Мастер-класс для родителей по формированию речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр
методическая разработка (средняя группа) на тему

 

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук.Дать рекомендации к проведению нетрадиционных пальчиковых игр;построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей по формированию речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр
                                                                      
  Цели:
• повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
• объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук;
• дать рекомендации к проведению нетрадиционных пальчиковых игр;
• построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.


Выставка:
- литература по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
- дидактические пособия для развития мелкой моторики. 


Оборудование: памятки с рекомендациями для родителей по развитию мелкой моторики рук, пуговицы, подносы и мешочки с сыпучими материалами (горох, бобы, гречка, манная крупа), бельевые прищепки и геометрические фигуры, пробки от бутылок, контейнеры с бусинами и «Волшебные коробки» со счётными палочками, грецкие орехи.

        Родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, «сухие бассейны»- емкости, разносы с сыпучими материалами и т.д. 


Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги , я рада вас видеть на своём мастер-классе для родителей по « формированию речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр».У каждого из вас есть дети или внуки.Я хотела бы пригласить несколько человек побыть в качестве родителей. 
Для того чтобы провести полноценную консультацию, значимую для родителей,я раздаю анкетки, на тему по которой я хочу провести консультацию.На основании такой анкеты ,я составляю содержание мастер-класса.
Сегодня мы будем с вами разговаривать о развитии мелкой моторики.Как вы считаете для чего необходимо развивать мелкую моторику рук.Чем лучше работают пальцы и вся кисть,тем лучше ребёнок говорит.Исследования учёных показали,что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центором мозга.
   Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики рук и ног, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. 
Поэтому ,чтобы ребёнок хорошо разговаривал, необходимо развивать его ручки!.
Сейчас я познокомлю вас с этими играми.
 Но при организации пальчиковых игр существуют рекомендации :
- чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;
- главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения каждой рукой отдельно, затем вместе;
- играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.; 
- некоторые нетрадиционные пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.
Предлагаю вашему вниманию нетрадиционные игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста. 

Родители выполняют упражнения вместе с воспитателем: 

Дети очень любят играть с крупами,это не только приятные тактильные ощущения и самомосаж,но и возможность немного пошалить.Но здесь важно помнить и о технике безопасности,ведь мы имеем дело с мелкими частицами.Надо следить,чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот.Итак давайте поиграем!

Игры с сыпучими материалами
• В глубокую ёмкость насыпаем горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая: «Месим ,месим тесто,
                                                    Есть в печи место.
                                                        Будут,будут из печи
                                                           Булочки и калачи.»

                                                        
А если использовать фасоль,тогда ребёнку что можно предложить….

                                                            
• Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. 

• Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем фасолинку и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую фасолинку, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 

  Опять её величество –сенсорика!

• Возьмите поднос с ярким рисунком тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша.И плюс ко всему развитие фантазии и вооброжение.

• В «сухой бассейн» помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль. 


  Игры с пуговицами
• Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. 
• Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.


Игры с пробками от бутылок
• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
 «По свежему снегу, мчимся с горы, 
 Мы любим забавы холодной зимы».
 То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
• А если забыли стихотворение про лыжи,тогда вспомним всем известное… Какое?Ну, конечно! «Мишка косолапый,по лесу идёт..

Здорово если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках,но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
 В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона-цвет,а если использовать пуговицы,то и сенсорного эталона-форма(круг,квадрат,овал).

Устали пальчики,от такой ходьбы? Им тоже надо отдохнуть.

Я предлогаю сделать пальчиковую гимнастику,которую очень любят ваши малыши.Для этого нам понадобяться обычные бельевые прищепки.
Игры с прищепками
• Возьмем бельевую прищепку и проверим на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой.

• Затем бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
 «Сильно кусает котенок-малыш, 
 Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) 
 Но я, же играю с тобою, глупыш, 
 А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

• Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко, «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, 
взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе 
с тем и развивает его. 

Игры с палочками и спичками
• Предложите ребенку собрать палочки (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами.

• Построим «дом» из спичек, чем выше и ровнее «дом», тем лучше .

 Игры с грецкими орехами 
• Предлагаем ребенку покатать грецкий орех между ладонями.

• Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг
другого. 

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию речи и высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Мастер-класс для родителей по формированию речевых навыков посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.

Предлагаю вашему вниманию нетрадиционные  игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкол...

Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...

Мастер класс для родителей по формированию речевых навыков посредством пальчиковых игр

Мастер класс для родителей по формированию речевых навыков посредством пальчиковых игр...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать...