Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гайворонская Евгения Александровна

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Дикие животные нашего леса»  (в подготовительной группе «Полянка» компенсирующей направленности с детьми ТНР.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с№6 «Золушка»

Конспект организованной образовательной деятельности   по развитию речи

Тема ООД: «Дикие животные нашего леса»

(в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР)

Гайворонская Е.А

воспитатель

г.Шарыпово,2018 г.

Тема ООД: «Дикие животные нашего леса»

Цель:Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей.Уточнение и расширение знаний детей по теме «Дикие животные нашего леса».

Задачи:

1.Обучающие:

формирование грамматического строя речи;

расширять и активизировать словарный запас о диких животных и их жилищах;

закрепление умения составлять предложения по схеме;

формировать умение детей давать полные ответы на вопросы;

закрепление умения делить слова на слоги;

2.Развивающие:

развитие памяти, зрительного и слухового восприятия;

развитие связной речи детейпосредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи;

развитие мышления детей на материале описательных рассказов;

развивать речевую и познавательную активность детей,делать выводы и умозаключения;

развитие детской инициативы;

3.Воспитательные:

воспитывать умения взаимодействовать друг с другом;

воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой

высказывания других детей;

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Словарная работа:  

дикие животные – заяц, волк, лось, лиса, медведь, еж, барсук, енот, рысь, кабан, олень, белка;

обобщающее слово – дикие звери;

жилье  - жилище – дупло,  нора,   берлога, логово;

Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, групповая коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы и приёмы:

словесные: художественное слово,словесное упражнение, речевой образец,повторное проговаривание,беседы,оценка детской речи, объяснение;

наглядные: картинки «Животные» (заяц, лиса, волк, медведь, белка) ;

практические:решение проблемной ситуации, моделирование рассказа,дидактические игры и упражнения, физминутка;

Планируемый результат:воспитать инициативу и самостоятельность в речевом общении детей.Расширить знания детей по теме «Дикие животные нашего леса».

Подготовительная работа:чтение произведений Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций, изучение лексической темы «Дикие животные», отгадывание загадок, составление загадок детьми, дидактические игры «Чей хвост», «Четвёртый лишний».

Оборудование:письмо,2 магнитные доски,схема предложения, картинки диких животных, различные декорации деревья, пеньки.

Ход занятия

Организационный момент

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: Ребята ,а какие приветствия вам знакомы?

Д: (Говорят «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро» или «Привет». Мужчины обычно пожимают руки. Или произносят «Здорово! » или           Можно помахать рукой.)

В: А я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Подумайте, как приветствуют друг друга в лесу животные? ( Трутся носами, лапками, спинами и другими частями тела.)

В: Давайте на минуту представим себя животными и поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра «Давайте поздороваемся»

Вводная часть

В: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, я встретила Почтальона, он передал нам письмо.

Приложение 1(письмо)

В:Интересно от кого оно?

В:Ребята, мне что-то попало в глаз и я не могу прочитать письмо.

Ребята может, вы прочитаете письмо?(письмо читает ребенок).

Письмо: Дорогие ребята нам нужна ваша помощь!!!Белка.

В:Странно,а куда нам идти, чтобы помочь белочке?

Д:В лес, потому что белка живет в лесу.

В: А, как мы туда попадем?

Основная часть

Д:На машине ,на санках ,на лыжах.

В:Давайте отправимся в лес на лыжах, ребята вы согласны?

И так в путь, поедим по лесной тропинке

   Тропинка, тропинка,

    Ты нас проведи,

    Поедим за тобою,  

    А ты впереди! (имитация движений езды на лыжах).

В:А теперь давайте присядем и отдохнем на лесной полянке.

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, задержали дыхание, выдох через рот, и еще раз.

Как чудесно в зимнем лесу, правда? Ребята, скажите, а кто живет в лесу?

Д: Еж,волк,лиса,кабан,белка и т.д

В:А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных.

Определение первого и последнего звука в некоторых словах (дети выполняют задание, отделяя слоги в словах хлопками)

Физкультминутка.

Игра «Прятки».

Предложить детям придумать для себя животное и спрятаться за различными предметами. Проговорить считалку: «Раз, два, три, четыре, пять. Я детей иду искать». Обратиться к каждому ребенку, спросить: «Где ты прячешься?» (Я, заяц, прячусь за стулом. Я, волк, прячусь за дверью. И т.д.)

В: Ребята посмотрите, а вот и наша лесная полянка, но что- то здесь не так?

Д: Звери перепутали свои домики.

В: Да ребята, они перепутали свои жилища, как вы понимаете слово «жилище».

Д: Рассуждения детей.

В: Воспитатель поясняет: «Жилище – место обитания животных».  

В: Ребята давайте поможем бедным зверятам вернуться в свои жилища и дадим полный ответ, используя предлоги и составим схему предложения(дать возможность детям подумать, как еще можно составить схему предложения на доске, показать шагами, хлопками)

В: Молодцы, вот мы и помогли нашим животным и выполнили просьбу белочки. давайте отдохнем и поиграем.

Игра с мячом д /и «Вопрос ,ответ»

Воспитатель бросает мяч ребенку задавая вопрос лиса какая? ответ ребенка может быть один или несколько(рыжая, зубастая),затем ребенок задает вопрос следующему ребенку медведь какой?(большой и т. д) мяч передается по кругу.

В: Ребята,а теперь я хочу проверить вас на сколько вы были внимательны. И предлагаю вам поиграть. Разделится на команды и выбрать капитана (капитаны команд подходят к воспитателю за заданием, выбирает картинку с животным,капитан объясняет задание своей команде). Каждая команда придумывает не большой рассказ о этом животном. Капитан решает, кто из его команды один пойдет рассказывать.

Заключительная часть

В: Молодцы, нам пора домой, пойдем по лесной тропинке

Речевая гимнастика.

(Дети за воспитателем произносят чистоговорку)

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

В: Вот мы и дома. Понравилось вам наша прогулка, какое у вас настроение после нашего путешествия.

Д: дети делятся впечатлениями

В: А каквы думаете, вашим родителям хотелось бы увидеть наше с вами путешествие в зимний лес? А как мы можем это показать?

Д: Нарисовать рисунки для родителей.

В: Вот ты бы Женя ,что нарисовала?

В: Вы меня сегодня очень порадовали своими ответами.

А теперь ребята ,я предлагаю вам вспомнить ,что вам запомнилось или понравилось больше всего в нашем занятии и попробуйте передать свои впечатления в своих рисунках.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» по разделу речевое развитие.

Тема : «Дикие животные нашего леса»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний

Вид занятия: интегрированное, поскольку все поставленные задачи реализуются в различных видах деятельности при ассоциативных связях между ними.«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Длительность : 40 мин .соответствие  требованиям САНПИНА

Цель: Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей. Уточнение и расширение знаний детей по теме «Дикие животные нашего леса».

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

1.Обучающие:

-формирование грамматического строя речи;

-расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»

-закреплять знания о диких животных и их жилищах;

-закрепление умения составлять предложения по схеме;

-формировать умение детей давать полные ответы на вопросы;  

-закрепление умения делить слова на слоги;

2.Развивающие:

-развитие памяти, зрительного и слухового восприятия;

-развитие связной речи детей посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи;

-развитие мышления детей на материале описательных рассказов;

-развивать речевую и познавательную активность детей, делать выводы и умозаключения;

-развитие детской инициативы;

3.Воспитательные:

-воспитание звуковой культуры речи;

-воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

-воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой

-высказывания других детей;

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить их в интересной и занимательной форме. Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых ситуациях, в которых я побуждала детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Была создана проблемная ситуация.

Занятие состояло из трех частей

1.Вводная часть: перед детьми были поставлены 3 проблемные ситуации (прочитать письмо,как попасть в лес ,чем мы можем помочь белочке), что позволило мотивировать детей на дальнейшую деятельность, продуктом данной деятельности является письмо от белочки. Затем я использовала элемент релаксации, своего рода переход из вводной части в основную (путешествие в лес на лыжах), тем самым успокоив детей и настроив их на основную деятельность

2.Основная часть: Я использовала физические упражнения и дыхательную гимнастику для укрепления здоровья. Затемя провела с детьми беседу,кто живет в лесув ходе этой беседы мы поделили слова на слоги, в процессе чего решалась одна из поставленных задач.Физкультминутка «Прятки» позволила сменить статическую позу и соблюсти двигательный режим. Затем мы нашли и решили главную проблему( плакат с лесной поляной и помогли белки вернуть зверей в свои жилища), в процессе чего решались несколько поставленных задач.Игра с мячом д /и «Вопрос ,ответ». Здесь же мною была предложена детям игра направленная на развитие мышления на материале описательных рассказов и на развитие детской инициативы была решена основная цель.

3.Заключительная часть: Я использовала речевую гимнастику (проговаривание чистоговорок) и практическое применение продукт результатов деятельности (рисунки).

В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:

Работа малыми подгруппами ,где дети делились на команды

Работа коллективная деление слова на слоги.

Индивидуальная в игре «Прятки» ,где каждый выбирал, каким животным он будет и где он спрячется. Работа со схемой.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми.

Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий составление рассказа по картинкам.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка ,я постоянно следила за посадкой детей.Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей.

В процессе занятия дети были активны, сохранялся интерес,были внимательны.

Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться. Смогла создать ситуацию успеха.

Я считаю, что цели были достигнуты, поставленные задачи решены именно теми приёмами которые я запланировала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи тема: "Дикие и домашние животные" 2 младшая группа

конспект занятия из дидактических игр сюжетного характера тема: "Дикие и домашние животные" 2 младшая группа...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"

·         закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детены...

Конспект занятия с детьми старшей группы. "Дикие животные наших лесов"

Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края...

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»Новикова Наталья Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по р...

Конспект НОД Развитие речи Тема: «Дикие животные нашего края».

Цель: расширение представления детей о диких животныхЗадачи:Образовательные: расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни; закреплять в речи обобщающее поня...