Беседа «Что такое красота?»
материал по развитию речи
История, откуда взялось слово "красота".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
333beseda_chto_takoe_krasota.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Что такое красота?»
Цели:
1.Учить видеть во всем, что окружает, красоту и добро.
2. Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
3. Развивать умение анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проблем.
4. Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: презентация, видеоролик, выставка картин, цветы для оформления доски, записи песен.
Форма: беседа – игра.
Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский “Времена года”.
Здравствуйте, ребята! Хочу начать нашу беседу с высказывания Ницше.
Он сказал «… Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.»
Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?
Вы правы, сегодня мы с вами будем говорить о красоте.
…А если это так, то, что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Что же такое красота? Какая она бывает.
Вам приходилось встречаться с красотой?
Как вы это определили?
(радость, приятные чувства..)
Составление кластера
Чтение толкования слова красота.
Вот послушайте, какое толкование
этому слову дает Сергей Иванович Ожегов.
"Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое
и нравственное наслаждение".
Что-то совпало в ваших ответах с определением по словарю?
Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему.
Давайте попробуем разобраться в этом…
Просмотр видеоклипа «Красота бывает разная»
Кто-то из вас загрустил? У кого-то на сердце стало теплее, кто-то,
может быть, увидел звездное небо или вечерний закат? Великий
композитор Чайковский, автор музыки жил очень давно, но мы слушаем
его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать. Он подарил нам красоту
в звуках.
Мы говорили с вами сейчас о красоте окружающего мира. А теперь поговорим
о красоте человеческой души. Давайте поразмыслим: в чем
заключается понятие красоты человека?
Что важнее, красота внешняя или красота души, т. е. огонь,
который горит внутри нас.
Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
- Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
- А ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет .
Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
- Я так и думал. – горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.
Люди молча расступились.
И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.
- Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:
- Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.
С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:
- Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.
- Да, но это только внешне.
Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
- Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:
- Этим я обязан тебе.
Вам понравилась притча? А о чем она, ребята? Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека заключается в его поступках.
Добро сделало боярина из притчи поистине красивым человеком. Давайте и мы попробуем составить букет цветов, но цветы - это наши поступки. А вы совершали добрые поступки, ребята? Давайте запишем их и составим прекрасный букет добрых дел.
(Составление букета из цветов-поступков) под музыку «Красоту уносят годы»
Их чтение.
У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем этот рассказ.
Красивые слова и красивые дела.
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:"Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…"
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. "Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…"
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не………………………. Красивы…………………………….
Красивые слова говорили 2 мальчика? Стало ли теплее от них промокшему мальчику? Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он? В последних двух предложениях спрятана главная мысль этого рассказа. Давайте с вами закончим их. (Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела).
Как разнообразна красота! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих и, наконец, она в нас самих.
(читает учитель)
Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота – и в природе, и в нас,
Звук и отзвук, стократное эхо.
Красота не стареет. О нет!
Чья – то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет,
Красоты – навсегда остается
Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!
(звучит песня "Дорога добра").
ОБОБЩЕНИЕ:
Напишите на листочках-лепестках продолжение фразы»Красивый человек всегда….», «Красивый человек никогда…», «Хороший человек всегда…», «Хороший человек никогда»
А теперь зачитайте что получилось. Прикрепите лепестки цветка на доске. У нас получилась цветочная поляна. Мы тоже творим красоту .
Читаю стихотворение под музыку «Живёт повсюду красота», пока ребята составляют букет.
Как разнообразна красота! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих и, наконец, она в нас самих.
(читает учитель)
Как хорошо, что Тайна есть на свете,
Что не исчезла в мире Красота.
Та, что в людских сердцах незримо светит
Созвездиями Южного Креста.
Узнать ее истоки невозможно.
Ее скрывает сердца глубина.
Приходит с состраданьем осторожно
Сестрою милосердною она.
Порой средь нас, кто слыл несмелым малым,
Кто ничего сверх меры не свершил,
В ком самомненья и упорства мало, -
Тот проявляет Красоту души.
Когда приходит горе, испытанье,
И перехватит горло боли крик,
Такие облегчают нам страданья,
Чтоб никого при том не укорить.
Спасибо им - и скромным, и неярким,
Кто Божью птицу – Красоту хранит,
Кто дарит нам души своей подарки,
И остается сам всегда в тени.
Как все же нужно человеку мало:
Лишь к совершенству маленький росток,
Чтоб Красота в нем духа засияла,
Как дервиша молитва на Восток.
В сердцах иных та красота порою
Свечою веры и любви горит.
Ты, проходя дорогою земною,
С той Красотой почаще говори!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-беседа "Что такое хорошо, что такое плохо?"
Дать детям понятие о хороших и плохихи поступках...
Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» с детьми второй младшей группы
Занятие обобщающее и расширяющее знания детей о хороших и плохих поступках....
Беседа "Что такое хорошо и что такое плохо".
Беседа "Что такое хорошо и что такое плохо"...
Беседа "Что такое хорошо, что такое плохо"
Беседа по развитаю речи...
Беседа "Что такое хорошо,а что такое плохо."
Беседа с детьми в средней группе....
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки....
Беседа" Что такое хорошо и что такое плохо"
Методическая разработка «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?»...