Мастер- класс на тему: «Нетрадиционные приёмы развития связной речи у детей»
презентация по логопедии
Мастер - класс
на тему:
«Нетрадиционные приёмы
развития связной речи
у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13_fevralya.pptx | 80.04 КБ |
13fevralya.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: -односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; -неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; - недостаточный словарный запас; -употребление нелитературных слов и выражений; -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; -трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. -плохая дикция.
ФАКТОРЫ , облегчающие процесс становления связной речи: Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной , Л.В.Эльконина и др. – НАГЛЯДНОСТЬ . Рассматривание предметов, объектов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим СОЗДАНИЕ ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский . Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
НАГЛЯДНОСТЬ опорные схемы мнемотаблицы пиктограммы предметные картинки Средства наглядности используются при обучении дошкольников: - пересказу; - составлению описательного рассказа о единичных предметах; - оставлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; - оставлению рассказов из личного опыта; - рассказыванию (с элементами творчества).
Эффективным методом развития связной речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, СИНКВЕЙНА. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления СИНКВЕЙНА : ПЕРВАЯ СТРОКА - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; ВТОРАЯ СТРОКА - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; ТРЕТЬЯ СТРОКА - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; ЧЕТВЕРТАЯ СТРОКА - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; ПЯТАЯ СТРОКА - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы .
Примеры СИНКВЕЙНА: . ЕЛЬ . ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ. . РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. . Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. . ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО
Одним из самых используемых нетрадиционных технологий считается ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ), Отличительная особенность которой заключается, в усвоении обобщенных алгоритмов организации собственной творческой деятельности. ТРИЗ ПОМОГАЕТ В: - «В обучении детей по созданию образных характеристик объектов», в котором представлены технологические цепочки,, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. - «В составлении детьми рифмованных текстов». - «В обучении детей составлению творческих рассказов по картине». - «В обучении дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
Мастер - класс
на тему:
«Нетрадиционные приёмы
развития связной речи
у детей»
Подготовил:
Учитель-логопед
Киприна Д.В.
г.Клин
Нетрадиционные приёмы
развития связной речи у детей
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
-неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- недостаточный словарный запас;
-употребление нелитературных слов и выражений;
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
-трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
-плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – дело очень сложное. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, объектов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Итак, наглядность и план высказывания - наглядное моделирование, что это такое?
I. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
К нему относятся: опорные схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки.
Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:
- Пересказу;
- Составлению описательного рассказа о единичных предметах;
- Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
- Составлению рассказов из личного опыта;
- Рассказыванию (с элементами творчества).
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Схемы служат своеобразным зрительным планом.
Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т.д. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняют или заменяют другой заставкой – изобразить персонаж в графическом виде.
Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
-модель должна отображать обобщённый образ предмета;
-раскрывать существенное в объекте;
-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Для обогащения словаря и развития качеств связной речи детей можно разработать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка выделять признаки предмета.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Использование «Живых мнемотаблиц», ускоряет процесс запоминания у детей, так как повышает их интерес.
II. Следующим эффективным методом развития связной речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, Синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
- правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Примеры синквейна:
. ЕЛЬ
. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
III. Одним из самых используемых нетрадиционных технологий считается Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),
созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером. Отличительная особенность которой заключается, в усвоении обобщенных алгоритмов организации собственной творческой деятельности.
ТРИЗ помогает в:
- «В обучении детей по созданию образных характеристик объектов», в котором представлены технологические цепочки,, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор.
- «В составлении детьми рифмованных текстов».
- «В обучении детей составлению творческих рассказов по картине».
- «В обучении дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ
Работа по обучению детей образной речи начинается:
- с обучения детей создания сравнений (первый этап).
- умения детей составлять разнообразные загадки (второй этап).
- составление метафор (третий этап).
Обучение детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
- Логопед называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Н-Р:
- цыпленок (объект №1);
- по цвету (признак);
- желтый (значение признака);
- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце
(объект № 2).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд фраза, произнесенная логопедом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
На пятом году жизни тренинги усложняются:
- в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
- в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений.
В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Логопед указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Н-Р:
дерево по цвету золотистое, как монетки (логопед задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).
Обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет.
В практике работы с детьми дошкольного возраста используются
три основных модели составления загадок.
Обучение должно идти следующим образом.
Логопед вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Логопед просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий - Монета
Шипящий - Вулкан
Круглый - Арбуз
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Н-Р: блестящая - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий - Начищенная монета
Шипящий - Проснувшийся вулкан
Круглый - Спелый арбуз
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Что (кто) делает так же?
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Далее логопед предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Н-Р:
Составление загадки про ежика с приемом "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Обучение детей составлению метафор.
Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
- Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
- У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
- Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
- Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
- Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
- Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Примеры последовательности составления метафор детьми
- Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
Слова для метафорической фразы: "слезы туч".
Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными".
- Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).
Словосочетание: "костер вечернего неба".
Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.
Игры и творческие задания
для развития выразительности речи
Название игры, цель
Методические рекомендации
«Цепочка».
Учить детей выделять признаки объектов.
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.
«Угадай по описанию».
Учить детей по описанию определять объект.
Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.
«Выбери признак, который есть у других объектов»
Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.
Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.
«Я назову признак, а вы перечислите его значения».
Учить детей подбирать разные значения одному признаку.
Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.
«Что (кто) делает так же?»
Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что такое же у другого объекта», «Что делает так же?»
Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.
Н-Р:
- Воробей что делает?
- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.
Таким образом, применение нетрадиционных методов и приёмов способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, и конечно формирует у детей связную монологическую речь.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...
Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...
Мастер класс по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей
использование мнемотехники в развитии связной речи детей...
Мастер-класс «Использование коллажной техники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Материал может использоваться воспитателями, учителями – логопедами, родителями....
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Знакомство педагогов с эффективной методикой запоминания текста....
Мастер-класс "Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
представлен конспект мастер-класса для воспитателей...
Мастер класс - Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет
Мастер класс - Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет...