Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Дикие животные нашего леса» (в подготовительной группе «Полянка» компенсирующей направленности с детьми ТНР.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с№6 «Золушка»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
Тема ООД: «Дикие животные нашего леса»
(в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР)
Гайворонская Е.А
воспитатель
г.Шарыпово,2018 г.
Тема ООД: «Дикие животные нашего леса»
Цель:Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей.Уточнение и расширение знаний детей по теме «Дикие животные нашего леса».
Задачи:
1.Обучающие:
формирование грамматического строя речи;
расширять и активизировать словарный запас о диких животных и их жилищах;
закрепление умения составлять предложения по схеме;
формировать умение детей давать полные ответы на вопросы;
закрепление умения делить слова на слоги;
2.Развивающие:
развитие памяти, зрительного и слухового восприятия;
развитие связной речи детейпосредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи;
развитие мышления детей на материале описательных рассказов;
развивать речевую и познавательную активность детей,делать выводы и умозаключения;
развитие детской инициативы;
3.Воспитательные:
воспитывать умения взаимодействовать друг с другом;
воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой
высказывания других детей;
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Словарная работа:
дикие животные – заяц, волк, лось, лиса, медведь, еж, барсук, енот, рысь, кабан, олень, белка;
обобщающее слово – дикие звери;
жилье - жилище – дупло, нора, берлога, логово;
Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, групповая коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Используемые методы и приёмы:
словесные: художественное слово,словесное упражнение, речевой образец,повторное проговаривание,беседы,оценка детской речи, объяснение;
наглядные: картинки «Животные» (заяц, лиса, волк, медведь, белка) ;
практические:решение проблемной ситуации, моделирование рассказа,дидактические игры и упражнения, физминутка;
Планируемый результат:воспитать инициативу и самостоятельность в речевом общении детей.Расширить знания детей по теме «Дикие животные нашего леса».
Подготовительная работа:чтение произведений Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций, изучение лексической темы «Дикие животные», отгадывание загадок, составление загадок детьми, дидактические игры «Чей хвост», «Четвёртый лишний».
Оборудование:письмо,2 магнитные доски,схема предложения, картинки диких животных, различные декорации деревья, пеньки.
Ход занятия
Организационный момент
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: Ребята ,а какие приветствия вам знакомы?
Д: (Говорят «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро» или «Привет». Мужчины обычно пожимают руки. Или произносят «Здорово! » или Можно помахать рукой.)
В: А я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Подумайте, как приветствуют друг друга в лесу животные? ( Трутся носами, лапками, спинами и другими частями тела.)
В: Давайте на минуту представим себя животными и поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Давайте поздороваемся»
Вводная часть
В: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, я встретила Почтальона, он передал нам письмо.
Приложение 1(письмо)
В:Интересно от кого оно?
В:Ребята, мне что-то попало в глаз и я не могу прочитать письмо.
Ребята может, вы прочитаете письмо?(письмо читает ребенок).
Письмо: Дорогие ребята нам нужна ваша помощь!!!Белка.
В:Странно,а куда нам идти, чтобы помочь белочке?
Д:В лес, потому что белка живет в лесу.
В: А, как мы туда попадем?
Основная часть
Д:На машине ,на санках ,на лыжах.
В:Давайте отправимся в лес на лыжах, ребята вы согласны?
И так в путь, поедим по лесной тропинке
Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Поедим за тобою,
А ты впереди! (имитация движений езды на лыжах).
В:А теперь давайте присядем и отдохнем на лесной полянке.
Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, задержали дыхание, выдох через рот, и еще раз.
Как чудесно в зимнем лесу, правда? Ребята, скажите, а кто живет в лесу?
Д: Еж,волк,лиса,кабан,белка и т.д
В:А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных.
Определение первого и последнего звука в некоторых словах (дети выполняют задание, отделяя слоги в словах хлопками)
Физкультминутка.
Игра «Прятки».
Предложить детям придумать для себя животное и спрятаться за различными предметами. Проговорить считалку: «Раз, два, три, четыре, пять. Я детей иду искать». Обратиться к каждому ребенку, спросить: «Где ты прячешься?» (Я, заяц, прячусь за стулом. Я, волк, прячусь за дверью. И т.д.)
В: Ребята посмотрите, а вот и наша лесная полянка, но что- то здесь не так?
Д: Звери перепутали свои домики.
В: Да ребята, они перепутали свои жилища, как вы понимаете слово «жилище».
Д: Рассуждения детей.
В: Воспитатель поясняет: «Жилище – место обитания животных».
В: Ребята давайте поможем бедным зверятам вернуться в свои жилища и дадим полный ответ, используя предлоги и составим схему предложения(дать возможность детям подумать, как еще можно составить схему предложения на доске, показать шагами, хлопками)
В: Молодцы, вот мы и помогли нашим животным и выполнили просьбу белочки. давайте отдохнем и поиграем.
Игра с мячом д /и «Вопрос ,ответ»
Воспитатель бросает мяч ребенку задавая вопрос лиса какая? ответ ребенка может быть один или несколько(рыжая, зубастая),затем ребенок задает вопрос следующему ребенку медведь какой?(большой и т. д) мяч передается по кругу.
В: Ребята,а теперь я хочу проверить вас на сколько вы были внимательны. И предлагаю вам поиграть. Разделится на команды и выбрать капитана (капитаны команд подходят к воспитателю за заданием, выбирает картинку с животным,капитан объясняет задание своей команде). Каждая команда придумывает не большой рассказ о этом животном. Капитан решает, кто из его команды один пойдет рассказывать.
Заключительная часть
В: Молодцы, нам пора домой, пойдем по лесной тропинке
Речевая гимнастика.
(Дети за воспитателем произносят чистоговорку)
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.
В: Вот мы и дома. Понравилось вам наша прогулка, какое у вас настроение после нашего путешествия.
Д: дети делятся впечатлениями
В: А каквы думаете, вашим родителям хотелось бы увидеть наше с вами путешествие в зимний лес? А как мы можем это показать?
Д: Нарисовать рисунки для родителей.
В: Вот ты бы Женя ,что нарисовала?
В: Вы меня сегодня очень порадовали своими ответами.
А теперь ребята ,я предлагаю вам вспомнить ,что вам запомнилось или понравилось больше всего в нашем занятии и попробуйте передать свои впечатления в своих рисунках.
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» по разделу речевое развитие.
Тема : «Дикие животные нашего леса»
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
Вид занятия: интегрированное, поскольку все поставленные задачи реализуются в различных видах деятельности при ассоциативных связях между ними.«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Длительность : 40 мин .соответствие требованиям САНПИНА
Цель: Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей. Уточнение и расширение знаний детей по теме «Дикие животные нашего леса».
В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:
1.Обучающие:
-формирование грамматического строя речи;
-расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»
-закреплять знания о диких животных и их жилищах;
-закрепление умения составлять предложения по схеме;
-формировать умение детей давать полные ответы на вопросы;
-закрепление умения делить слова на слоги;
2.Развивающие:
-развитие памяти, зрительного и слухового восприятия;
-развитие связной речи детей посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи;
-развитие мышления детей на материале описательных рассказов;
-развивать речевую и познавательную активность детей, делать выводы и умозаключения;
-развитие детской инициативы;
3.Воспитательные:
-воспитание звуковой культуры речи;
-воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
-воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой
-высказывания других детей;
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить их в интересной и занимательной форме. Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых ситуациях, в которых я побуждала детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Была создана проблемная ситуация.
Занятие состояло из трех частей
1.Вводная часть: перед детьми были поставлены 3 проблемные ситуации (прочитать письмо,как попасть в лес ,чем мы можем помочь белочке), что позволило мотивировать детей на дальнейшую деятельность, продуктом данной деятельности является письмо от белочки. Затем я использовала элемент релаксации, своего рода переход из вводной части в основную (путешествие в лес на лыжах), тем самым успокоив детей и настроив их на основную деятельность
2.Основная часть: Я использовала физические упражнения и дыхательную гимнастику для укрепления здоровья. Затемя провела с детьми беседу,кто живет в лесув ходе этой беседы мы поделили слова на слоги, в процессе чего решалась одна из поставленных задач.Физкультминутка «Прятки» позволила сменить статическую позу и соблюсти двигательный режим. Затем мы нашли и решили главную проблему( плакат с лесной поляной и помогли белки вернуть зверей в свои жилища), в процессе чего решались несколько поставленных задач.Игра с мячом д /и «Вопрос ,ответ». Здесь же мною была предложена детям игра направленная на развитие мышления на материале описательных рассказов и на развитие детской инициативы была решена основная цель.
3.Заключительная часть: Я использовала речевую гимнастику (проговаривание чистоговорок) и практическое применение продукт результатов деятельности (рисунки).
В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:
Работа малыми подгруппами ,где дети делились на команды
Работа коллективная деление слова на слоги.
Индивидуальная в игре «Прятки» ,где каждый выбирал, каким животным он будет и где он спрячется. Работа со схемой.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми.
Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий составление рассказа по картинкам.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка ,я постоянно следила за посадкой детей.Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей.
В процессе занятия дети были активны, сохранялся интерес,были внимательны.
Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться. Смогла создать ситуацию успеха.
Я считаю, что цели были достигнуты, поставленные задачи решены именно теми приёмами которые я запланировала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи тема: "Дикие и домашние животные" 2 младшая группа
конспект занятия из дидактических игр сюжетного характера тема: "Дикие и домашние животные" 2 младшая группа...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"
· закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детены...
Конспект занятия с детьми старшей группы. "Дикие животные наших лесов"
Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края...
Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»
Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»Новикова Наталья Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по р...
Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные"
quot;Дикие животные"...
Конспект НОД Развитие речи Тема: «Дикие животные нашего края».
Цель: расширение представления детей о диких животныхЗадачи:Образовательные: расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни; закреплять в речи обобщающее поня...
Конспект занятия во второй младшей группе "Дикие животные нашего леса"
Знакомство с дикими животными...