"Зайкина радость"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Чичеватова

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaykina_radost.docx25.5 КБ
Файл zaykina_radost.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Зайкина радость»

        

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.

Задачи: 

Образовательные:

- учить детей образовывать существительные с суффиксами — ик/ок, — ище;

- активизировать использование образной лексики в речи детей;

- учить детей подбирать сравнения; составлять словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно;

- упражнять в подборе определений к существительным;

- познакомить с приемом ТРИЗ – технологии «Сказка наоборот».

Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать воображение, фантазию;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русским народным сказкам;

- воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся.

Предполагаемый результат:

- обогащение словарного запаса детей;

- активизация в речи образных слов и выражений;

- побуждение детей применять фантазию и творчество в ходе решения проблем героев.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Индивидульная работа: согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Словарная работа:

Активный словарь: образная речь, словно, будто, уж.

Пассивный словарь: бежит, что пятки сверкают.

Предварительная работа: составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц, беседа «Какие бывают сказки», драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Оборудование: презентация, картинки к д/и «На что похоже», мяч, мольберт или доска, картина с изображением весеннего пейзажа, герои сказки «Заюшкина избушка» на магнитах, морковь для угощения, цветы для рефлексии.

Участие родителей: помощь в организации декораций для проведения ООД.

Список литературы:

  1. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей. - Ульяновск, 1996г. -100 с.
  2. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.
  3. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М. ТЦ Сфера. 2007.

Ход НОД

Дети заходят в группу, образуют круг.

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга – скажем «Доброе утро».

(дети берутся за руки, все вместе произносят: «Доброе утро!» - сначала тихим, затем обычным голосом, потом громко; присаживаются на стульчики)

 (в это время в группу въезжает заводной паровоз либо автомобиль на радиоуправлении, которым управляет помощник педагога, в нем записка)

Воспитатель: Что это, ребята? Кажется, нам доставили послание…. Давайте прочтем!

Здравствуйте, ребята!

Пишет вам зайчик из сказки «Заюшкина избушка». Опять меня Лисица обманула… Только на этот раз в темницу меня спрятала. Помощи не от кого ждать мне. Прознал я хитрость одну, Лисица сказки любит! Как услышит сказку, так сразу добрее становится, ласковее… Только вот сказка должна быть - что песня, со словами красивыми, пословицами… А я никак сочинить не могу такую… На вас одна надежда, ребята. Помогите мне домик вернуть. Пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, поможем? (да!)

Воспитатель: Ребята, очень ответственное дело нам предстоит – сказку сочинить! А что такое сказка, ребята? (ответы детей)

Чем сказка от рассказа отличается? (ответы детей)

Правильно, ребята, сказка – это выдуманная история. Давайте вспомним, какие слова обычно присутствуют в сказках? (жили – были, в некотором царстве – в некотором государстве, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец итд)

Язык сказок не похож на обычный рассказ. Их отличием являются особо подобранные слова: красна девица, добрый молодец, мальчик – с – пальчик; или целые выражения: бежит, что пятки сверкают. Такую речь называют образной.

Давайте вспомним, как называют в сказках героев? (показ картинок)

СЛАЙДЫ 2 - 9

- волчок – серый бочок, Волчище;

- лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна, Плутовка

- Баба Яга – костяная нога;

- мышка – норушка;

- лягушка – квакушка;

- мишка – косолапый, Михаил Потапыч, Топтыжка;

- Колобок – румяный бок.

- зайчик – побегайчик, трусишка итд

СЛАЙД 10

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило? (Весна) Я предлагаю сочинить вам весеннюю сказку! Главным условием является употребление красивых образных слов и выражений, вы помните? А чтобы нам было легче - давайте поиграем!

Д/и «На что похоже»

Работа по подгруппам.

У каждой группы на столах лежат картинки:

1 стол: картинки с изображением солнца;

2 стол:  картинки с изображением  травы;

3 стол: картинки с изображением облаков.

У детей карточки с изображением зеленого покрывала, изумрудов, зеленого ковра,  оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха, ваты, барашков и т.д.

Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, траву и проговорить отождествление. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.

Воспитатель: Ребята, а много ли вы знаете о весне? О весне можно сказать огромное количество красивых слов. Многих поэтов и писателей восхищало это прекрасное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна. Нам с вами предстоит сочинить сказку, давайте подумаем, какие «весенние слова» мы можем при этом использовать?

Игра с мячом «Весенние слова»

 Воспитатель предлагает детям такие вопросы;

- Какое небо весной?

(голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)

- Какое солнце весной?

 (яркое, лучистое, тёплое, ласковое)

- Какая травка весной?

 (молодая, зелёная, первая, нежная, душистая)

- Какая весна?

(чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая).

Воспитатель: Молодцы, много слов красивых подобрали! Ребята, я думаю, пора заняться сочинением сказки. А что, если нам сочинить сказку про «Заюшкину избушку», только наоборот? Думаю, Лисе такая сказка понравится, и она сама отпустит Зайчика из темницы!

Итак, начинаем!

(дети сочиняют сказку с противоположным смыслом, опираясь на картинки героев, располагаемые на фоне весеннего леса)

Дети совместными усилиями выпускают Зайчика из темницы и заселяют в его домик (как вариант, Лисе можно построить свой деревянный дом).

СЛАЙД 11

Появляется изображение счастливого Зайчика на фоне домика.

Зайчик (озвучка): Спасибо, ребята! Вот я и дома! Такая сказка мне больше нравится! Вы мне так помогли! А за это угощу я вас сладкой морковкой! До новых встреч, ребята!

СЛАЙД 12

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее приключение?

Что мы делали? Какие задания выполняли?

Что вам понравилось больше всего?

Ребята, мне хотелось бы поздравить вас с наступлением весны и подарить эти весенние цветы. Если путешествие вам понравилось, и было интересно, возьмите цветок красного цвета. Если возникали трудности при выполнении заданий – зеленый, а если на протяжении всего нашего путешествия было скучно – желтый.

Спасибо, ребята, за отзывчивость! Вы очень добрые ребята!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зайкина радость

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зайкин день рождения

Сценка для детей средней группы....

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Фрукты для зайкиной подружки»

Галлямова Наиля Нургаязовна.М.Д.О.У. «Детский сад «Радуга» Аксубаевского  муниципального  районапервая младшая группа Методика обучения детей: художественно- эстетическое воспитание.Тем...

Сказка "Зайкина избушка"

сценарий с песнями и стихами....

С радостью в "Радость"

Статья посвящена 15-ти летнему юбилею школы раннего развития детей "Радость" МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г.Петропавловска-Камчатского....

Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений

В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку ...

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме".

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме"....

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой

Консультация для родителей«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»Радость встречи с книгой...