Мастер-класс для педагогов «Формирование речевых конструкций, составление рассказов и сказок у детей 4-5 лет средствами дидактических игр»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Цель: создание условий для повышения профессионализма педагогов в процессе формирования речевых конструкций, составления рассказов и сказок у детей 4-5 лет средствами дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 60.5 КБ |
formirovanie_rechevyh_konstruktsiy_master-klass_kuznetsova.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Екатерина Яковлевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»
города Губкина Белгородской области
Мастер-класс
«Формирование речевых конструкций, составление рассказов и сказок у детей 4-5 лет средствами дидактических игр»
2019
Цель мастер-класса: создание условий для повышения профессионализма педагогов в процессе формирования речевых конструкций, составления рассказов и сказок у детей 4-5 лет средствами дидактических игр.
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;
- Отработать с педагогами методы и приемы обучения дошкольников составлению рассказов и сказок;
- Развивать интерес к современным дидактическим играм и образовательным технологиям, инициативу, желание применять их на практике.
Контингент участников: педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты ДОУ)
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, рефлексивный подходы.
Оборудование: кубики с картинками, отдельные картинки для фланелеграфа и магнитной доски, мольберт.
План проведения мастер-класса:
- Теоретическая часть
1.1. Актуальность выбранной проблемы. Что такое «сторителлинг»?
1.2. Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста
1.3. Структура «сторителлинга»
2. Практическая часть
2.1. Игра «Сочинялки»
3. Подведение итогов. Рефлексия
Ход мастер-класса
1. Теоретическая часть
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в его жизни.
Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное и слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Они начинают различать более сложные формы предметов, звукосочетания. Увеличивается словарный запас, развивается мышление.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из инновационных технологий развития речи детей «Сторителлинг».
Модное слово «сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование рассказов, сказок.
Метод сторителлинга позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
Принцип хороших историй.
- Простота. Истории должны быть похожи на сказки или притчи, чтобы дети их лучше запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только необходимое.
- Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «чёрное - белое».
- Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
- Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят.
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:
Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Дошкольникам сторителлинг помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.
Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в памяти надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.
Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких-смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.
Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договариваемся о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Структура сторителлинга.
В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:
1. Вступление.
Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
2. Развитие событий.
Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.
3. Кульминация.
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
4. Заключение.
Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
2. Практическая часть
Игра «Сочинялки»!
ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ
• Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент.
• Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.
• Соблюдайте очередность действий рассказчика
• Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев.
• При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
• Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
• Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
• Начинайте историю с завязки и от первого лица.
Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее.
Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.
Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий-воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
- А сейчас предлагаю вам поупражняться в составлении историй.
3. Подведение итогов. Рефлексия Методика - не оконченное предложение.
Итак! «Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!
Уважаемые коллеги, чтобы оценить свою работу и весь мастер-класс в целом, я предлагаю вам закончить предложения.
-Сегодняшний мастер-класс мне помог убедиться…
-Выполнять задания мне помогло…
-В ходе мастер-класса мне было…
-Я оцениваю мастер-класс…
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса: создание условий для повышения профессионализма педагогов в процессе формирования речевых конструкций, составления рассказов и сказок у детей 4-5 лет средствами дидактических игр. Задачи : Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста; Отработать с педагогами методы и приемы обучения дошкольников составлению рассказов и сказок; Развивать интерес к современным дидактическим играм и образовательным технологиям, инициативу, желание применять их на практике.
План проведения мастер-класса: 1. Теоретическая часть 1.1. Актуальность выбранной проблемы. Что такое « сторителлинг »? 1.2. Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста 2 . Практическая часть 2.1. Игра « Сочинялки » 3. Подведение итогов. Рефлексия
Принцип хороших историй. Простота. Истории должны быть похожи на сказки или притчи, чтобы дети их лучше запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только необходимое. Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны « плохой-хороший », «чёрное - белое». Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины. Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста: Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ • Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент . • Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. • Соблюдайте очередность действий рассказчика • Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. • При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории. • Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. • Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей. • Начинайте историю с завязки и от первого лица. Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее.
Рефлексия «Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно! Уважаемые коллеги, чтобы оценить свою работу и весь мастер-класс в целом, я предлагаю вам закончить предложения. - Сегодняшний мастер-класс мне помог убедиться… -Выполнять задания мне помогло… -В ходе мастер-класса мне было… -Я оцениваю мастер-класс…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по формированию речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр
Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук.Дать рекомендации к проведени...
Мастер-класс для родителей по формированию речевых навыков посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Предлагаю вашему вниманию нетрадиционные игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкол...
Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...
План по самообразованию «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Индивидуальный план работы по самообразованию....
Мастер класс для родителей по формированию речевых навыков посредством пальчиковых игр
Мастер класс для родителей по формированию речевых навыков посредством пальчиковых игр...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....