.
Отгадывание загадок развивает образное мышление, речь, внимание, память.
Использование рабочей тетради ребенком 4-5 лет позволяет начать работу по
формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки
выполненной работы. С этой целью на каждом листе в правом нижнем углу
нарисован шарик. Руководствуясь объяснениями взрослого, ребенок должен
раскрасить его в зеленый цвет, если все задания выполнены правильно; в
желтый — если одна-две ошибки; в красный - если задания выполнены
неправильно. Дошкольнику также предоставляется возможность
самостоятельно исправить ошибки, которые были допущены в ходе
выполнения задания.
В занятия включены задания по подготовке руки ребенка к письму:
1. Развитие произвольных движений пальцев рук.
2. формирование элементарных графических навыков.
Они проводятся в игровой, занимательной форме. Например: «Дорисуй
иголки ежику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке» и т. д.
Первые задания желательно выполнять фломастерами: письмо ими не
требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми. Когда дети
научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать ручкой или
карандашом.
С целью постепенного перехода от простейших графических упра-
жнений к более сложным дети сначала учатся рисовать вертикальные и
горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют
предметы, в которых сочетаются различные элементы.
К концу года даются упражнения на штриховку, которые вызывают у
детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий навыки
дошкольников совершенствуются.
Задания по развитию графических навыков создают основу произ-
вольности движений для овладения навыками письма.
Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во
время физкультминуток.
На первых занятиях желательно выполнять задание вместе с дошкольниками,
чтобы они могли подражать движениям педагога.
Сначала упражнения выполняются медленно, педагог следит за
правильностью положения рук и пальцев детей и точностью переключения с
одного движения на другое.
Если у ребенка что-то не получается, будьте терпеливы, обратитесь за
помощью к родителям, чтобы они помогли малышу научиться выполнять то
или иное движение.
Программа на учебный год
1. Развитие фонематического слуха.
- Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук», -Знакомить с тем,
что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «3-ЗЬ»,
«Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-
ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
- Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.
- Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником
(простейшее моделирование).
Формировать умения:
- различать на слух твердые и мягкие согласные;
- определять и изолированно произносить первый звук в слове;
- называть слова с заданным звуком.
- Ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове.
- Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению
произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
- Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.
2. Развитие графических навыков.
- Продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать
округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые
линии; заштриховывать различные предметы.
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Методическая литература
1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детейдошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
№ Тема занятия Цель Методическая литература
СЕНТЯБРЬ
1 «Звучащее слово» Познакомить со звучащим словом; дать представление о многообразии слов; познакомить с термином «слово». Подвести к тому, что слова могут обозначать не только предметы, но и их действия, качественные признаки. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 18 – 19.
2 «Звучащее слово. Звук» Продолжать знакомить со звучащим словом; познакомить со звуками окружающего мира, с понятием «звук»; продолжать знакомить с многообразием слов. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 21
ОКТЯБРЬ
3 «Слова – друзья» Учить сравнивать слова по звучанию: дать представление о том, что слова звучат по – разному и похоже; учить подбирать слова – друзья к заданным словам. Закрепить понятие о разных звуках Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 23- 24.
4 «Короткие и длинные слова» Познакомить с протяженностью слов и делением их на части; закрепить представление о словах, словах – друзьях; учить сравнивать короткие и длинные слова; учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова.Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 26-27.
НОЯБРЬ
5 «Каждое слово состоит из звуков» Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Знакомить со звуками [а], [о], [у], [и]; узнавать эти звуки по положению губ. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 29-30.
6 «Гласные звуки» Учить узнавать звуки [а], [о], [у], [и] в словах; познакомить со звуками [ы], [э]. Учить дифференцировать звуки [и] - [ы]; познакомить с йотированными гласными: я, ё, ю, е. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 31-33.
ДЕКАБРЬ
7 «Звуки [С] – [С] Познакомить со звуком [с]; учить выделять звук [с] в произношении. Учить выделять звук [с] в произношении; учить различать на слух в словах твёрдый [с] и мягкий [с] звуки; закреплять знания о делении слов на части. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 34 - 36
8«Звуки [З] и [З]» Продолжать учить узнавать звук [с] в словах; познакомить со звуком [з]. Учить различать на слух твёрдый [з] и мягкий [з] звуки; продолжать учить выделять звуки [з] и [з] в произношении; учить называть слова с заданным звуком. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 39 – 41.
ЯНВАРЬ
9 «Эти разные, но такие похожие звуки [З] и [С]» Продолжать учить выделять звук [з] в произношении; учить дифференцировать звуки [з] и [с]. Познакомить со звуком [ц]; закреплять знания о протяжённости слов и делении их на части. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 43 – 45.
10 «Цыплёнок Цып» Продолжать знакомить со звуком [ц]; учить выделять звук [ц] в произношении; учить дифференцировать звуки [ц] и [с] в словах. Маханёва М. Д.«Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 47
ФЕВРАЛЬ
11 «Звук [Ш]» Познакомить со звуком [ш]; учить выделять звук [ш] в произношении. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 49
12 «Этот жужжащий звук [Ж]» Закрепить умение выделять звук [ш] в словах; познакомить со звуком [ж]; закреплять знания о протяжённости слов и делении их на части. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 52
МАРТ
13 «Звуки [Ш] и [Ж]» Закрепить умение выделять слова со звуком [ж]; учить дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж]. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 56
14 «Свистящий и шипящий звуки» Учить дифференцировать звуки [с] и [ш]; закреплять знания о протяженности слов, делении их на части. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 57
АПРЕЛЬ
15 «Звенящий и жужжащий звуки» Учить дифференцировать звуки [з] и [ж]; продолжать учить делить слова на части, определяя количество частей. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 59
16 «Этот чудо – звук» Познакомить со звуком [ч]; учить выделять звук [ч] в словах. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 60
МАЙ
17 «Звук [Щ]» Закрепить умение выделять в словах звук [ч]; познакомить со звуком [щ]. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 63
18 «Звуки [Ч] и [Щ]» Закрепить умение выделять звук [щ] в произношении; учить придумывать слова на заданный звук; учить дифференцировать звуки [ч] и [щ]; закрепить деление слов на части. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 65
Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени
усвоения материала.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
К концу года ребенок:
- правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во
фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо
обратиться к логопеду);
- различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и
тихие;
- делит слова на слоги;
- дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
- определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может
штриховать несложные предметы;
- выполняет упражнения для пальцев и кистей рук,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)
Рабочая программаНаправление «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область«Чтение художественной литературы»(3 – 4 года)...
Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Ком...
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на первую категорию Образовательная программа «Мир родной природы» Направление «Познавательно-речевое » Образовательная область «Познание» Старшая группа (5 – 6 лет)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников Одной из современных тенденций д...
Парциальная программа по пожарной безопасности для старшей разновозрастной группы от 6 до 7 лет «С огнём не играйте!»
С огнём не играйте!...
Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"
В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...