Старшая группа. Речевое развитие
материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие» - Развитие речи
Тема | Цель | Источник | |
СЕНТЯБРЬ «Мы – воспитанники старшей группы» | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.30 | |
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»… | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.32 | |
Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.33 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.34 | |
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». «Чтение стихотворений о ранней осени» | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 35 | |
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.37 | |
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.38 | |
Веселые рассказы Н. Носова | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.40 | |
ОКТЯБРЬ Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.40 | |
«Учимся вежливости» | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 41 | |
Обучение рассказыванию: описание кукол | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.43 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц | Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.44 | |
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 46 | |
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.47 | |
Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.48 | |
«Литературный калейдоскоп» | Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.49 | |
НОЯБРЬ Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.50 | |
«Рассказывание по картине» | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.51 | |
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.52 | |
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.53 | |
«Обучение рассказыванию» | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.55 | |
Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.56 | |
Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.56 | |
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 57 | |
ДЕКАБРЬ «Чтение стихотворений о зиме» | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.60 | |
Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.61 | |
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.63 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.64 | |
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.66 | |
Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.66 | |
Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» Дидактические игры со словами | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.68 | |
«Дидактические игры со словами» | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.68 | |
ЯНВАРЬ Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 70 | |
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 71 | |
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 72 | |
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 74 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 75 | |
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок» | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 76 | |
Чтений стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения Ию Сурикова «Детство» | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 77 | |
Обучению рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 79 | |
ФЕВРАЛЬ Беседа на тему «О друзьях и дружбе» | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 80 | |
Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение "Подскажи слово» | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 82 | |
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 83 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 83 | |
Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 84 | |
Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 6 | |
Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» | Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 87 | |
Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 88 | |
МАРТ Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине" и А. Барто «Перед сном» | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 91 | |
Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 92 | |
Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…» | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 93 | |
Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение» | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 94 | |
Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору) | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 95 | |
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр.95 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» | Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 96 | |
Чтение сказки «Сивка-Бурка» | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 97 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. | Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 98 | |
Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 99 | |
Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 101 | |
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 102 | |
Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) | Продолжать учить детей пересказывать. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 103 | |
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга» | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга». | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 104 | |
«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» | Активизировать словарь детей. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 104 | |
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 105 | |
МАЙ «Обучение рассказыванию по картинкам» | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 107 | |
Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 107 | |
«Лексические упражнения» | Проверить, насколько богат словарный запас детей | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 108 | |
Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол» | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 109 | |
Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала) | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 109 | |
Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 110 | |
Литературный калейдоскоп (повторение пройденного материала) | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. (Работа по закреплению пройденного материала). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа 2017г. Стр. 106, 110 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей старших групп «Речевое развитие дошкольников»
Методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе Речевое развитие. Развитие речи. Тема: «Зима. Зимние забавы».
конспект...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «В стране дорожных знаков»
Тема: «В стране дорожных знаков»Задачи:«Социально – коммуникативное развитие»1.Расширять знания детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира. Закрепить знания дошко...
ООД старшая группа, Речевое развитие
Старшая группа...
Самообразование по развитию речи в старшей группе «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС»
В самообразование подготовлен материал по развитию речи для саморазвития педагога....
Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе. ( речевое развитие и художественно-эстетическое развитие) "Весна"
Цель: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.Задачи:Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожда...