Программа "Социокультурные истоки"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Программа «Социокультурные истоки», реализуя задачи ФГОС по достижению полноценной социализации ребенка-дошкольника, обеспечивает активное усвоение детьми дошкольного возраста системы ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности. «Истоки» ориентированы на принцип единства деятельности, сознания и личности. Программа создает условия для того, чтобы перевести категории Истоков в практическую плоскость, и, путем совместной деятельности с родителями присоединить детей и их семьи к единым социокультурным и духовно-нравственным ценностям.
Организации общения детей с воспитателем, родителями и сверстниками отводится в программе центральное место. В процессе общения со взрослым у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности.
В возрасте 3-4 года определяющей потребностью в общении у детей является потребность самовыражения и потребность в доброжелательном внимании. В процессе реализации программы в младшей группе детского сада ставятся задачи развития: коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному); доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dobraya_kniga.doc | 39 КБ |
konspekt_dobroe_slovo.docx | 21.75 КБ |
konspekt_laskovaya_pesnya.docx | 20.76 КБ |
konspekt_lyubimoe_imya.docx | 19.95 КБ |
konspekt_prazdnichnaya_pesnya.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»
Конспект НОД «Добрая книга»
во второй младшей группе № 7 «Рябинка»
по программе
«Социокультурные истоки»
Составила:
воспитатель Святова Н.Ю.
Когалым 2019
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией «Книга».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с социокультурной категорией «Книга».
Обучать выполнению правил поведения в ресурсном круге.
Развивающие:
Развивать речевую активность детей через совместные и согласованные игровые действия в процессе хороводной игры «Репка».
Развивать умения детей слушать друг друга, открыто и искренне выражать свои чувства, вступать в общение.
Воспитательные:
Формировать у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе.
Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге.
Методические приёмы:
Словесные: разговор в ресурсном круге, художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение, коллективный пересказ сказки «Репка».
Наглядные: иллюстрации к сказке «Репка».
Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу, продуктивная деятельность-рисование.
Материал и оборудование: Книга для развития детей 3-4 лет «Добрая книга». Русские народные сказки.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Дети встаньте в кружок, возьмитесь за руки за руки, улыбнитесь и подарите друг другу хорошее настроение.
- На полке в нашей группе стоят книги, они все разные, книги большие и книги маленькие. У меня в руках новая книга. Называется она «Добрая книга». Добрая книга всегда учит добру и добрым поступкам.
- В нашей «Доброй книге» есть интересный рассказ о добрых делах и поступках. Давайте сядем кружком и поговорим ладком.
- Рассказ этот называется «Самый вкусный пирожок».
Чтение воспитателем рассказа.
- Что сделали дети с пирожком, который принесла мама? (Они угостили Франтика)
- Чему вас научил этот рассказ? (Делиться)
- Делиться с друзьями – это добрый поступок.
- А какие вы добрые дела делаете? (Ответы детей)
- В нашей книге живет сказка. Отгадайте, какая там сказка спряталась?
Там есть кошка, мышка (показываю иллюстрации). («Репка»)
- Кто помогал деду тянуть репку? (Ответы детей)
- Что помогло героям сказки вытянуть репку? (Согласие, дружба)
- Чему научила вас эта сказка? (Дружбе, помощи, согласию)
- А теперь расскажем и покажем всем, как дружно мы сажали репку и помогали ей расти.
Физкультминутка Дети встают в круг и выполняют имитационные движения
в соответствии со словами текста. Ребенок (репка) сидит в середине круга.
Мы земельку все копали,
Дружно репку мы сажали,
В землю зернышки бросали,
А потом мы поливали
И расти ей, помогали.
Репка, репонька, расти крепонька,
Не мала, не велика,
Но крупна и сладка.
Выросла репка на нашем огороде и крупна и сладка. Пошли наши детки в огород репку тянуть. Вставайте друг за другом, будем, как в сказке, репку тянуть. Тянем – потянем (3 раза), вытянули репку. (Ребенок – репка встает на ноги)
- Вот какие мы молодцы с вами, вырастили большую, вкусную репку.
- Сейчас давайте сядем в круг.
Ресурсный круг «Добрая книга».
Дети и родители сидят в круге. Воспитатель с помощью вопросов настраивает на тему разговора:
- Как в сказке у нас получилось: земельку дружно копали, репку сажали, ее поливали, репку растили, а потом на всех разделили. Вот какая вкусная репка выросла.
- А кого бы вы угостили репкой?
Воспитатель показывает детям «Добрую книгу».
- Эта книга добрая, она нас учит помогать друг другу, дружить, радоваться. Всем вместе легче выполнять любое дело. Давайте скажем книге добрые слова. У кого в руках книга, тот и говорит.
Первым говорит ребенок, сидящий слева от воспитателя, и передает книгу дальше по кругу.
Воспитатель подводит итог разговора.
- Как много добрых слов сказали вы о книге – умная, красивая, красочная, интересная, хорошая, ласковая.
- Понравилось ли вам говорить добрые слова книге?
- Добрая книга учит добру и вместе дружно совершать добрые дела.
Продуктивная деятельность:
Воспитатель предлагает детям и родителям сесть за столы; обращает внимание на репку, изображенную на странице книги.
- В этой «Доброй книге» тоже живет репка, давайте ее вырастим. Какого цвета репка? Закончим рисунок и раскрасим репку (дети рисуют)
Итог занятия:
- Вот какие красивые репки теперь растут в ваших книжках.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»
Конспект НОД «Доброе слово»
во второй младшей группе № 7 «Рябинка»
по программе
«Социокультурные истоки»
Составила:
воспитатель Святова Н.Ю.
Когалым 2019
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Развить у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение
Задачи:
1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово».
2. Развитие у детей способности слышать слово, умение его произносить, а так же понимать неразрывную часть слова и вызвавшего его чувства.
3. Формирование речевой активности через общение друг с другом, со взрослыми, гостями.
4. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Методические приёмы:
Словесные: художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные: иллюстрации.
Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу.
Предварительная работа:
Беседа «Какие слова можно назвать добрыми?»
Чтение литературно-художественных текстов по теме «Доброе слово» из одноименной книги для развития.
Разучивание и обыгрывание русской народной хороводной песни «Кто у нас хороший».
Словесная игра «Скажи ласково».
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением детей в процессе общения, кукла Петрушка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго утра и подарим наши улыбки.
Доброе утро всем, кто проснулся!
Доброе утро всем, кто улыбнулся!
Глазки откройте и посмотрите:
Мы вас всех любим, и вы нас любите,
Доброе утро светлому солнцу!
Доброе утро небу в оконце!
Доброе утро певчим скворцам,
Малым травинкам и деревцам,
Будем все нежны! Будем все дружны!
Воспитатель: Какие добрые слова мы сказали?
Ответы детей.
(Раздается стук в дверь.)
Воспитатель: Кто-то идет к нам в гости.
Ребята, это пришел Петрушка!
Петрушка, а почему же ты молчишь, когда входишь в дом. Ты что забыл вежливое слово, которым приветствуют люди друг друга?
Петрушка: Да, забыл!
Воспитатель: Мои ребята знают много вежливых слов и они тебя научат добрым словам и выражениям. Ребята, давайте поздороваемся с Петрушкой.
Воспитатель: Ребята, а как еще можно поздороваться с Петрушкой?
Дети: Доброе утро, Петрушка. Как я рад тебя видеть, Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Вот видишь, Петрушка, сколько добрых слов знают наши дети.
Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Петрушку поиграть с нами! Какими добрыми словами мы это сделаем?
Дети: Петрушка, какой ты красивый; какой у тебя нарядный колпачок; мы очень рады тебе; оставайся с нами!
Петрушка: Вы такие хорошие и я с радость останусь с вами. А у меня есть красивые картинки и я вам подарю их.
Разговор в круге.
Воспитатель: Петрушка, послушай, какие еще добрые слова знают наши дети, а твои картинки помогут им в этом.
(Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, изображающие добрые дела детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Девочка идёт в садик и прощается со своим мишкой, который остаётся дома. Как вы думаете, какие добрые слова сказала девочка своему мишке?
Дети: До свидания; не скучай без меня, я скоро вернусь!
Воспитатель: А на этой картине дети катаются, девочка упала. Как вы думаете, что сказал девочке мальчик?
Дети: Не плачь, пожалуйста!
Воспитатель: Мальчик дарит девочке цветы. Какие добрые слова он ей скажет?
Дети: Какая ты красивая; какая ты добрая!
Воспитатель: А что девочка ответила мальчику?
Дети: Спасибо большое!
Воспитатель: Вот сколько, Петрушка, ребята сказали добрых слов.
Вторая часть ОД (совместная деятельность). Ресурсный круг «Доброе Слово»
Этапы работы: 1.Подготовительный этап.
Воспитатель: Я предлагаю вам сесть в круг и продолжить наш разговор о добрых словах. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Про Машу и ее маму», слушайте внимательно и помогайте произносить добрые слова за Машу.
Чтение рассказа «Про Машу и её маму» из книги «Доброе слово».
Воспитатель: Какие добрые слова говорила мама своей дочке?
Дети: С добрым утром, Машенька; Машенька, мой ручки и иди кушать.
Воспитатель: Что отвечала маме Маша?
Дети: Доброе утро; Хорошо, мамочка; Спасибо, мамочка.
Присоединение к теме ресурсного круга.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы сказать добрые слова своим мамам?
Дети: Да.
Воспитатель: Ваши мамы сегодня у нас в гостях. Мамочки подойдите к деткам.
2. Основной этап.
Воспитатель: Какие добрые слова вы скажете своей маме?
Первым говорит ребёнок, сидящий слева от воспитателя, он передаёт слово далее по кругу.
Воспитатель: Сколько добрых слов вы произнесли сейчас. Я уверена, что ваши мамы рады услышать их от вас!
Итог занятия:
Воспитатель: Ну, вот, Петрушка, мои детки напомнили тебе много добрых слов, ты их запомнил? Тебе понравилось у нас в гостях?
Петрушка: Конечно понравилось. Спасибо вам ребята за добрые слова!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»
Конспект НОД «Ласковая песня»
во второй младшей группе № 7 «Рябинка»
по программе
«Социокультурные истоки»
Составила:
воспитатель Святова Н.Ю.
Когалым 2019
Тема: «Ласковая песня»
Интегрируемые образовательные области - «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: - первоначальное прочувствованное восприятие социокультурной категории «Песня»
- развитие у детей способности слышать ласковую песню, чувствовать доброе отношение родных и близких людей; проявлять к близким людям своё доброе отношение;
- развитие умения слушать друг друга;
- развитие доверия к родителям, бабушкам и дедушкам, к воспитателю, формирование ощущения собственной значимости.
Задачи:
Образовательные:
- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- мотивировать родителей на пение колыбельных песен детям, на совместную деятельность с ребенком и воспитателем. ;
- формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен, общение друг с другом и взрослым.
Развивающие:
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей;
-развитие певческих способностей детей;
-создание условий для развития у детей мотивации использовать в играх с куклами колыбельные песни.
Воспитательные:
- воспитание чувства любви и благодарности к самому близкому человеку - матери;
-воспитание чувства прекрасного через слушание и исполнение ласковой песни.
Методические приёмы:
Словесные: художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные: иллюстрации на тему «Мать и дитя».
Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу.
Материал и оборудование: колыбель с куклой – младенцем; книга для развития детей 3-4 лет «Доброе слово»; стенд с иллюстрациями на тему «Мать и дитя».
Предварительная работа:
- организация и проведение беседы с родителями на тему «Колыбельная песня»;
- знакомство детей с третьей частью книги для развития «Доброе слово»;
-пение детям колыбельных песен из книги «Доброе слово» и других источников;
- заучивание детьми колыбельных песен;
- введение групповой традиции пения колыбельных песен детям во время
укладывания на дневной сон;
- рассматривание иллюстраций, изображающих укладывание младенца на сон;
- игровая деятельность. Проиграть с детьми в игры: «Назови имя куклы»,
«Уложим куклу спать» и др ;
- разговоры-беседы с детьми на темы:
«Какие колыбельные песни поют вам родные и близкие люди?»
«Что ты чувствуешь, когда слышишь и поёшь колыбельную песню?»
В информационный экран для родителей «Социокультурные истоки» поместить тексты колыбельных песен для разучивания.
Работа с родителями: Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома «Ласковая песня».
ХОД НОД
Организационный момент:
Воспитатель:
-Ребята, какие вы все сегодня красивые, нарядные! Давайте, улыбнёмся друг другу, и на душе у нас станет ещё веселее. А теперь возьмёмся все за руки и передадим друг другу тепло наших сердец.
- Сегодня мы с вами поговорим о колыбельной песне и её значении в нашей жизни. Колыбельная песня – это самая первая песня мамы, которую она сердцем поёт своему малышу. В ней передаётся материнская забота, любовь и надежда, она рождает покой и умиротворение. Колыбельная песня дарит малышу чувство тепла и нежности, единения с мамой и защищённости.
Обращение к детям
Воспитатель:
- Дети, каждого из вас вечером мама укладывает спать и поет свою колыбельную песню. Вы слышите нежный мамин голос, видите ее теплую улыбку и чувствуете, как вас мама любит. Вам становится так хорошо, так сладко, что вы засыпаете. Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение «Мама» И. Косякова и ответьте на вопросы:
- Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночи глаз
Все заботится о вас?
Ответы детей:
- Мама дорогая!
Колыбель вам кто качает,
Кто вас песней забавляет,
Или сказку говорит
Кто игрушки вам дарит?
Ответы детей:
- Мама золотая!
Предложить детям и родителям сесть в полукруг.
Педагог обращает внимание присутствующих на мультимедийную презентацию «Колыбельная песня» и ведёт разговор с детьми о детских колыбелях и колыбельных песнях.
Обобщить ответы детей:
- Все мамы, «крепко вас любят, нежно голубят, не смыкая ночи глаз, все заботятся о вас, колыбель вашу качают, песней забавляют».
Разговор в круге.
- Дети, расскажите нам про свою маму, какая она у вас?
(Ответы детей в круге по желанию).
Обобщить ответы детей:
- Спасибо, дети, за разговор. Мы узнали, что ваши мамы добрые, ласковые, нежные, красивые, любимые. А еще, как вы уже говорили, они знают много песен, которые поют вам на ночь.
2. Вторая часть НОД (совместная деятельность).
Ресурсный круг «Колыбельная песня»
Этапы работы:
1.В центре ресурсного круга стоит колыбелька с куклой-младенцем
Обратить внимание детей на колыбельку с малышом (куклой, который очень хочет спать, но не может уснуть. Воспитатель предлагает спеть кукле ласковую и нежную колыбельную песню, как мамы поют своим детям.
Он берёт в руки куклу и обращается к детям с вопросом: «А вы хотите укачать нашего малыша и спеть ему колыбельную песенку?»
2. Основной этап
Родитель первым поёт колыбельную песню
Баю – баю – баю,
Куколку качаю,
Куколка устала,
Целый день играла,
Положи Танюшка
Щечку на подушку,
Вытяни ты ножки,
Спи скорее, крошка.
и передаёт игрушку ребёнку, сидящему слева от него.
Напомнить детям о том, как много разных колыбельных песен они выучили вместе с родителями.
Дети по очереди, слева направо, поют свою колыбельную песню и качают куклу-малыша. В результате - малыш «засыпает».
Воспитатель подводит итог ресурсного круга, благодарит детей за пение разных колыбельных песен, резюмирует:
«Колыбельная – это ласковая песня мамы. Мама поет и надеется, что ее малыш будет крепко и спокойно спать, потом он вырастет сильным, умным и добрым! Очень важно нам всем научиться петь эти добрые песни».
3. Третья часть НОД.
Рефлексия.
Воспитатель:
-Понравилось ли вам петь колыбельную песню малышу?
Подвести итог занятия
Воспитатель:
- Дорогие дети! Сегодня, когда вы придете домой, спойте свою колыбельную песенку маме, она запишет на странице книги «Доброе слово» там, где нарисована колыбелька с младенцем. В вашей книге появится еще одна ласковая песня. Спойте колыбельную своей любимой кукле, она рядом с вами будет тоже спокойно спать.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»
Конспект НОД «Любимое имя»
во второй младшей группе № 7 «Рябинка»
по программе
«Социокультурные истоки»
Составила:
воспитатель Святова Н.Ю.
Когалым 2019
Интегрируемые образовательные области - «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя», развивать коммуникативные навыки, воображение, мышление, речь.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей понятие, что у каждого человека есть имя;
закреплять умение называть друг друга ласковыми именами;
формировать у детей и родителей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей;
мотивировать родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей и интерес к изучаемой теме;
обогащать и активизировать словарный запас детей;
развивать диалогическую форму речи;
развивать координацию движений и речи.
Воспитательные:
Воспитывать уважение друг к другу, умение внимательно слушать педагога и сверстников;
воспитывать у детей чувство гордости за свое имя;
воспитывать любовь семье к своей.
Методические приёмы:
Словесные: художественное слово, стихи, беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные: иллюстрации к сказке «Маша и медведь», куклы.
Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, куклы, мячик, музыкальное сопровождение, фланелеграф, иллюстрации к сказке, видеозапись мультфильма «Маша и медведь».
Предварительная работа:
Беседы о семье, об имени и его значении.
Чтение потешек с именами детей.
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
Хороводная игра «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший».
Дидактические игры: «Назови ласково», «Как ты ласково называешь игрушку» «Как ты ласково обращаешься к маме, папе и другим». Пальчиковые игры: «Моя семья», «Дом».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери».
Разучивание пальчиковой гимнастики «На блины».
Работа с родителями: Оформление консультации «Социокультурные ценности».
Ход занятия:
На фланелеграфе иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
Воспитатель: Дети, скажите, кого вы видите на картинках? (девочку и медведя) Из какой сказки эти герои? («Маша и медведь».) Давайте вместе вспомним сказку.
Воспитатель:
Маша в коробе сидит,
Далеко она…
Кто несёт её, ответь,
Быстрыми шагами?
А несёт её…
Вместе с пирогами.
Путь не близкий
Дальний путь
Хочет Миша…
Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге…
Просмотр мультфильма «Маша и медведь» (по р.н.сказке).
Воспитатель: Как зовут девочку, которая заблудилась? (Маша)
Маша – это имя. У каждого человека есть имя, по имени к нам обращаются.
Имя не дают случайно, оно тщательно выбирается и даётся один раз и навсегда. Имена имеют свой смысл. Мария значит «печальная». Каждое имя имеет ласкательную форму.
А как мы Машу назовём ласково? (Машенька)
Как ласково звучит «Машенька»! Вас тоже, дети, можно назвать ласково.
И сейчас мы поиграем, а поможет нам мячик. Кому мячик в руки попадёт, тот ласково себя назовёт.
Дети передают друг другу мячик, называя себя ласково.
Воспитатель: Какие у вас красивые имена!
Дети, мы знаем, что Машенька вернулась к бабушке и дедушке, стали они её целовать, умницей называть и блинами угощать.
Вот мы сейчас с вами и поиграем в игру «На блины».
Пальчиковая игра по мотивам потешки «На блины»:
Стала Маша гостей созывать: (хлопки)
-И Иван приди, и Степан приди,
И Андрей приди, да и Матвей приди.
А Митрошечка: ну пожалуйста!
(указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой)
Стала Маша гостей угощать: (хлопки)
-Ивану блин, и Степану блин,
и Андрею блин, да и Матвею блин
(Левая рука поворачивается ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой начиная с большого, как бы кладя блин)
А Митрошечке – мятный пряничек!
(большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза)
Стала Маша гостей провожать: (хлопки)
-Прощевай, Иван! Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
(пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого)
А ты, Митрошечка, моя крошечка,
да ты побудь со мной еще немножечко!
Воспитатель: Дети, к нам в гости куколки пришли, вот какие они красивые. Давайте придумаем куклам имена.
Словесная игра «Придумай имя»
Дети придумывают имена куклам. Затем читают стихи:
Хороводная игра «Ходит Ваня».
Рефлексия:
Воспитатель: Вам нравиться, когда вас называют ласковым именем?
А как вас дома ласково называют? (ответы детей).
Что вам сегодня больше всего понравилось?
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»
Конспект НОД «Праздничная песня»
во второй младшей группе № 7 «Рябинка»
по программе
«Социокультурные истоки»
Составила:
воспитатель Святова Н.Ю.
Когалым 2019
Тема: «Праздничная песня».
Интегрируемые образовательные области - «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня»; приобщение к традициям празднования Рождества.
Задачи:
Образовательные:
- дальнейшее обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- формирование умения работать с литературно-художественной информацией в книгах для развития и альбомах для рисования.
Развивающие:
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие способности проявлять доброту, заботу по отношению к близким;
-развитие умения использовать невербальные средства общения.
Воспитательные:
воспитание чувства благодарности родным и близким людям, желания порадовать их в праздник Рождества добрым словом и добрым делом.
Методические приёмы:
Словесные: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение стихотворных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения. Пение. Разговор в ресурсном круге.
Наглядные: Просмотр презентации о празднике Нового года и Рождества. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.
Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, пальчиковая гимнастика, подвижная игра в кругу.
Материал и оборудование: Аудиозаписи: праздничный колокольный перезвон, фонограммы к песням «Яркая звёздочка», «Счастливого Рождества», аудиозапись классической музыки, иллюстраций на тему «Рождество».
Предварительная работа:
- организация и проведения беседы с родителями на тему «Праздник Рождества в семье»;
- знакомство детей с четвёртой первой частью книги для развития «Доброе слово»;
- знакомство детей с рождественскими стихами и песнями;
- рассматривание иллюстраций, открыток по теме праздника;
- разучивание стихотворений, загадок и песен на рождественскую тему.
Литература для чтения.
Отечественная классическая литература русских писателей и поэтов.
Поэзия. «Рождество».
Проза. К. Лукашевич рассказ «Елка».
Чтение книги «Рождественские истории».
Изготовление рождественских игрушек на ёлку.
Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры «Праздник в семье» (с использованием праздничных рождественских песен).
Работа с родителями: Лепка рождественских пряников.
ХОД НОД:
Организационный момент
Звучит праздничный колокольный рождественский звон.
Воспитатель:
- Слышите, слышите - колокольный звон! Он возвещает нам большую радость – скоро придёт праздник Рождества! «Сердце ликует, в душе – торжество! Множество лет величать Рождество! … Праздник любви! Праздник добра!»… (Фрагмент стихотворения «Рождество», Т. Л. Петуховой, вологодской поэтессы)
- Нам с вами встречаться настала пора!
(Дети садятся в круг).
Присоединение к теме.
(Пока дети рассаживаются, звучит добрая песня о празднике Рождества).
Воспитатель:
Дорогие дети! Мне очень приятно снова видеть вас всех вместе на нашем предпраздничном мероприятии. Радостно видеть ваши улыбающиеся лица, весёлые глаза и вместе с вами чувствовать ликование сердца от приближения праздника Рождества. Праздник Рождества в России с давних времён праздновали радостно и весело.
- А какой же праздник без рождественской песни! Ещё до прихода праздника взрослые разучивали с детьми праздничные песни и хороводы. Праздничная песня собирает взрослых и детей вместе, веселит душу, помогает испытать общую радость от прихода Рождества. Нарядно украшенная ёлка, весёлая песня, задорная игра, вкусные подарки, общая семейная радость на всю жизнь остаются в нашей памяти.
Вот и мы сегодня с вами будем говорить о празднике Рождества и слушать рождественские песни. А вы хотите послушать праздничную песню?
Демонстрируется презентация «Праздник Рождества».
Разговор в круге:
Воспитатель поясняет, что Рождество – любимый семейный праздник. Все взрослые и дети любят этот весёлый праздник. Главным атрибутом праздника издавна была ель, которую украшали игрушками и огоньками. Игрушки были необычные, их дети вместе с родителями готовили заранее своими руками. Старшие члены семьи пекли рождественские пряники, заворачивали их в золотую фольгу и также украшали рождественскую ёлку. - Очень приятно в праздник от родных и близких людей получать подарки. Но не менее приятно эти подарки дарить. Важно помнить, что нужно заботиться о тех, кто с вами рядом, о тех, кто нуждается в вашем добром слове и добром деле.
-Ребята, давайте вспомним рассказ «Ёлочка-красавица» из книги «Доброе слово».
- Дети, скажите, пожалуйста, почему Сонечка решила снять золотую звёздочку с ёлки? А вы как бы поступили на её месте? А как обрадовался подарку больной Егорушка? (Ответы детей).
- Расскажите, пожалуйста, как вы позаботитесь о своих родных и близких людях и поздравите их с Новым годом и Рождеством? (Высказывания детей по желанию).
(Если времени достаточно, можно предложить детям по желанию прочитать выученные наизусть стихи о празднике Рождества.)
Разговор в круге (продолжение)
- Праздник Рождества не только один из любимых детских праздников, но один из весёлых. Он никогда не обходился без игр, хороводов, фокусов. Я предлагаю всем вместе исполнить хоровод «В лесу родилась ёлочка».
2. Вторая часть ОД (совместная деятельность).
Ресурсный круг «Рождественская ёлочка»
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
Оформление страницы Альбома «Празднична песня» в Книге для развития «Доброе слово» вместе с родителями.
2. Основной этап.
Дети садятся в круг. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Кому вы подарите доброе слово в Рождество?»
Первым отвечает ребёнок, сидящий слева от воспитателя, и передаёт слово дальше по кругу.
Воспитатель в заключительном слове выражает радость от того, что близкие люди не будут забыты со стороны детей, у них на всех хватит добрых слов.
3. Третья часть НОД. Заключительный этап ресурсного круга.
Рефлексия.
Воспитатель подводит итог разговора: «Один из самых любимых семейных праздников это Рождество и Новый год. Нарядная ёлка, весёлый хоровод вместе с родителями, красивые и яркие подарки, добрые и ласковые слова пожеланий, которые мы дарим друг другу, создают весёлое и радостное настроение и запоминаются на всю жизнь».
В конце занятия педагог благодарит всех за интересную совместную работу и предлагает рассказать о своих чувствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе
Проект расчитан с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....
Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.
Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры"Истоки"
Для воспитателей...
Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....
Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"
Одним из видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...