Отчёт по проектной деятельности
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Муравейник»

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт по проектной деятельности:

«Развитие речевой активности у детей 3-5 лет через различные виды деятельности»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

Подготовила:

воспитатель Семенченко Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

Коломенский городской округ 2019год

       Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по развитию речевой активности у детей 3-5 лет через различные виды деятельности.

       Как известно, речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.                           Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста – это формирование устной речи и навыков речевого общения.

        Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя: обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами педагоги, словаря и словаря родителей).

         Организация воспитательно - образовательной работы по развитию речи в нашей группе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Так как группа разновозрастная, непосредственная образовательная деятельность проводится по подгруппам. Работа по речевому развитию осуществляется в процессе различных  видов деятельности.

          В дошкольном возрасте, как известно, игра-является ведущим видом деятельности дошкольников и оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Среди всего многообразия детских игр, наибольшее воздействие на становление речи, оказывает сюжетно – ролевая игра. В процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует совершенствованию разговорной речи (монологической и диалогической), формированию грамматического строя речи, обогащению словаря (доктор, больница, лекарства, температура, шприц, термометр, рецепт).

Для примера, рассмотрим сюжет игры  «На приём к детскому врачу».

Начинается прием больных.

Ребенок-больной: - «Здравствуйте, доктор. У меня болит горло, высокая температура.

Врач: - Здравствуйте! Садитесь. Покажите свое горло. Скажите «А». Поставьте термометр.

-Да, у вас высокая температура. У вас ангина. Я вам  выпишу таблетки и еще полоскайте горло. Идите и получите в аптеке лекарства.

Больной: - Спасибо, до свидания.

Больной: - Здравствуйте! У меня заболела дочка. Высокая температура, сильный кашель! Что с ней не знаю. Помогите, пожалуйста, доктор!

Врач: - Сейчас мы её послушаем! Дыши! Не дыши! У девочки - хрипы. Ей необходимо выпить микстуру.

 

 «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и т.д., все сюжетно-ролевые игры способствуют расширению знаний о профессии работников, развитию связной речи воспитанников.

      

        Также, одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, в ходе которой происходит развитие всех компонентов речи.

В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:

На формирование словаря («Чудесный мешочек»)

В ходе проведения игры дети учатся подбирать характеристики предметов и обозначать их прилагательными, происходит пополнение словарного запаса и развитие связной речи.

Для игры требуется  непрозрачный мешок.  Предметы должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры). Дети на ощупь должны угадать, что за предмет им попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным, например, оно круглое, сладкое, красное.

Также для формирования словаря можно использовать и другие игры, например «Кто больше скажет о профессии» (формировать умение соотносить существительное с глаголом)«Скажи наоборот» (умение подбирать слова с противоположным значением); 

Для отработки и закрепления звуков в речи, использовались чистоговорки, артикуляционные гимнастики, направленные на развитие артикуляционной моторики.

         Хочу обратить ваше внимание, на использование подвижных игр со словарным сопровождением, как средство развития речи дошкольников.                         В играх средней и малой подвижности, в комплексах различных видов гимнастики включен литературный текст, предписывающий игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, я сама чётко прочитываю стихотворный текст. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст и во время игры проговаривают его сами. Путём проговаривания вместе с детьми словесного сопровождения, происходит обогащение словарного запаса.

       Занятия по конструированию, как и другой вид деятельности, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности дошкольников. При проигрывании постройки дети не только учатся строить по образцу, но и проговаривают: как строить - что, за чем. Тем самым, коллективные обсуждения построек, способствуют расширению пассивного и активного словаря.

      Как я уже сказала раннее, речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей. Оказывают влияние на воспитание звуковой культуры, активизируют и обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей.

      Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. В процессе экспериментов, наблюдений на прогулке,  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения.

Для примера: химические опыты «Как окрасить воду» (с пищевыми красителями), «Светофор», «Бурлящая лава», «Как вода даёт жизнь растению», «Почему льда больше, чем воды?» «Посев семян», «Посадка лука».

      Самообслуживание и элементарный бытовой труд, является также неотъемлемой частью развития речевой активности дошкольников. В процессе формирования навыков самообслуживания, дети проговаривают знакомые стихи и потешки. Алгоритм умывания и мытья рук, алгоритм дежурства по столовой и в уголке природы, алгоритм одевания – все эти инструкции, описывающих порядок действий, ежедневно проговариваются детьми.

       Основным источником формирования правильной развитой речи, всегда была и остается - книга. В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой: в речи активизируются имена прилагательные и глаголы, обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений и сказочной лексики, улучшается звуковая культура речи.

      В течение года, дети учились пересказывать сказки с помощью мнемосхем, заучивать стихотворения, инсценировать сюжеты знакомых сказок, описывать предметы, составлять связный рассказ по картине – матрице.  Всё это, активно способствует развитию речевой активности дошкольников 3-5 лет.

     Для расширения словаря детей, в группе были созданы благоприятные условия. Для развития артикуляционной моторики были созданы картотеки артикуляционной гимнастики. На развитие речевого дыхания – комплексы дыхательных упражнений. Для  развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика с использованием стихов и потешек, игры-шнуровки. Для активизации словаря, использовались предметные картинки по лексическим темам «В мире животных», «Моя семья», «Транспорт», «Профессии» и т.д.

        Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми. Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_semenchenko_ped_sovet.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Муравейник»

Отчёт по проектной деятельности:

«Развитие речевой активности у детей 3-5 лет через различные виды деятельности»

                                                                                                                           

Подготовила:

воспитатель Семенченко Л.В.

Коломенский городской округ 2019год

       Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по развитию речевой активности у детей 3-5 лет через различные виды деятельности.

       Как известно, речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.                           Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста – это формирование устной речи и навыков речевого общения.

        Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя: обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами педагоги, словаря и словаря родителей).

         Организация воспитательно - образовательной работы по развитию речи в нашей группе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Так как группа разновозрастная, непосредственная образовательная деятельность проводится по подгруппам. Работа по речевому развитию осуществляется в процессе различных  видов деятельности.

          В дошкольном возрасте, как известно, игра-является ведущим видом деятельности дошкольников и оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Среди всего многообразия детских игр, наибольшее воздействие на становление речи, оказывает сюжетно – ролевая игра. В процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует совершенствованию разговорной речи (монологической и диалогической), формированию грамматического строя речи, обогащению словаря (доктор, больница, лекарства, температура, шприц, термометр, рецепт).

Для примера, рассмотрим сюжет игры  «На приём к детскому врачу».

Начинается прием больных.

Ребенок-больной: - «Здравствуйте, доктор. У меня болит горло, высокая температура.

Врач: - Здравствуйте! Садитесь. Покажите свое горло. Скажите «А». Поставьте термометр.

-Да, у вас высокая температура. У вас ангина. Я вам  выпишу таблетки и еще полоскайте горло. Идите и получите в аптеке лекарства.

Больной: - Спасибо, до свидания.

Больной: - Здравствуйте! У меня заболела дочка. Высокая температура, сильный кашель! Что с ней не знаю. Помогите, пожалуйста, доктор!

Врач: - Сейчас мы её послушаем! Дыши! Не дыши! У девочки - хрипы. Ей необходимо выпить микстуру.

 «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и т.д., все сюжетно-ролевые игры способствуют расширению знаний о профессии работников, развитию связной речи воспитанников.

       

        Также, одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, в ходе которой происходит развитие всех компонентов речи.

В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:

На формирование словаря («Чудесный мешочек»)

В ходе проведения игры дети учатся подбирать характеристики предметов и обозначать их прилагательными, происходит пополнение словарного запаса и развитие связной речи.

Для игры требуется  непрозрачный мешок.  Предметы должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры). Дети на ощупь должны угадать, что за предмет им попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным, например, оно круглое, сладкое, красное.

Также для формирования словаря можно использовать и другие игры, например «Кто больше скажет о профессии» (формировать умение соотносить существительное с глаголом)«Скажи наоборот» (умение подбирать слова с противоположным значением); 

Для отработки и закрепления звуков в речи, использовались чистоговорки, артикуляционные гимнастики, направленные на развитие артикуляционной моторики.

         Хочу обратить ваше внимание, на использование подвижных игр со словарным сопровождением, как средство развития речи дошкольников.                         В играх средней и малой подвижности, в комплексах различных видов гимнастики включен литературный текст, предписывающий игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, я сама чётко прочитываю стихотворный текст. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст и во время игры проговаривают его сами. Путём проговаривания вместе с детьми словесного сопровождения, происходит обогащение словарного запаса.

       Занятия по конструированию, как и другой вид деятельности, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности дошкольников. При проигрывании постройки дети не только учатся строить по образцу, но и проговаривают: как строить - что, за чем. Тем самым, коллективные обсуждения построек, способствуют расширению пассивного и активного словаря.

      Как я уже сказала раннее, речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей. Оказывают влияние на воспитание звуковой культуры, активизируют и обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей.

      Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. В процессе экспериментов, наблюдений на прогулке,  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения.

Для примера: химические опыты «Как окрасить воду» (с пищевыми красителями), «Светофор», «Бурлящая лава», «Как вода даёт жизнь растению», «Почему льда больше, чем воды?» «Посев семян», «Посадка лука».

      Самообслуживание и элементарный бытовой труд, является также неотъемлемой частью развития речевой активности дошкольников. В процессе формирования навыков самообслуживания, дети проговаривают знакомые стихи и потешки. Алгоритм умывания и мытья рук, алгоритм дежурства по столовой и в уголке природы, алгоритм одевания – все эти инструкции, описывающих порядок действий, ежедневно проговариваются детьми.

       Основным источником формирования правильной развитой речи, всегда была и остается - книга. В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой: в речи активизируются имена прилагательные и глаголы, обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений и сказочной лексики, улучшается звуковая культура речи.

      В течение года, дети учились пересказывать сказки с помощью мнемосхем, заучивать стихотворения, инсценировать сюжеты знакомых сказок, описывать предметы, составлять связный рассказ по картине – матрице.  Всё это, активно способствует развитию речевой активности дошкольников 3-5 лет.

     Для расширения словаря детей, в группе были созданы благоприятные условия. Для развития артикуляционной моторики были созданы картотеки артикуляционной гимнастики. На развитие речевого дыхания – комплексы дыхательных упражнений. Для  развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика с использованием стихов и потешек, игры-шнуровки. Для активизации словаря, использовались предметные картинки по лексическим темам «В мире животных», «Моя семья», «Транспорт», «Профессии» и т.д.

        Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми. Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фото отчёт по проектной деятельности "Перелетные птицы"

фото отчет по проектной деятельности "ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ"...

Отчёт по проектной деятельности

Проектная деятельность с воспитанниками...

Отчёт по проектной деятельности "Сказочные лабиринты игры"

С сентября  2018 года по май 2019 в группах компенсирующей направленности был реализован долгосрочный коллективный  проект «Сказочные лабиринты игры»....

ДНЕВНИК ОТЧЁТА по ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Театр моды «Дети – цветы жизни»

ДНЕВНИК ОТЧЁТАПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТеатр моды «Дети – цветы жизни» Участники проекта: воспитанники младшей группы «Солнышко» д\с «Улыбка» и их родители....

Отчёт о проектной деятельности «Посткроссинг

Россия, ты – великая держава,Твои просторы бесконечно велики.На все века себя ты увенчала славой.И нет другого у тебя пути…В земле твоей богатств поток неиссякаем,К сокровищам твоим нам п...

Фото-отчёт по проектной деятельности "Я-человек"

    В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания. Усвоение ребёнком – дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, понимани...

Отчёт о проектной деятельности во 2-ой разновозрастной группе

формирование у детей представления о весенних изменениях в природе....