НОД по развитию речи
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
« Перелётные птицы»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.).
2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.
Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.
Приёмы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.
Технологии: Моделирование, компьютерная (интерактивная доска), здоровье сберегающая (электронная физминутка).
Материал демонстрационный: фланелеграф, солнце с отдельными лучами для фланелеграфа, мяч, карточки-ребусы.
Материал раздаточный: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Расставляю перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
- Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите, каких вы знаете перелетных птиц?
- Основная часть.
- А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.
Грач.
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.
Ласточка.
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Скворец.
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Игра "У кого какое тело?"
- Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? - Короткохвостый.
- Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит какая ласточка? – Длиннохвостая.
- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
- У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
Молодцы, ребята, правильно.
А теперь проведём с вами игру. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия».
(На фланелеграф выставляется жёлтый круг-солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи).
- Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, весёлое, озорное…)
- Посмотрите, что солнце делает? (Светит, греет…) (Игра с мячом - бросаю мяч ребёнку, он называет слово и возвращает мяч мне).
- Солнце так хорошо греет, что снег стал таять. (Работа с интерактивной доской)
- Посмотрите и скажите, какой снег весной? (Рыхлый, серый…).
- Снег растаял, и побежали ручьи.
- Какие ручьи? (Весёлые, звонкие…). Что ручьи делают? (Бегут, журчат…)
Электронная физминутка "Скворечник".
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Игра "Птицы, животные, рыбы, насекомые".
- Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем. Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.
В ходе проговариваем названия групп, животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа. Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания.
- Итог занятия.
- Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.
Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы. Можете быть свободны, занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...