Программа "Социокультурные истоки"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Войцеховская (Святова) Наталья Юрьевна

Программа «Социокультурные истоки», реализуя задачи ФГОС по достижению полноценной социализации ребенка-дошкольника, обеспечивает активное усвоение детьми дошкольного возраста системы ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности. «Истоки» ориентированы на принцип единства деятельности, сознания и личности. Программа создает условия для того, чтобы перевести категории Истоков в практическую плоскость, и, путем совместной деятельности с родителями присоединить детей и их семьи к единым социокультурным и духовно-нравственным ценностям.

Организации общения детей с воспитателем, родителями и сверстниками отводится в программе центральное место. В процессе общения со взрослым у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности.

В возрасте 3-4 года определяющей потребностью в общении у детей является потребность самовыражения и потребность в доброжелательном внимании. В процессе реализации программы в младшей группе детского сада ставятся задачи развития:  коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному); доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»

Конспект НОД «Добрая книга»

во второй младшей группе № 7 «Рябинка»

по программе

«Социокультурные истоки»

                                                                   Составила:

                                                                           воспитатель Святова Н.Ю.

Когалым 2019

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией «Книга».

Задачи: 

Образовательные:

Познакомить детей с социокультурной категорией «Книга».

Обучать  выполнению правил поведения в ресурсном круге.

Развивающие: 

Развивать речевую активность детей через совместные и согласованные игровые действия в процессе хороводной игры «Репка».

Развивать умения детей слушать друг друга, открыто и искренне выражать свои чувства, вступать в общение.

Воспитательные:

Формировать у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.

Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе.

Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге.

Методические приёмы: 

Словесные: разговор в ресурсном круге, художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение, коллективный пересказ сказки «Репка».

Наглядные: иллюстрации к сказке «Репка».

Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу, продуктивная деятельность-рисование.

Материал и оборудование: Книга для развития детей 3-4 лет «Добрая книга». Русские народные сказки.

Ход НОД:

Воспитатель:  

- Дети встаньте в кружок, возьмитесь за руки за руки, улыбнитесь и подарите друг другу хорошее настроение.

 - На полке в нашей группе стоят книги, они все разные, книги большие и книги маленькие. У меня в руках новая книга. Называется она «Добрая книга». Добрая книга всегда учит добру и добрым поступкам.

- В нашей «Доброй книге» есть интересный рассказ о добрых делах и поступках. Давайте сядем кружком и поговорим ладком.

 - Рассказ этот называется «Самый вкусный пирожок».

Чтение воспитателем рассказа.

- Что сделали дети с пирожком, который принесла мама? (Они угостили Франтика)

- Чему вас научил этот рассказ? (Делиться)

- Делиться с друзьями – это добрый поступок.

- А какие вы добрые дела делаете? (Ответы детей)

- В нашей книге живет сказка. Отгадайте, какая там сказка спряталась?

Там есть кошка, мышка (показываю иллюстрации). («Репка»)

- Кто помогал деду тянуть репку? (Ответы детей)

- Что помогло героям сказки вытянуть репку? (Согласие, дружба)

- Чему научила вас эта сказка? (Дружбе, помощи, согласию)

- А теперь расскажем и покажем всем, как дружно мы сажали репку и помогали ей расти.

Физкультминутка Дети встают в круг и выполняют имитационные движения

в соответствии со словами текста. Ребенок (репка) сидит в середине круга.

Мы земельку все копали,

Дружно репку мы сажали,

В землю зернышки бросали,

А потом мы поливали

И расти ей, помогали.

Репка, репонька, расти крепонька,

Не мала, не велика,

Но крупна и сладка.

Выросла репка на нашем огороде и крупна и сладка. Пошли наши детки в огород репку тянуть. Вставайте друг за другом, будем, как в сказке, репку тянуть. Тянем – потянем (3 раза), вытянули репку. (Ребенок – репка встает на ноги)

- Вот какие мы молодцы с вами, вырастили большую, вкусную репку.

- Сейчас давайте сядем в круг.

Ресурсный круг «Добрая книга».

Дети и родители сидят в круге.  Воспитатель с помощью вопросов настраивает на тему разговора:

- Как в сказке у нас получилось: земельку дружно копали, репку сажали, ее поливали, репку растили, а потом на всех разделили. Вот какая вкусная репка выросла.

- А кого бы вы угостили репкой?

 Воспитатель показывает детям «Добрую книгу».

- Эта книга добрая, она нас учит помогать друг другу, дружить, радоваться. Всем вместе легче выполнять любое дело. Давайте скажем книге добрые слова. У кого в руках книга, тот и говорит.

Первым говорит ребенок, сидящий слева от воспитателя, и передает книгу дальше по кругу.

Воспитатель подводит итог разговора.

- Как много добрых слов сказали вы о книге – умная, красивая, красочная, интересная, хорошая, ласковая.

- Понравилось ли вам говорить добрые слова книге?

- Добрая книга учит добру и вместе дружно совершать добрые дела.

Продуктивная деятельность:

Воспитатель предлагает детям и родителям сесть за столы; обращает внимание на репку, изображенную на странице книги.

- В этой «Доброй книге»  тоже живет репка, давайте ее вырастим. Какого цвета репка? Закончим рисунок и раскрасим репку (дети рисуют)

Итог занятия:

- Вот какие красивые репки теперь растут в ваших книжках.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»

Конспект НОД «Доброе слово»

во второй младшей группе № 7 «Рябинка»

по программе

«Социокультурные истоки»

                                                                   Составила:

                                                                         воспитатель Святова Н.Ю.

Когалым 2019

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. 

Цель: Развить у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение

Задачи:
1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово».

2. Развитие у детей способности слышать слово, умение его произносить, а так же понимать неразрывную часть слова и вызвавшего его чувства. 

3. Формирование речевой активности через общение друг с другом, со взрослыми, гостями. 

4. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 

Методические приёмы:

Словесные: художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные: иллюстрации.

Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу.

Предварительная работа: 

Беседа «Какие слова можно назвать добрыми?»

Чтение литературно-художественных текстов по теме «Доброе слово» из одноименной книги для развития.

Разучивание и обыгрывание русской народной хороводной песни «Кто у нас хороший».

Словесная игра «Скажи ласково».

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением детей в процессе общения, кукла Петрушка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго утра и подарим  наши улыбки. 

Доброе утро всем, кто проснулся!

Доброе утро всем, кто улыбнулся! 

Глазки откройте и посмотрите:

Мы вас всех любим, и вы нас любите, 

Доброе утро светлому солнцу!

Доброе утро небу в оконце! 

Доброе утро певчим скворцам, 

Малым травинкам и деревцам,

Будем все нежны! Будем все дружны! 

Воспитатель: Какие добрые слова мы сказали?

Ответы детей.

(Раздается стук в дверь.) 

Воспитатель: Кто-то идет к нам в гости. 

Ребята, это пришел Петрушка!

Петрушка, а почему же ты молчишь, когда входишь в дом. Ты что забыл вежливое слово, которым приветствуют люди друг друга?

Петрушка: Да, забыл! 

Воспитатель: Мои ребята знают много вежливых слов и они тебя научат добрым словам и выражениям. Ребята, давайте поздороваемся с Петрушкой.

Воспитатель: Ребята, а как еще можно поздороваться с Петрушкой? 

Дети: Доброе утро, Петрушка. Как я рад тебя видеть, Петрушка. 

Петрушка: Здравствуйте, дети! 

Воспитатель: Вот видишь, Петрушка, сколько добрых слов знают наши дети. 

Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Петрушку поиграть с нами! Какими добрыми словами мы это сделаем?

Дети: Петрушка, какой ты красивый; какой у тебя нарядный колпачок; мы очень рады тебе; оставайся с нами!

Петрушка: Вы такие хорошие и я с радость останусь с вами. А у меня есть красивые картинки и я вам подарю их. 

Разговор в круге.

Воспитатель: Петрушка, послушай, какие еще добрые слова знают наши дети, а твои картинки помогут им в этом.

(Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, изображающие добрые дела детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Девочка идёт в садик и прощается со своим мишкой, который остаётся дома. Как вы думаете, какие добрые слова сказала девочка своему мишке?

Дети: До свидания; не скучай без меня, я скоро вернусь!

Воспитатель: А на этой картине дети катаются, девочка упала. Как вы думаете, что сказал девочке мальчик?

Дети: Не плачь, пожалуйста!

Воспитатель: Мальчик дарит девочке цветы. Какие добрые слова он ей скажет?

Дети: Какая ты красивая; какая ты добрая!

Воспитатель: А что девочка ответила мальчику?

Дети: Спасибо большое!

Воспитатель: Вот сколько, Петрушка, ребята сказали добрых слов.

Вторая часть ОД (совместная деятельность). Ресурсный круг «Доброе Слово»

Этапы работы: 1.Подготовительный этап.

Воспитатель: Я предлагаю вам сесть в круг и продолжить наш разговор о добрых словах. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Про Машу и ее маму», слушайте внимательно и помогайте произносить добрые слова за Машу.

Чтение рассказа «Про Машу и её маму» из книги «Доброе слово».

Воспитатель: Какие добрые слова говорила мама своей дочке?

Дети: С добрым утром, Машенька; Машенька, мой ручки и иди кушать.

Воспитатель: Что отвечала маме Маша?

Дети: Доброе утро; Хорошо, мамочка; Спасибо, мамочка.

Присоединение к теме ресурсного круга.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы сказать добрые слова своим мамам?

Дети: Да.

Воспитатель: Ваши мамы сегодня у нас в гостях. Мамочки подойдите к деткам.

2. Основной этап.

Воспитатель: Какие добрые слова вы скажете своей маме?

Первым говорит ребёнок, сидящий слева от воспитателя, он передаёт слово далее по кругу.

Воспитатель: Сколько добрых слов вы произнесли сейчас. Я уверена, что ваши мамы рады услышать их от вас!

Итог занятия:

Воспитатель: Ну, вот, Петрушка, мои детки напомнили тебе много добрых слов, ты их запомнил? Тебе понравилось у нас в гостях?

Петрушка: Конечно понравилось. Спасибо вам ребята за добрые слова!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»

Конспект НОД «Ласковая песня»

во второй младшей группе № 7 «Рябинка»

по программе

«Социокультурные истоки»

                                                                   Составила:

                                                                           воспитатель Святова Н.Ю.

Когалым 2019

Тема: «Ласковая песня»

Интегрируемые образовательные области - «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: - первоначальное прочувствованное восприятие социокультурной категории «Песня»

- развитие у детей способности слышать ласковую песню, чувствовать доброе отношение родных и близких людей; проявлять к близким людям своё доброе отношение;

- развитие умения слушать друг друга;

- развитие доверия к родителям, бабушкам и дедушкам, к воспитателю, формирование ощущения собственной значимости.

Задачи: 

Образовательные: 

- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;

- мотивировать родителей на пение колыбельных песен детям, на совместную деятельность с ребенком и воспитателем. ;

- формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен, общение друг с другом и взрослым.

Развивающие: 

- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;

- развитие самооценки у детей;

-развитие певческих способностей детей;

-создание условий для развития у детей мотивации использовать в играх с куклами колыбельные песни.

Воспитательные:

- воспитание чувства любви и благодарности к самому близкому человеку - матери;

-воспитание чувства прекрасного через слушание и исполнение ласковой песни.

Методические приёмы:

Словесные: художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные: иллюстрации на тему «Мать и дитя».

Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу.

Материал и оборудование: колыбель с куклой – младенцем; книга для развития детей 3-4 лет «Доброе слово»; стенд с иллюстрациями на тему «Мать и дитя».

Предварительная работа:

- организация и проведение беседы с родителями на тему «Колыбельная песня»;

- знакомство детей с третьей частью книги для развития «Доброе слово»;

-пение детям колыбельных песен из книги «Доброе слово» и других источников;

- заучивание детьми колыбельных песен;

- введение групповой традиции пения колыбельных песен детям во время

укладывания   на дневной сон;

- рассматривание иллюстраций, изображающих укладывание младенца на сон;

- игровая деятельность. Проиграть с детьми в игры: «Назови имя куклы»,

«Уложим куклу спать» и др ;

- разговоры-беседы с детьми на темы:

«Какие колыбельные песни поют вам родные и близкие люди?»

«Что ты чувствуешь, когда слышишь и поёшь колыбельную песню?»

В информационный экран для родителей «Социокультурные истоки» поместить тексты колыбельных песен для разучивания.

Работа с родителями:  Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома «Ласковая песня».

ХОД НОД

Организационный момент:

Воспитатель:

-Ребята, какие вы все сегодня красивые, нарядные! Давайте, улыбнёмся друг другу, и на душе у нас станет ещё веселее. А теперь возьмёмся все за руки и передадим друг другу тепло наших сердец.

- Сегодня мы с вами поговорим о колыбельной песне и её значении в нашей жизни. Колыбельная песня – это самая первая песня мамы, которую она сердцем поёт своему малышу. В ней передаётся материнская забота, любовь и надежда, она рождает покой и умиротворение. Колыбельная песня дарит малышу чувство тепла и нежности, единения с мамой и защищённости.

Обращение к детям

Воспитатель:

- Дети, каждого из вас вечером мама укладывает спать и поет свою колыбельную песню. Вы слышите нежный мамин голос, видите ее теплую улыбку и чувствуете, как вас мама любит. Вам становится так хорошо, так сладко, что вы засыпаете. Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение «Мама» И. Косякова и ответьте на вопросы:

- Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночи глаз

Все заботится о вас?

Ответы детей: 

- Мама дорогая!

Колыбель вам кто качает,

Кто вас песней забавляет,

Или сказку говорит

Кто игрушки вам дарит?

Ответы детей: 

- Мама золотая!

Предложить детям и родителям сесть в полукруг.

Педагог обращает внимание присутствующих на мультимедийную презентацию «Колыбельная песня» и ведёт разговор с детьми о детских колыбелях и колыбельных песнях.

Обобщить ответы детей:

- Все мамы, «крепко вас любят, нежно голубят, не смыкая ночи глаз, все заботятся о вас, колыбель вашу качают, песней забавляют».

Разговор в круге.

- Дети, расскажите нам про свою маму, какая она у вас?

(Ответы детей в круге по желанию).

Обобщить ответы детей:

- Спасибо, дети, за разговор. Мы узнали, что ваши мамы добрые, ласковые, нежные, красивые, любимые. А еще, как вы уже говорили, они знают много песен, которые поют вам на ночь.

2. Вторая часть НОД (совместная деятельность).

Ресурсный круг «Колыбельная песня»

Этапы работы:

1.В центре ресурсного круга стоит колыбелька с куклой-младенцем

Обратить  внимание детей на колыбельку с малышом (куклой, который очень хочет спать, но не может уснуть. Воспитатель предлагает спеть кукле ласковую и нежную колыбельную песню, как мамы поют своим детям.

Он берёт в руки куклу и обращается к детям с вопросом: «А вы хотите укачать нашего малыша и спеть ему колыбельную песенку?»

2. Основной этап

Родитель  первым поёт колыбельную песню

Баю – баю – баю,

Куколку качаю,

Куколка устала,

Целый день играла,

Положи Танюшка

Щечку на подушку,

Вытяни ты ножки,

Спи скорее, крошка.

и передаёт игрушку ребёнку, сидящему слева от него.

Напомнить детям о том, как много разных колыбельных песен они выучили вместе с родителями.

Дети по очереди, слева направо, поют свою колыбельную песню и качают куклу-малыша. В результате - малыш «засыпает».

Воспитатель подводит итог ресурсного круга, благодарит детей за пение разных колыбельных песен, резюмирует:

«Колыбельная – это ласковая песня мамы. Мама поет и надеется, что ее малыш будет крепко и спокойно спать, потом он вырастет сильным, умным и добрым! Очень важно нам всем научиться петь эти добрые песни».

3. Третья часть НОД.  

Рефлексия.

 Воспитатель:

-Понравилось ли вам петь колыбельную песню малышу?

Подвести итог занятия

Воспитатель:

- Дорогие дети! Сегодня, когда вы придете домой, спойте свою колыбельную песенку маме, она запишет на странице книги «Доброе слово» там, где нарисована колыбелька с младенцем. В вашей книге появится еще одна ласковая песня. Спойте колыбельную своей любимой кукле, она рядом с вами будет тоже спокойно спать.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»

Конспект НОД «Любимое имя»

во второй младшей группе № 7 «Рябинка»

по программе

«Социокультурные истоки»

                                                                   Составила:

                                                                           воспитатель Святова Н.Ю.

Когалым 2019

Интегрируемые образовательные области - «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя», развивать коммуникативные навыки, воображение, мышление, речь.

Задачи: 

Образовательные: 

Формировать у детей понятие, что у каждого человека есть имя;

закреплять умение называть друг друга ласковыми именами;

формировать у детей и родителей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей;

мотивировать родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.

Развивающие: 

Развивать познавательную активность детей и интерес к изучаемой теме;

обогащать и активизировать словарный запас детей;

развивать диалогическую форму речи;

развивать координацию движений и речи.

Воспитательные:

Воспитывать уважение друг к другу, умение внимательно слушать педагога и сверстников;

воспитывать у детей чувство гордости за свое имя;

воспитывать любовь семье к своей.

Методические приёмы:

Словесные: художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные: иллюстрации к сказке «Маша и медведь», куклы.

Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, куклы, мячик, музыкальное сопровождение, фланелеграф, иллюстрации к сказке, видеозапись мультфильма «Маша и медведь».

Предварительная работа:

Беседы о семье, об имени и его значении.   

Чтение потешек с именами детей.

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Хороводная игра «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший».

Дидактические игры: «Назови ласково», «Как ты ласково называешь игрушку» «Как ты ласково обращаешься к маме, папе и другим». Пальчиковые игры: «Моя семья», «Дом».

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери».  

Разучивание пальчиковой гимнастики «На блины».

Работа с родителями:  Оформление консультации  «Социокультурные ценности».

Ход занятия:

На фланелеграфе иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Воспитатель: Дети, скажите, кого вы видите на картинках? (девочку и медведя) Из какой сказки эти герои? («Маша и медведь».) Давайте вместе вспомним сказку.

Воспитатель:

Маша в коробе сидит,

Далеко она…

Кто несёт её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её…

Вместе с пирогами.

Путь не близкий

Дальний путь

Хочет Миша…

Только Маша не даёт

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге… 

Просмотр мультфильма «Маша и медведь» (по р.н.сказке).

Воспитатель: Как зовут девочку, которая заблудилась? (Маша)

Маша – это имя. У каждого человека есть имя, по имени к нам обращаются.

Имя не дают случайно, оно тщательно выбирается и даётся один раз и навсегда.  Имена имеют свой смысл. Мария значит «печальная». Каждое имя имеет ласкательную форму.

А как мы Машу назовём ласково? (Машенька)

Как ласково звучит «Машенька»! Вас тоже, дети, можно назвать ласково.

И сейчас мы поиграем, а поможет нам мячик. Кому мячик в руки попадёт, тот ласково себя назовёт.

Дети передают друг другу мячик, называя себя ласково.

Воспитатель: Какие у вас красивые имена!

Дети, мы знаем, что Машенька вернулась к бабушке и дедушке, стали они её целовать, умницей называть и блинами угощать.

Вот мы сейчас с вами и поиграем в игру «На блины».

Пальчиковая игра по мотивам потешки «На блины»:

Стала Маша гостей созывать:   (хлопки)

-И Иван приди, и Степан приди,

И Андрей приди, да и Матвей приди.

А Митрошечка: ну пожалуйста!

(указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой)

Стала Маша гостей угощать:    (хлопки)

-Ивану блин, и Степану блин,

и Андрею блин, да и Матвею блин

(Левая рука поворачивается ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой начиная с большого, как бы кладя блин)

А Митрошечке – мятный пряничек!

(большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза)

Стала Маша гостей провожать:   (хлопки)

-Прощевай, Иван! Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!

(пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого)

А ты, Митрошечка, моя крошечка,

да ты побудь со мной еще немножечко!

Воспитатель: Дети, к нам в гости куколки пришли, вот какие они красивые. Давайте придумаем  куклам  имена.

Словесная игра «Придумай имя»

Дети придумывают имена куклам. Затем читают стихи:

Хороводная игра «Ходит Ваня».

Рефлексия:

Воспитатель: Вам нравиться, когда вас называют ласковым именем?  

А как вас дома ласково называют?  (ответы детей).

Что вам сегодня больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»

Конспект НОД «Праздничная песня»

во второй младшей группе № 7 «Рябинка»

по программе

«Социокультурные истоки»

                                                                   Составила:

                                                                           воспитатель Святова Н.Ю.

Когалым 2019

Тема: «Праздничная песня».

Интегрируемые образовательные области - «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня»; приобщение к традициям празднования Рождества.

Задачи: 

Образовательные: 

- дальнейшее обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;

- формирование умения работать с литературно-художественной информацией в книгах для развития и альбомах для рисования.

Развивающие: 

- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;

- развитие способности проявлять доброту, заботу по отношению к близким;

-развитие умения использовать невербальные средства общения.

Воспитательные:

воспитание чувства благодарности родным и близким людям, желания порадовать их в праздник Рождества добрым словом и добрым делом.

Методические приёмы:

Словесные: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение стихотворных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения. Пение. Разговор в ресурсном круге.

Наглядные: Просмотр презентации о празднике Нового года и Рождества. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.

Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу.

Материал и оборудование: Аудиозаписи: праздничный колокольный перезвон, фонограммы к песням «Яркая звёздочка», «Счастливого Рождества», аудиозапись классической музыки, иллюстраций на тему «Рождество».

Предварительная работа:

- организация и проведения беседы с родителями на тему «Праздник Рождества в семье»;

- знакомство детей с четвёртой первой частью книги для развития «Доброе слово»;

- знакомство детей с рождественскими стихами и песнями;

- рассматривание иллюстраций, открыток по теме праздника;

- разучивание стихотворений, загадок и песен на рождественскую тему.

Литература для чтения.

Отечественная классическая литература русских писателей и поэтов.

Поэзия. «Рождество».

Проза. К. Лукашевич рассказ «Елка».

Чтение книги «Рождественские истории».

Изготовление рождественских игрушек на ёлку.

Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры «Праздник в семье» (с использованием праздничных рождественских песен).

Работа с родителями: Лепка рождественских пряников.

ХОД НОД:

Организационный момент

Звучит праздничный колокольный рождественский звон.

Воспитатель:

- Слышите, слышите - колокольный звон! Он возвещает нам большую радость – скоро придёт праздник Рождества! «Сердце ликует, в душе – торжество! Множество лет величать Рождество! … Праздник любви! Праздник добра!»… (Фрагмент стихотворения «Рождество», Т. Л. Петуховой, вологодской поэтессы)

- Нам с вами встречаться настала пора!

(Дети садятся в круг).

Присоединение к теме.

(Пока дети рассаживаются, звучит добрая песня о празднике Рождества).

Воспитатель:

Дорогие дети! Мне очень приятно снова видеть вас всех вместе на нашем предпраздничном мероприятии. Радостно видеть ваши улыбающиеся лица, весёлые глаза и вместе с вами чувствовать ликование сердца от приближения праздника Рождества. Праздник Рождества в России с давних времён праздновали радостно и весело.

- А какой же праздник без рождественской песни! Ещё до прихода праздника взрослые разучивали с детьми праздничные песни и хороводы. Праздничная песня собирает взрослых и детей вместе, веселит душу, помогает испытать общую радость от прихода Рождества. Нарядно украшенная ёлка, весёлая песня, задорная игра, вкусные подарки, общая семейная радость на всю жизнь остаются в нашей памяти.

Вот и мы сегодня с вами будем говорить о празднике Рождества и слушать  рождественские песни. А вы хотите послушать праздничную песню?

Демонстрируется презентация «Праздник Рождества».

Разговор в круге:

Воспитатель поясняет, что Рождество – любимый семейный праздник. Все взрослые и дети любят этот весёлый праздник. Главным атрибутом праздника издавна была ель, которую украшали игрушками и огоньками. Игрушки были необычные, их дети вместе с родителями готовили заранее своими руками. Старшие члены семьи пекли рождественские пряники, заворачивали их в золотую фольгу и также украшали рождественскую ёлку. - Очень приятно в праздник от родных и близких людей получать подарки. Но не менее приятно эти подарки дарить. Важно помнить, что нужно заботиться о тех, кто с вами рядом, о тех, кто нуждается в вашем добром слове и добром деле.

-Ребята, давайте вспомним рассказ «Ёлочка-красавица» из книги «Доброе слово».

- Дети, скажите, пожалуйста, почему Сонечка решила снять золотую звёздочку с ёлки? А вы как бы поступили на её месте? А как обрадовался подарку больной Егорушка? (Ответы детей).

- Расскажите, пожалуйста, как вы позаботитесь о своих родных и близких людях и поздравите их с Новым годом и Рождеством? (Высказывания детей по желанию).

(Если времени достаточно, можно предложить детям по желанию прочитать выученные наизусть стихи о празднике Рождества.)

Разговор в круге (продолжение)

- Праздник Рождества не только один из любимых детских праздников, но один из весёлых. Он никогда не обходился без игр, хороводов, фокусов. Я предлагаю всем вместе исполнить хоровод «В лесу родилась ёлочка».

2. Вторая часть ОД (совместная деятельность).

Ресурсный круг «Рождественская ёлочка»

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Оформление страницы Альбома «Празднична песня» в Книге для развития «Доброе слово» вместе с родителями.

2. Основной этап.

Дети садятся в круг. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Кому вы подарите доброе слово в Рождество?»

Первым отвечает ребёнок, сидящий слева от воспитателя, и передаёт слово дальше по кругу.

Воспитатель в заключительном слове выражает радость от того, что близкие люди не будут забыты со стороны детей, у них на всех хватит добрых слов.

3. Третья часть НОД. Заключительный этап ресурсного круга. 

Рефлексия.

Воспитатель подводит итог разговора: «Один из самых любимых семейных праздников это Рождество и Новый год. Нарядная ёлка, весёлый хоровод вместе с родителями, красивые и яркие подарки, добрые и ласковые слова пожеланий, которые мы дарим друг другу, создают весёлое и радостное настроение и запоминаются на всю жизнь».

В конце занятия педагог благодарит всех за интересную совместную работу и предлагает рассказать о своих чувствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...