"Зайкина радость"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaykina_radost.docx | 25.5 КБ |
zaykina_radost.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Зайкина радость»
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей образовывать существительные с суффиксами — ик/ок, — ище;
- активизировать использование образной лексики в речи детей;
- учить детей подбирать сравнения; составлять словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно;
- упражнять в подборе определений к существительным;
- познакомить с приемом ТРИЗ – технологии «Сказка наоборот».
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать воображение, фантазию;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским народным сказкам;
- воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся.
Предполагаемый результат:
- обогащение словарного запаса детей;
- активизация в речи образных слов и выражений;
- побуждение детей применять фантазию и творчество в ходе решения проблем героев.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Индивидульная работа: согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Словарная работа:
Активный словарь: образная речь, словно, будто, уж.
Пассивный словарь: бежит, что пятки сверкают.
Предварительная работа: составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц, беседа «Какие бывают сказки», драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Оборудование: презентация, картинки к д/и «На что похоже», мяч, мольберт или доска, картина с изображением весеннего пейзажа, герои сказки «Заюшкина избушка» на магнитах, морковь для угощения, цветы для рефлексии.
Участие родителей: помощь в организации декораций для проведения ООД.
Список литературы:
- Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей. - Ульяновск, 1996г. -100 с.
- Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.
- Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М. ТЦ Сфера. 2007.
Ход НОД
Дети заходят в группу, образуют круг.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга – скажем «Доброе утро».
(дети берутся за руки, все вместе произносят: «Доброе утро!» - сначала тихим, затем обычным голосом, потом громко; присаживаются на стульчики)
(в это время в группу въезжает заводной паровоз либо автомобиль на радиоуправлении, которым управляет помощник педагога, в нем записка)
Воспитатель: Что это, ребята? Кажется, нам доставили послание…. Давайте прочтем!
Здравствуйте, ребята! Пишет вам зайчик из сказки «Заюшкина избушка». Опять меня Лисица обманула… Только на этот раз в темницу меня спрятала. Помощи не от кого ждать мне. Прознал я хитрость одну, Лисица сказки любит! Как услышит сказку, так сразу добрее становится, ласковее… Только вот сказка должна быть - что песня, со словами красивыми, пословицами… А я никак сочинить не могу такую… На вас одна надежда, ребята. Помогите мне домик вернуть. Пожалуйста! |
Воспитатель: Ребята, поможем? (да!)
Воспитатель: Ребята, очень ответственное дело нам предстоит – сказку сочинить! А что такое сказка, ребята? (ответы детей)
Чем сказка от рассказа отличается? (ответы детей)
Правильно, ребята, сказка – это выдуманная история. Давайте вспомним, какие слова обычно присутствуют в сказках? (жили – были, в некотором царстве – в некотором государстве, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец итд)
Язык сказок не похож на обычный рассказ. Их отличием являются особо подобранные слова: красна девица, добрый молодец, мальчик – с – пальчик; или целые выражения: бежит, что пятки сверкают. Такую речь называют образной.
Давайте вспомним, как называют в сказках героев? (показ картинок)
СЛАЙДЫ 2 - 9
- волчок – серый бочок, Волчище;
- лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна, Плутовка
- Баба Яга – костяная нога;
- мышка – норушка;
- лягушка – квакушка;
- мишка – косолапый, Михаил Потапыч, Топтыжка;
- Колобок – румяный бок.
- зайчик – побегайчик, трусишка итд
СЛАЙД 10
Воспитатель: Ребята, какое время года наступило? (Весна) Я предлагаю сочинить вам весеннюю сказку! Главным условием является употребление красивых образных слов и выражений, вы помните? А чтобы нам было легче - давайте поиграем!
Д/и «На что похоже»
Работа по подгруппам.
У каждой группы на столах лежат картинки:
1 стол: картинки с изображением солнца;
2 стол: картинки с изображением травы;
3 стол: картинки с изображением облаков.
У детей карточки с изображением зеленого покрывала, изумрудов, зеленого ковра, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха, ваты, барашков и т.д.
Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, траву и проговорить отождествление. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.
Воспитатель: Ребята, а много ли вы знаете о весне? О весне можно сказать огромное количество красивых слов. Многих поэтов и писателей восхищало это прекрасное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна. Нам с вами предстоит сочинить сказку, давайте подумаем, какие «весенние слова» мы можем при этом использовать?
Игра с мячом «Весенние слова»
Воспитатель предлагает детям такие вопросы;
- Какое небо весной?
(голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)
- Какое солнце весной?
(яркое, лучистое, тёплое, ласковое)
- Какая травка весной?
(молодая, зелёная, первая, нежная, душистая)
- Какая весна?
(чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая).
Воспитатель: Молодцы, много слов красивых подобрали! Ребята, я думаю, пора заняться сочинением сказки. А что, если нам сочинить сказку про «Заюшкину избушку», только наоборот? Думаю, Лисе такая сказка понравится, и она сама отпустит Зайчика из темницы!
Итак, начинаем!
(дети сочиняют сказку с противоположным смыслом, опираясь на картинки героев, располагаемые на фоне весеннего леса)
Дети совместными усилиями выпускают Зайчика из темницы и заселяют в его домик (как вариант, Лисе можно построить свой деревянный дом).
СЛАЙД 11
Появляется изображение счастливого Зайчика на фоне домика.
Зайчик (озвучка): Спасибо, ребята! Вот я и дома! Такая сказка мне больше нравится! Вы мне так помогли! А за это угощу я вас сладкой морковкой! До новых встреч, ребята!
СЛАЙД 12
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее приключение?
Что мы делали? Какие задания выполняли?
Что вам понравилось больше всего?
Ребята, мне хотелось бы поздравить вас с наступлением весны и подарить эти весенние цветы. Если путешествие вам понравилось, и было интересно, возьмите цветок красного цвета. Если возникали трудности при выполнении заданий – зеленый, а если на протяжении всего нашего путешествия было скучно – желтый.
Спасибо, ребята, за отзывчивость! Вы очень добрые ребята!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зайкин день рождения
Сценка для детей средней группы....
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Фрукты для зайкиной подружки»
Галлямова Наиля Нургаязовна.М.Д.О.У. «Детский сад «Радуга» Аксубаевского муниципального районапервая младшая группа Методика обучения детей: художественно- эстетическое воспитание.Тем...
Сказка "Зайкина избушка"
сценарий с песнями и стихами....
С радостью в "Радость"
Статья посвящена 15-ти летнему юбилею школы раннего развития детей "Радость" МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г.Петропавловска-Камчатского....
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений
В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку ...
Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме".
Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме"....
Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой
Консультация для родителей«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»Радость встречи с книгой...