Викторина на тему «Зимушка – зима».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме.
Задачи: Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
Активизировать словарь по данной теме;
Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе
Игры для викторины.
Каждая команда за правильные ответы получают цветные камушки, и чья команда больше наберёт, тот и будет считаться победителем.
1. Отгадайте загадку:
1.Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
2.Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз).
3.В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней).
4.Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег).
5.Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима)
6..Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).
7. Две новые кленовые подошвы двухметровые
На них поставили две ноги –
И по большим снегам беги (Лыжи).
8.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).
9.Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глазки-угольки, ручки-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).
2.Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Декабрь-первый зимний месяц.
Январь-второй месяц зимы.
Февраль-последний месяц зимы.
3. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»
Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
4. Игра - викторина «Что наделала зима?»
1. Зима пришла с морозами и всё…– (заморозила).
2. Метель мела и все тропинки…– (замела).
1. Река покрылась льдом и всё (заледенела).
2. Зима позвала и вьюгу и всё (завьюжила).
5. Игра «Назови ласково»
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
1. Мороз – (морозец).
2. Лёд – (ледок).
1. Холод – (холодок).
2. Метель – (метелица).
6. Игра «Найди лишнее слово».
- Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
Снег, снегирь, снасти, снеговик.
Холод, хороший, холодильник, холодок.
Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.
7. Упражнение «Назови действие» (со снежком)
· Зимой метель (метёт)
· Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
· Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
· В лесу зимой голодный волк (воет)
· На зиму медведь в берлоге (засыпает)
· Мороз щёки и нос (щиплет)
· Зимой вода в реке (замерзает)
· Иней на ветках деревьев (блестит)
· Зимой снег всё вокруг (накрывает)
· Деревья зимой (спят)
· Под снегом травка зимой (греется)
· Зимой насекомые (прячутся)
8.Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и отвечайте на мои вопросы, пожалуйста, полными ответами.
Анализ первой картинки
- Что стоит в коридоре перед дверью? (В коридоре перед дверью стоят санки)
- Что вы видите на полу под санками ? (На полу под санками вода, лужа)
- Как вы думаете, откуда появилась лужа под санками? (лужа под санками – это растаял ком снега и превратился в воду)
Анализ второй картинки
Какое время года наступило? (Наступила зима)
- Где мальчик? Дайте ему имя. (Рома гуляет на улице)
- Что делает Рома? (Рома катает снежный ком)
- Из чего Рома скатал ком? (Рома скатал снежный ком из снега)
Анализ третей картинки
Откуда вернулся Рома? (Рома вернулся с прогулки)
- Что он принес с прогулки? (Рома с прогулки принес снежный ком)
- Как Рома донес снежный ком до дома? (Рома привез снежный ком на санках)
- Как вы думаете, что он хотел с ним сделать дома? (Рома хотел дома сделать снеговика)
- Удалось ли Роме сделать задуманное? У него получилось? (У Ромы, не получилось!)
- Почему? (Потому что снег в тепле начинает таять)
- Что было сначала, а что потом?
- Какая картинка будет первой? (второй, третьей).
Дети выходят и расставляют последовательно картинки.
Давайте назовем наш рассказ
Дети предлагают назвать рассказ «Снежный ком»
- Какими красивыми словами можно начать наш рассказ?
· Наступила долгожданная зима.
· Зимний день.
· ______________________
· ______________________
- Расскажите историю, которая приключилась с мальчиком.
- Придумайте, чем закончилась эта история?
Каждая команда предлагает, свою версию по очереди составляют рассказ по серии картин.
9. Игра «Кто больше»
Воспитатель предлагает рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная, например «Саша и снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуками [с], [с’].
Воспитатель: вспомните слова со звуками [с] - [с’]? J, обозначающие зимние предметы или явления, которых на картинке нет.
Дети называют.
Аналогичные задания даются на звуки [з] - [з’].
Назовите слова, состоящие из двух слогов.
Дети отвечают.
10. Игра «Составь предложение».
Дифференциация слова и предложения.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно составить из слов?
Дети: Предложения.
Воспитатель: А что нам может помочь составить предложение?
Дети: Схема предложения. (воспитатель вывешивает на доску схему предложения .
Воспитатель: Ребята, а чем отличается слово от предложения?
Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.
Воспитатель: Ребята, перед вами схема предложения, как вы думаете, сколько слов в этом предложение?
Дети: Одно слово.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в схеме нарисована одна линия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь придумайте мне по этой схеме предложение.
Первая группа - получает схему, где слово «зима» находится на первом месте в предложение
Зима .
Вторая группа - где слово «зима» находится на втором месте в предложений.
Зима .
Третья группа, где слово «зима» находится на третьем месте в предложений.
Зима .
11. Игра «Добавь словечко»
Зимний – лес, город, городок, праздник и т.д.
Зимнее – небо, поле и т. д.
Зимние – деревья, горки, узоры, фигуры, метели, бури и т.д.
Зимняя – сказка, погода, вьюга и т.д.
В конце команды считают свои цветные камешки, где и определяется победитель.
Подводим итог занятия. «Итоговый круг» Групповое обсуждение.
Цель: Создание позитивного настроя. Учить детей проводить оценку своей работы. Численность: вся группа. Дать оценку занятия, вспомнить, о чем говорилось, что понравилось? Почему?
Дети передают друг другу снежинку.
Ребята, скажите, пожалуйста, чему было посвящено наше занятие ?
Какие задания вы выполняли?
Какое задание вызвало затруднения?
Чему вы сегодня научились?
Я рада за вас, вы умеете красиво излагать свои мысли по теме «Зима» и работать дружно, прислушиваясь друг другу, полным ответом, сосредоточенно.
Автор: воспитатель высшей категории Насибулина Эльвира Абдулахатовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_zimushka_-_zima.pdf | 402.21 КБ |
viktorina_zimushka_-_zima.pdf | 402.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - викторина "Зимушка - зима", План заседаний Клуба Семейного Чтения
Праздник предназначен для детей и родителей. Игра проходит очень интересно с активным участием родителей....
викторина "Зимушка- зима"
Викторина предназначина для проверки знаний у детей по теме зима...
Игра викторина " Здравствуй Зимушка - зима"
Проект носит рекомендательный характер и расчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Проект создан для использования в НОД, а так же можно использовать в режимных иоиентах....
Викторина «Зимушка-зима»
Цель: обобщить знания детей о зиме.Задачи: создать радостное настроение, обогащать словарный запас по теме «Зима», воспитывать умение действовать в команде, чувство коллективизма....
Викторина для детей старшего возраста на тему "Зимушка - зима"
Викторина проводится для 2-х команд в виде конкурсов по теме "Зима". Всего 6 конкурсов: приветствие, разминка капитанов, перелётные зимующие птицы, собери снеговика, мой вопрос - ваш ответ, ...
Викторина "Зимушка-Зима"
Логопедическая подготовительная группа "Яблонька" ...
Викторина для дошкольников "Зимушка-зима"
Обобщение знаний детей о зиме,обогащение словарного запаса по теме "Зима"...