Парциальная программа "Нетрадиционные техники рисования во 2 младшей группе"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель: Руппель Е. В.
МДОУ «Детский сад № 4 п. Новоорск»
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Страница |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Актуальность парциальной программы | 3 |
1.2 | Цель и задачи парциальной программы | 3 |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программа | 4 |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | 4 |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 4 |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы | 5 |
1.7 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы | 5 |
II | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе | 6 |
III | Организационный раздел | 11 |
3.1 | Кадровое обеспечение | 11 |
3.2 | Материально-технические Программы | 11 |
3.3 | Научно-методическое обеспечение Программы | 11 |
3.4 | Время и сроки реализации Программы | 11 |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 11 |
IV | Список использованной литературы | 13 |
I Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность парциальной образовательной программы
Парциальная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 п. Новоорск» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
У детей интерес к рисованию проявляется довольно рано. Дети в младшем возрасте ещё не умеют изображать предметы. Они только начинают понимать, как манипулировать с красками или цветными карандашами. В результате этих действий лист бумаги заполняется случайными линиями, зигзагами, мазками, точками, а чуть позже спиральками и кругами. Занимаясь с детьми 3-4 лет изобразительной деятельностью, нужно учитывать то, что в силу своих возрастных особенностей они довольно не усидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Поэтому нетрадиционные техники рисования, как нельзя лучше подходят для занятий с детьми этого возраста. Пять минут и работа готова! Завораживающий процесс и яркий результат.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
1. Ознакомить с основным приёмом пальчикового рисования.
2. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
3. Развивать речь детей;
4. Воспитывать навыки аккуратной работы с красками.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Систематические занятия, игры, игровые приемы. Организация и оформление выставок детских работ. Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня, по 15 минут. Всего 32 занятия. Занятия проводятся со всей группой детей в количестве 18 человек.
В работе используются различные методы и приемы:
Показ образца выполнения последовательности работы, обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.
Форма работы: тематическая совместная деятельность.
Во время рисования развивается мелкая моторика, ориентировка на листе, закрепляются основные цвета.
Совместные занятия доставят немало радостных минут.
Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе: Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы:
-Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным приемам.
- Тампонирование. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и тампоном.
- Метод волшебного рисунка. Рисование крупой, солью и т.д.
- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью).
1.4 Возрастные характеристики развития детей
Программа рассчитана на детей 3-4 лет.
Малыши 3-4 лет воспринимают художественное занятие, как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них увлекательнее само занятие, а не результат. Для ребенка творчество – это процесс, а не результат. Задача взрослого – создать малышу полноценное и безопасное условие для развития творческих способностей. Кружок «Рисуем пальчиками» дает возможность малышу попробовать себя в новом виде творчества – рисовании пальчиками.
1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов.
1.Дети научатся создавать образы, используя различные изобразительные материалы и техники;
2. Сформируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;
3. Выработается мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность;
4. Научатся проявлять творческую активность и развитие уверенности в себе.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Парциальная программа разработана на основе образовательная программы МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск». В содержании парциальной образовательной программы учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Это обусловило созданию данной парциальной программы, которая расширяет задачи образовательной
1.7.Формы подведения итогов реализации парциальной программы
По итогам учебного года дети должны:
Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукциям картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).
Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию. Делать фон для своей будущей работы.
При разработке программы учитывались принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие
взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Способы определения результативности:
Для определения результативности проводятся выставки детских работ, рисунков, конкурсы для родителей.
II Содержательный раздел
2.1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации в специально организованной взрослым деятельности | Способы реализации в нерегламентированной (свободной самостоятельной) деятельности |
Модуль1 Сентябрь | ||||
1.1 | «Мой любимый дождик» Цель: Познакомить | 15 мин | Рассказать, что не только можно рисовать карандашами, кисточками, но и пальчиками). Учить основные цвета. Пальчиковые краски основных цветов (красный, жёлтый, синий); салфетки; альбомный лист с изображением дождя, доска для работы. | Пальчиковая гимнастика «дождик»; Предложить посмотреть в окно на дождь . |
1.2 | «Опята – дружные ребята» Цель: познакомить детей с техникой рисования пальчиками. | 15 мин | Картинка с изображением мухоморов. Пальчиковая гуашь белого цвета, мокрые салфетки, листы бумаги, на которых нарисованы грибы. | Рассматривание иллюстраций с изображением грибов; Разучивание русских народных потешек; Подвижная игра «Грибы и птица». |
Модуль 2 Октябрь | ||||
2.1 | «Желтые листья летят» Цель: учить рисовать листья способом отпечатка ладони, учить дорисовывать недостающие детали. | 15 мин | Альбомный лист, гуашь, баночки с водой. | Рассматривание листьев с деревьев; Разучивание стихотворение «Листопад»; Пальчиковая гимнастика «Листик». |
2.2 | «Лучики для солнышка» (коллективная работа) Цель: формировать навыки рисования ладошкой. | 15 мин | Альбомный лист с изображением солнышка без лучиков, Гуашь желтого цвета | Чтение стихотворения про солнышко П/и: «Солнышко и тучки» |
3 модуль Ноябрь | ||||
3.1 | «Птички клюют ягоды». Цель: формировать навыки рисования пальчиками | 15 мин | Альбомный лист с изображением веточки рябины, вырезанные птички, гуашь красного цвета | П/и: «Птички и кот»; Чтение стихотворения «Рябинка» |
3.2 | «Ягоды на тарелочке». Цель: закреплять умение рисовать пальчиками. | 15 мин | Тарелочка из бумаги, Гуашь красного цвета | Рассматривание картины «Птицы», беседа «Что кушают птицы», чтение рассказов и стихов о птицах |
3.3 | «Поделись улыбкою своей» Цель: продолжать рисовать ладошками и пальцами, закреплять понятие отпечаток. | 15 мин | Краски, кисти-толстая для нанесения на ладошку, тонкая-для рисования улыбки, лист А4,влажные салфетки, баночки с водой. | Сюрпризный момент. Чтение детям веселых дразнилок. Упражнение «Улыбка». Игра с кисточкой. |
3.4 | «Мои рукавички» Цель: Рисование ладошками. Учить рисовать рукавички способом отпечатка ладони, учить дорисовывать недостающие детали. | 15 мин | Альбомный лист, гуашь, баночки с водой. | Чтение русской народной сказки «Рукавичка». |
Модуль 4 Декабрь | ||||
4.1 | «Зайчик». Цель: учить закрашивать по контуру пальчиками | 15 мин | Альбомный лист с изображением зайчика, гуашь белого цвета | Чтение русской народной сказки «Заяц и лиса», Чтение стихотворения А. Барто «Зайчик» П/и: «Заяц и волк». |
4.2 | «Зимний лес». Цель: закреплять умение рисовать пальчиками | 15 мин | Альбомный лист с изображением деревьев, Гуашь белого цвета | Рассматривание изображений «Зимний лес»; Беседа: что происходит зимой с деревьями |
4.3 | «Снежные комочки». Цель: познакомить с новым методом рисования- тычком жесткой кистью | 15 мин | Альбомный лист с изображением снежных комочков, гуашь белого цвета, кисточки | Беседа: чем можно заняться зимой на прогулке; Пальчиковая гимнастика «Снежок» |
Модуль 5 Январь | ||||
5.1 | «Пушистые котята играют на ковре». Цель: продолжать знакомить с методом рисования – тычок жесткой кистью | 15 мин | Альбомный лист с изображением ковра, фигурки котят, гуашь красных, желтых и синих цветов | Пал.гимн: «Котята»; П/и: «Кот и мыши»; |
5.2 | «Вишневый компот». Цель: познакомить с техникой опечатка (ягода вишня) | 15 мин | Альбомный лист а4, ягода вишня, гуашь красного цвета | Пальчиковая гимнастика «Компот» Малоподвижная игра «Ягоды» |
Модуль 6 Февраль | ||||
6.1 | «Кораблик для папы». Цель: познакомить с техникой -скатывание бумаги (зан 1) | 15 мин | . Лист бумаги с изображением кораблика, салфетки разных цветов, клей | Разучивание стихотворения «Кораблик», Рассматривание картинок «Кораблики» Показ картин, по теме. Физминутка |
6.2 | «Кораблик для пап». Цель: продолжать знакомить с техникой – скатыание бумаги (зан 2) | 15 мин | Лист бумаги с изображением кораблика, салфетки разных цветов, клей | Разучивание стихотворения «Кораблик», Рассматривание картинок «Кораблики» Показ картин, по теме. Физминутка |
6.3 | «Жили у бабуси» Цель: Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. | 15 мин | шапочки с изображением серых и белых гусей, маска бабушки, листы с изображением озера, гуашь белого, серого, красного, черного цвета; кисть, ватные палочки, салфетки, листы бумаги, декорации к обыгрыванию сказки; | Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои…» Беседа «Что умеют наши пальчики»? Загадывание загадки по теме. Прослушивание песни «Два веселых гуся…». |
6.4 | «Машина едет по дорожке» Цель: Продолжать обучать рисовать горизонтальные линии ватными палочками в пределах намеченного пространства. | 15 мин | Бумага с изображением машины, гуашь черного цвета, ватные палочки, емкость с водой, салфетки. | Рассматривание и обследование руками игрушки «Грузовик». Чтение стихотворения А.Барто «Грузовик». Проведение сюжетно-ролевой игры с исполнением песенки «Мы едем, едем, едем в далёкие края» |
Модуль 7. Март | ||||
7.1 | «Мимоза для мамы» Цель: Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции. | 15 мин | Альбомный лист с изображением ветки мимозы, гуашь желтого цвета, ватные палочки, баночки с водой. | Беседа о приближающемся празднике 8 марта, беседы о маме. Рассматривание иллюстраций с весенними цветами. Чтение стихов о весне. Прослушивание классической композиции для малышей П.И Чайковский "Подснежник". |
7.2 | «Мухомор» Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь; воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке. | 15 мин | Альбомный лист с изображением мухомора с красной шляпкой, гуашь белого цвета, салфетки, баночки с водой. | Ритуал приветствия «Колокольчик озорной» Стихотворение про мухомор: «Красная шляпка в белый горошек....» Игрушка Белочка; Шаблоны из бумаги съедобных грибов и мухоморов (муляжи грибов) для игры «Собери грибочки». |
7.3 | «Гусеница в траве» Цель: Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы,не оставляя просветов между мазками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых. | 15 мин | Альбомные листы, гуашь, баночки с водой, салфетки. | Просмотр мультфильма про гусеницу. Рассматривание гусеницы: Из чего состоит ее туловище? ( из кругов); Как расположены круги? ( друг за другом); Сколько кругов? ( много). Физкультминутка «Гусеница» |
7.4 | «Разноцветые мячи» Цель: формировать умение рисовать пальцем круглую форму. | 15 мин | Игрушка-котенок,мячики разноцветные,корзина с клубочками, нарукавники, клеееночки, листы, салфетки, баночки с водой,краски. | Сюрпризный момент с бабушкой. Ищем котенка, загадки,стишки. Игры «Собери клубочки», «Найди ниточку такого же цвета».Физминтка. |
Модуль 8 Апрель | ||||
8.1 | «Солнышко» Цель: Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. | 15 мин | Листы бумаги, гуашь, салфетки. | Ритуал приветствия «Колокольчик озорной» Игрушка Зайчик. Иллюстрации из детских книг с изображением солнышка. Рисунки- образцы для рисования солнца. Музыкальная композиция «Солнышко лучистое…» Литературный ряд: заклички, потешки, стихи о солнце. |
8.2 | «Пушистый зайка» Цель:Рисование способом тычка жесткой полусухой кистью. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | 15 мин | Альбомный лист с изображением зайчика, жесткие кисти, гуашь, баночки с водой. | Физминутка «Зайчики» Скачут, скачут во лесочке Зайцы – серые клубочки… Беседа о зайце, рассматривание иллюстраций с изображением зайцев. Чтение сказок с участием зайчиков. Музыкальная игра "Зайка". |
8.3 | «Горошинки на зонтике» Цель:формировать представление у детей о назначении зонта. Учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхность зонтика, не выходя за контур. | 10 мин | Альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь. | Картонная тучка с прикрепленными к ней каплями. Наблюдение за дождем, беседа по теме, рассматривание зонтов детских и взрослых, чтение стихов о дожде, просмотр мультфильма « Мой друг –Зонтик». |
8.4 | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Цель:Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью;развивать эстетическое представление. | 10 мин | Картинки с изображением одуванчика; желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги,оборудование для рисования. | Наблюдение за одуванчиками. Чтение стихотворения по теме. Психогимнастика «Одуванчики».Пальчиковая гимнастика«Цветок».Гимнастика для глаз. |
Модуль 9 Май | ||||
9.1 | «Ночь и звезды» Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | 15 мин | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки. Восковые мелки, акварельные краски,кисти, | Рисование манкой, скатывание салфеток. Игровая ситуация «В гости пришел Котик, принес собой мешочек . Д/и «Отгадай на ощупь» |
9.2 | «Цветочная поляна» Цель: Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | 15 мин | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); пальчиковые краски основных цветов. | Наблюдение на прогулке за красотой цветов. Ритуал приветствия «Колокольчик озорной»; Пальчиковая гимнастика «Цветы растут» Рассматривание изображения разных цветов (форма, расцветка). |
9.3 | «Нарядные матрешки» Цель: Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | 15 мин | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки. | Разучивание песни и танца «Мы веселые матрешки» Чтение сказки «Как Матрешки спасли принцессу». Русские народные мелодии и песни. Использование ИКТ (Презентация "Матрешки"). |
9.4 | «Осьминожки». Цель: закреплять навыки детей в нетрадиционной технике рисования отпечатком ладошки, рисование пальчиками, развивать чувство композиции. | 15 мин | Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая), салфетки. | Презентация с морской тематикой. Изображения дельфина, морской звезды, черепахи, акулы, осьминога. Просмотр мультфильма «Семья осьминожек». Картинка семьи осьминогов.Путешествие в море.Физминутка. Игра «Море волнуется раз…» |
III Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
Воспитатели (практические занятия, в т.ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций. Выставки работ.)
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.
2.Подборка художественной литературы.
3.Картотека нетрадиционных способов рисования.
4. Конспекты кружковых занятий.
5.Подборка репродукций картин известных художников.
6.Оформление альбомов, сбор иллюстративного материала.
7. Аудио - видео записи.
3.3. Научно-методическое обеспечение Программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),утв. Приказом Минобрнауки России от 17октября 2013 г. № 1155
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « МДОУ детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области.
Методические пособия
1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Творю, строю, мастерю». От 0-3 лет. «Паритет» 2004
2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.-М.,2006
3.Колдина Д.Н. «Все могут малыши» Рисуем ладошками. От 1-3 лет. М.,2012.
4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.,2009.
5.Янушко Е.А. «Все могут малыши» Рисуем карандашами» От 1-3 лет. М., 2012.
6. Янушко Е.А. «Все могут малыши» Рисуем красками» От 1-3 лет. М., 2012.
3.4. Время и сроки реализации Программы
Реализация программы происходит со второй половины учебного года, во второй половине дня, один раз в неделю, 15 минут.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Во второй младшей группе (3-4 года) выделено место под уголок изобразительной деятельности, где находятся:
- Альбомы с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
- Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День рождения.
- Альбомы с репродукциями произведений живописи и изящные изделия народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, блюда, подносы).
- Подобраны сказки, песни на основе фольклора.
- Дидактические игры: «Сочетание цветов»; «Укрась сарафан Матрёшки»; «Клубочки»; «Подбери блюдце к чашке».
- Мольберт (чтобы ребята почувствовали себя настоящими художниками).
- Уголок оснащен различными бабочками, цветочками, кусочками тканей разной фактуры, нитками, тонкими ленточками, что способствует развитию сенсорики малышей.
- Рулонная доска для рисования.
- Для детского творчества ( пальчиковые краски, кисти, гуашь, наборы цветных карандашей, фломастеры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей, клеёнки, тряпочки, бумага для рисования простая и тонированная).
- Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, крупа манная, трубочки для коктейля и пр.).
- Раскраски самой разной тематики, аквараскраски, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
- Фартучки и нарукавники для детей, подносы.
Список литературы
- Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» / Т. Н. Доронова, М.: Просвещение, 2004 г.
- Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» / Т. С. Комарова, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» / Т. С.
- Комарова, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., No
- Никологорская О. А. «Волшебные краски» / О. А. Никологорская, М.:
АСТ-Пресс, 1997 г. - . Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» / А. А. Фатеева, Ярославль, 2004г.
- Шайдурова Н. В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста» / Н. В. Шайдурова, М.: ТЦ "Сфера", 2008 г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1 и 2 / Г. Н. Давыдова, - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: TLI
Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия нетрадиционной техники рисования в младшей группе"Рисование пальчиками"
рисование пальчиками...
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе "Встреча с колобком"
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе "Встреча с колобком"...
Нетрадиционные техники рисования» (первая младшая группа)
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их ...
Нетрадиционная техника рисования в младшей группе
Конспекты занятий по ИЗО:Нетрадиционная техника рисования в младшей группеСвитер для моих друзейНетрадиционная техника: рисование пальчикамиЦель: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать и...
Конспект ООД по рисованию «Волшебный лес» (с применением нетрадиционных техник рисования) в младшей группе
Тип ООД: продуктивная деятельностьФорма организации: подгрупповаяОбразовательная область: художественно-эстетическое развитие (рисование)Цель: продолжать закреплять умение выполнять работу в...
Конспект ООД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе
Занятие по рисованию в младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) по нетрадиционным техникам рисования в младшей группе
Учить детей рисовать животных методом тычка...