Отчёт по проектной деятельности
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Муравейник»
Отчёт по проектной деятельности:
«Развитие речевой активности у детей 3-5 лет через различные виды деятельности»
Подготовила:
воспитатель Семенченко Л.В.
Коломенский городской округ 2019год
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по развитию речевой активности у детей 3-5 лет через различные виды деятельности.
Как известно, речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста – это формирование устной речи и навыков речевого общения.
Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя: обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами педагоги, словаря и словаря родителей).
Организация воспитательно - образовательной работы по развитию речи в нашей группе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Так как группа разновозрастная, непосредственная образовательная деятельность проводится по подгруппам. Работа по речевому развитию осуществляется в процессе различных видов деятельности.
В дошкольном возрасте, как известно, игра-является ведущим видом деятельности дошкольников и оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Среди всего многообразия детских игр, наибольшее воздействие на становление речи, оказывает сюжетно – ролевая игра. В процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует совершенствованию разговорной речи (монологической и диалогической), формированию грамматического строя речи, обогащению словаря (доктор, больница, лекарства, температура, шприц, термометр, рецепт).
Для примера, рассмотрим сюжет игры «На приём к детскому врачу».
Начинается прием больных.
Ребенок-больной: - «Здравствуйте, доктор. У меня болит горло, высокая температура.
Врач: - Здравствуйте! Садитесь. Покажите свое горло. Скажите «А». Поставьте термометр.
-Да, у вас высокая температура. У вас ангина. Я вам выпишу таблетки и еще полоскайте горло. Идите и получите в аптеке лекарства.
Больной: - Спасибо, до свидания.
Больной: - Здравствуйте! У меня заболела дочка. Высокая температура, сильный кашель! Что с ней не знаю. Помогите, пожалуйста, доктор!
Врач: - Сейчас мы её послушаем! Дыши! Не дыши! У девочки - хрипы. Ей необходимо выпить микстуру.
«Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и т.д., все сюжетно-ролевые игры способствуют расширению знаний о профессии работников, развитию связной речи воспитанников.
Также, одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, в ходе которой происходит развитие всех компонентов речи.
В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:
На формирование словаря («Чудесный мешочек»)
В ходе проведения игры дети учатся подбирать характеристики предметов и обозначать их прилагательными, происходит пополнение словарного запаса и развитие связной речи.
Для игры требуется непрозрачный мешок. Предметы должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры). Дети на ощупь должны угадать, что за предмет им попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным, например, оно круглое, сладкое, красное.
Также для формирования словаря можно использовать и другие игры, например «Кто больше скажет о профессии» (формировать умение соотносить существительное с глаголом); «Скажи наоборот» (умение подбирать слова с противоположным значением);
Для отработки и закрепления звуков в речи, использовались чистоговорки, артикуляционные гимнастики, направленные на развитие артикуляционной моторики.
Хочу обратить ваше внимание, на использование подвижных игр со словарным сопровождением, как средство развития речи дошкольников. В играх средней и малой подвижности, в комплексах различных видов гимнастики включен литературный текст, предписывающий игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, я сама чётко прочитываю стихотворный текст. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст и во время игры проговаривают его сами. Путём проговаривания вместе с детьми словесного сопровождения, происходит обогащение словарного запаса.
Занятия по конструированию, как и другой вид деятельности, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности дошкольников. При проигрывании постройки дети не только учатся строить по образцу, но и проговаривают: как строить - что, за чем. Тем самым, коллективные обсуждения построек, способствуют расширению пассивного и активного словаря.
Как я уже сказала раннее, речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей. Оказывают влияние на воспитание звуковой культуры, активизируют и обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. В процессе экспериментов, наблюдений на прогулке, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения.
Для примера: химические опыты «Как окрасить воду» (с пищевыми красителями), «Светофор», «Бурлящая лава», «Как вода даёт жизнь растению», «Почему льда больше, чем воды?» «Посев семян», «Посадка лука».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд, является также неотъемлемой частью развития речевой активности дошкольников. В процессе формирования навыков самообслуживания, дети проговаривают знакомые стихи и потешки. Алгоритм умывания и мытья рук, алгоритм дежурства по столовой и в уголке природы, алгоритм одевания – все эти инструкции, описывающих порядок действий, ежедневно проговариваются детьми.
Основным источником формирования правильной развитой речи, всегда была и остается - книга. В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой: в речи активизируются имена прилагательные и глаголы, обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений и сказочной лексики, улучшается звуковая культура речи.
В течение года, дети учились пересказывать сказки с помощью мнемосхем, заучивать стихотворения, инсценировать сюжеты знакомых сказок, описывать предметы, составлять связный рассказ по картине – матрице. Всё это, активно способствует развитию речевой активности дошкольников 3-5 лет.
Для расширения словаря детей, в группе были созданы благоприятные условия. Для развития артикуляционной моторики были созданы картотеки артикуляционной гимнастики. На развитие речевого дыхания – комплексы дыхательных упражнений. Для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика с использованием стихов и потешек, игры-шнуровки. Для активизации словаря, использовались предметные картинки по лексическим темам «В мире животных», «Моя семья», «Транспорт», «Профессии» и т.д.
Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми. Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_semenchenko_ped_sovet.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Муравейник»
Отчёт по проектной деятельности:
«Развитие речевой активности у детей 3-5 лет через различные виды деятельности»
Подготовила:
воспитатель Семенченко Л.В.
Коломенский городской округ 2019год
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по развитию речевой активности у детей 3-5 лет через различные виды деятельности.
Как известно, речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста – это формирование устной речи и навыков речевого общения.
Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя: обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами педагоги, словаря и словаря родителей).
Организация воспитательно - образовательной работы по развитию речи в нашей группе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Так как группа разновозрастная, непосредственная образовательная деятельность проводится по подгруппам. Работа по речевому развитию осуществляется в процессе различных видов деятельности.
В дошкольном возрасте, как известно, игра-является ведущим видом деятельности дошкольников и оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Среди всего многообразия детских игр, наибольшее воздействие на становление речи, оказывает сюжетно – ролевая игра. В процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует совершенствованию разговорной речи (монологической и диалогической), формированию грамматического строя речи, обогащению словаря (доктор, больница, лекарства, температура, шприц, термометр, рецепт).
Для примера, рассмотрим сюжет игры «На приём к детскому врачу».
Начинается прием больных.
Ребенок-больной: - «Здравствуйте, доктор. У меня болит горло, высокая температура.
Врач: - Здравствуйте! Садитесь. Покажите свое горло. Скажите «А». Поставьте термометр.
-Да, у вас высокая температура. У вас ангина. Я вам выпишу таблетки и еще полоскайте горло. Идите и получите в аптеке лекарства.
Больной: - Спасибо, до свидания.
Больной: - Здравствуйте! У меня заболела дочка. Высокая температура, сильный кашель! Что с ней не знаю. Помогите, пожалуйста, доктор!
Врач: - Сейчас мы её послушаем! Дыши! Не дыши! У девочки - хрипы. Ей необходимо выпить микстуру.
«Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и т.д., все сюжетно-ролевые игры способствуют расширению знаний о профессии работников, развитию связной речи воспитанников.
Также, одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, в ходе которой происходит развитие всех компонентов речи.
В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:
На формирование словаря («Чудесный мешочек»)
В ходе проведения игры дети учатся подбирать характеристики предметов и обозначать их прилагательными, происходит пополнение словарного запаса и развитие связной речи.
Для игры требуется непрозрачный мешок. Предметы должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры). Дети на ощупь должны угадать, что за предмет им попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным, например, оно круглое, сладкое, красное.
Также для формирования словаря можно использовать и другие игры, например «Кто больше скажет о профессии» (формировать умение соотносить существительное с глаголом); «Скажи наоборот» (умение подбирать слова с противоположным значением);
Для отработки и закрепления звуков в речи, использовались чистоговорки, артикуляционные гимнастики, направленные на развитие артикуляционной моторики.
Хочу обратить ваше внимание, на использование подвижных игр со словарным сопровождением, как средство развития речи дошкольников. В играх средней и малой подвижности, в комплексах различных видов гимнастики включен литературный текст, предписывающий игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, я сама чётко прочитываю стихотворный текст. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст и во время игры проговаривают его сами. Путём проговаривания вместе с детьми словесного сопровождения, происходит обогащение словарного запаса.
Занятия по конструированию, как и другой вид деятельности, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности дошкольников. При проигрывании постройки дети не только учатся строить по образцу, но и проговаривают: как строить - что, за чем. Тем самым, коллективные обсуждения построек, способствуют расширению пассивного и активного словаря.
Как я уже сказала раннее, речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей. Оказывают влияние на воспитание звуковой культуры, активизируют и обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. В процессе экспериментов, наблюдений на прогулке, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения.
Для примера: химические опыты «Как окрасить воду» (с пищевыми красителями), «Светофор», «Бурлящая лава», «Как вода даёт жизнь растению», «Почему льда больше, чем воды?» «Посев семян», «Посадка лука».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд, является также неотъемлемой частью развития речевой активности дошкольников. В процессе формирования навыков самообслуживания, дети проговаривают знакомые стихи и потешки. Алгоритм умывания и мытья рук, алгоритм дежурства по столовой и в уголке природы, алгоритм одевания – все эти инструкции, описывающих порядок действий, ежедневно проговариваются детьми.
Основным источником формирования правильной развитой речи, всегда была и остается - книга. В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой: в речи активизируются имена прилагательные и глаголы, обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений и сказочной лексики, улучшается звуковая культура речи.
В течение года, дети учились пересказывать сказки с помощью мнемосхем, заучивать стихотворения, инсценировать сюжеты знакомых сказок, описывать предметы, составлять связный рассказ по картине – матрице. Всё это, активно способствует развитию речевой активности дошкольников 3-5 лет.
Для расширения словаря детей, в группе были созданы благоприятные условия. Для развития артикуляционной моторики были созданы картотеки артикуляционной гимнастики. На развитие речевого дыхания – комплексы дыхательных упражнений. Для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика с использованием стихов и потешек, игры-шнуровки. Для активизации словаря, использовались предметные картинки по лексическим темам «В мире животных», «Моя семья», «Транспорт», «Профессии» и т.д.
Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми. Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фото отчёт по проектной деятельности "Перелетные птицы"
фото отчет по проектной деятельности "ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ"...
Отчёт по проектной деятельности
Проектная деятельность с воспитанниками...
Отчёт по проектной деятельности "Сказочные лабиринты игры"
С сентября 2018 года по май 2019 в группах компенсирующей направленности был реализован долгосрочный коллективный проект «Сказочные лабиринты игры»....
ДНЕВНИК ОТЧЁТА по ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Театр моды «Дети – цветы жизни»
ДНЕВНИК ОТЧЁТАПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТеатр моды «Дети – цветы жизни» Участники проекта: воспитанники младшей группы «Солнышко» д\с «Улыбка» и их родители....
Отчёт о проектной деятельности «Посткроссинг
Россия, ты – великая держава,Твои просторы бесконечно велики.На все века себя ты увенчала славой.И нет другого у тебя пути…В земле твоей богатств поток неиссякаем,К сокровищам твоим нам п...
Фото-отчёт по проектной деятельности "Я-человек"
В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания. Усвоение ребёнком – дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, понимани...
Отчёт о проектной деятельности во 2-ой разновозрастной группе
формирование у детей представления о весенних изменениях в природе....