Викторина на тему «Зимушка – зима».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Насибулина Эльвира Абдулахатовна

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме.

Задачи: Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

 Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе

 

Игры для викторины.

Каждая команда  за правильные ответы  получают цветные камушки, и чья команда больше наберёт, тот и будет считаться победителем.

1. Отгадайте загадку:

1.Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

2.Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз).

3.В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … (иней).

4.Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег).

5.Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима)

 6..Мои новые дружки и блестящи, и легки,

 И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

7. Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

8.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

9.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

2.Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

 

Декабрь-первый зимний месяц.

 

Январь-второй месяц зимы.

 

Февраль-последний месяц зимы.

 

3. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

4. Игра - викторина «Что наделала зима?»

1. Зима пришла с морозами и всё…– (заморозила).

2. Метель мела и все тропинки…– (замела).

1. Река покрылась льдом и всё (заледенела).

2. Зима позвала и вьюгу и всё (завьюжила).

5. Игра «Назови ласково»

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2. Лёд – (ледок).

1. Холод – (холодок).

2. Метель – (метелица).

6. Игра «Найди лишнее слово».

- Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

Снег, снегирь, снасти, снеговик.

Холод, хороший, холодильник, холодок.

Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

7. Упражнение «Назови действие» (со снежком)

·         Зимой метель (метёт)

·         Ночью ветер в трубах (воет, завывает)

·         Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).

·         В лесу зимой голодный волк (воет)

·         На зиму медведь в берлоге (засыпает)

·         Мороз щёки и нос (щиплет)

·         Зимой вода в реке (замерзает)

·         Иней на ветках деревьев (блестит)

·         Зимой снег всё вокруг (накрывает)

·         Деревья зимой (спят)

·         Под снегом травка зимой (греется)

·         Зимой насекомые (прячутся)

8.Посмотрите, пожалуйста,   на  эти  картинки и  отвечайте  на  мои  вопросы, пожалуйста, полными  ответами.
Анализ  первой  картинки
- Что  стоит  в  коридоре  перед   дверью?  (В  коридоре  перед  дверью  стоят  санки)
- Что  вы  видите  на  полу  под  санками ? (На  полу  под  санками  вода, лужа)
- Как  вы  думаете, откуда  появилась  лужа под  санками? (лужа  под  санками – это  растаял  ком  снега  и  превратился  в  воду)
Анализ  второй  картинки
Какое время года наступило? (Наступила зима)
- Где мальчик? Дайте ему имя. (Рома гуляет на улице)
- Что делает Рома? (Рома катает снежный ком)
- Из чего Рома скатал ком? (Рома скатал снежный ком из снега)
Анализ  третей   картинки
Откуда вернулся Рома? (Рома вернулся с прогулки)
- Что он принес с прогулки? (Рома с прогулки принес снежный ком)
- Как Рома донес снежный ком до дома? (Рома привез снежный ком на санках)
Как вы думаете, что он хотел с ним сделать дома? (Рома хотел дома сделать снеговика)
- Удалось ли Роме сделать задуманное? У него получилось? (У Ромы, не получилось!)
- Почему? (Потому что снег в тепле начинает таять)
- Что было сначала, а что потом?
- Какая картинка будет первой? (второй, третьей).
Дети выходят и расставляют последовательно картинки.
Давайте  назовем  наш  рассказ 
Дети  предлагают  назвать  рассказ «Снежный  ком»
- Какими    красивыми  словами  можно  начать  наш  рассказ?

·         Наступила  долгожданная  зима.

·          Зимний день.

·         ______________________

·         ______________________

- Расскажите историю, которая приключилась с мальчиком.
- Придумайте, чем закончилась эта история?

 Каждая команда предлагает, свою версию  по  очереди  составляют  рассказ  по  серии картин.

9. Игра «Кто больше»

Воспитатель предлагает рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная, например «Саша и снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуками [с], [с’].

Воспитатель: вспомните слова со звуками [с] - [с’]? J, обозначающие зимние предметы или явления, которых на картинке нет.

Дети называют.

Аналогичные задания даются на звуки [з] - [з’].

Назовите слова, состоящие из двух слогов.

Дети отвечают.

10. Игра «Составь предложение».

  Дифференциация слова и предложения.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно составить из слов?

Дети: Предложения.

Воспитатель:  А что нам может помочь составить предложение?

Дети: Схема предложения. (воспитатель вывешивает на доску схему предложения .

Воспитатель: Ребята, а чем отличается слово от предложения?

Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.

Воспитатель: Ребята, перед вами схема предложения, как вы думаете, сколько слов в этом предложение?

Дети: Одно слово.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в схеме нарисована одна  линия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь придумайте мне по этой схеме предложение.

Первая группа -  получает схему, где слово «зима» находится на первом месте в предложение

  Зима                                .

 Вторая группа  -   где слово «зима» находится на втором месте в предложений. 

                  Зима           .

Третья группа, где слово «зима» находится на третьем месте в предложений.

                                Зима .  

11. Игра «Добавь словечко»

Зимний – лес, город, городок, праздник и т.д.

Зимнее – небо, поле и т. д.

Зимние – деревья, горки, узоры, фигуры, метели, бури и т.д.

Зимняя – сказка, погода, вьюга и т.д.

 

 

В конце команды считают свои цветные камешки, где и определяется победитель.

Подводим итог занятия. «Итоговый круг» Групповое обсуждение.

Цель: Создание позитивного настроя. Учить детей проводить оценку своей работы. Численность: вся группа. Дать оценку занятия, вспомнить, о чем говорилось, что понравилось? Почему?
Дети передают друг другу снежинку.

Ребята, скажите, пожалуйста,  чему  было  посвящено  наше  занятие ?

Какие  задания вы выполняли?

Какое  задание вызвало  затруднения?

Чему  вы  сегодня  научились?

Я  рада  за  вас, вы  умеете  красиво  излагать  свои  мысли  по теме «Зима» и   работать дружно, прислушиваясь друг другу, полным ответом, сосредоточенно.

 

Автор: воспитатель высшей категории Насибулина Эльвира Абдулахатовна

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon viktorina_zimushka_-_zima.pdf402.21 КБ
PDF icon viktorina_zimushka_-_zima.pdf402.21 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина "Зимушка - зима", План заседаний Клуба Семейного Чтения

Праздник предназначен для детей и родителей. Игра проходит очень интересно с активным участием родителей....

викторина "Зимушка- зима"

Викторина предназначина для проверки знаний у детей по теме зима...

Игра викторина " Здравствуй Зимушка - зима"

Проект носит рекомендательный характер и расчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Проект создан для использования в НОД, а так же можно использовать в режимных иоиентах....

Викторина «Зимушка-зима»

Цель: обобщить знания детей о зиме.Задачи: создать радостное настроение, обогащать словарный запас по теме «Зима», воспитывать умение действовать в команде, чувство коллективизма....

Викторина для детей старшего возраста на тему "Зимушка - зима"

Викторина проводится для 2-х команд в виде конкурсов по теме "Зима". Всего 6 конкурсов: приветствие, разминка капитанов, перелётные зимующие птицы, собери снеговика, мой вопрос - ваш ответ, ...

Викторина "Зимушка-Зима"

Логопедическая подготовительная группа "Яблонька" ...

Викторина для дошкольников "Зимушка-зима"

Обобщение знаний детей о зиме,обогащение словарного запаса по теме "Зима"...