Выступление на педагогический совет по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованных играх». ( из опыта работы)
материал на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогический совет
по теме:
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованных играх».
( из опыта работы)
Музыкальный руководитель:
Гайдаренко Олеся Леонидовна
Бирск 2017
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность радоваться и огорчаться; познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и по – своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство» - писал детский психолог и педагог Л. А. Венгер.
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство – всё это может дать театрализованная деятельность.
«Волшебный край!» - так когда – то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувство великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
Но, как вы думаете, чем заслужил театр, такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нём?… Во – первых, это связано с тем, что посещение театра – это всегда праздник. Во – вторых потребность в театре связана с тем, что в нём, как ни в каком другом виде искусства, а с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.
При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества.
Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогике и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей.
· Формирование эстетического вкуса.
· Нравственное воспитание.
· Развитие коммуникативных качеств в личности.
· Воспитание воли.
Театрализованная деятельность дошкольника базируется на принципах развивающего обучения:
Игра и обучение не должно быть из – под палки.
Внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними.
Внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд («У тебя обязательно получится».)
Особая роль театрализованных игр – это приобщить детей к искусству. Дети должны осознавать, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр, дарит радость и творцам и зрителям.
Для того чтобы ребёнок проявил творчество необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Маленький человек пока растёт, всё делает в процессе игры, познаёт мир, рисует, сочиняет…. Передо мной, педагогом встали вопросы: Как привлечь малышей к театрализованным играм? Как помочь преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми?
Главное – создать между взрослыми и детьми отношение доброты, сердечности и любви. Мне, педагогу необходимо понять психологические проблемы ребёнка, вовремя помочь ему справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, опасение быть осмеянными сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми – всё это, как снежная лавина обрушится на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые, замкнутые, нерешительные, но всех их объединяет, то, что не умеют восхищаться, удивляться….
Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу «трудиться»?
Особенности театрализованных игр
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
• дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
• осваивают способы их внешнего выражения,
• осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Классификация театрализованных игр
Кукольный театр - это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.
Игры в кукольный театр:
• Настольный театр.
• Театр на руке.
• Напольные куклы.
• Стендовый театр.
• Верховые куклы.
• Театр живой куклы
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности
Игры - драматизации
Инсценирование потешек
Инсценирование небольших сказок
Инсценирование песен
Инсценироваание небольших литературных текстов
Творчество детей
Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный
не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности,
Игры – спектакли
Драматический спектакль
Музыкально-драматический спектакль
Детская опера
Спектакль на хореографической основе
Спектакль ритмопластики
Пантомима
Мюзикл
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.
Требования к театрализованной игре
Разнообразие тематики содержания.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:
Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.
Создание атмосферы творчества.
Развитие музыкальных способностей.
Социально-эмоциональное развитие.
Театрализованное занятие включает в себя:
Просмотр кукольных сценок театрализованной игры.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Беседы о театре.
Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"
Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...
Выступление на педагогическом совете на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей в процессе игры".
Сообщение на педагогическом совете для педагогов....
Педагогический совет на тему "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников"
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ч...
Педагогический совет на тему « Развитие познавательно-исследовательских способностей дошкольников в различных видах деятельности»
Разработка тематического педагогического совета по годовой задаче....
Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы".
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...