Консультация для воспитателей старших групп «Речевое развитие дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей старших групп «Речевое развитие дошкольников»
Уважаемые коллеги, хотелось бы с вами обсудить такую наболевшую проблему, как речевое развитие наших детей.
К нам в логопедическую группу попадают дети старшего и подготовительного возраста. При их обследовании мы сталкиваемся с такой проблемой, что дети не умеют говорить, выражать свои мысли и чувства. Говоря современным языком, это «упрощенная версия» детской речи – односложная речь, бедный словарный запас, большое количество сленговых и разговорных слов («велик» вместо велосипеда, телик вместо телевизора и т.д.), невладение навыками культуры речи (неправильная или отсутствие интонации, неумение регулировать темп речи и громкость голоса и т.д.).
Неплохо бы научить воспитанников слушать и слышать. На прогулке можно устроить игру с закрытыми глазами «Где поет птица» (заодно и ориентацию в пространстве повторите), «Чей голос», «Эхо» и т.д.
Вернемся к развитию речи. Побуждайте ребенка отвечать полным ответом. На простое «Как тебя зовут?» пусть отвечает полностью «Меня зовут…». Поиграйте в «день полных ответов», «неделю длинных разговоров», вы все – умные и творческие личности, я верю, вы придумаете свои собственные игры!
Поговорим о том, что же помогает нам развивать наших любимчиков. Во-первых, это пальчиковые игры. Почему-то у воспитателей старших групп предвзятое отношение к ним: «Это ж для малышей!» А вы попробуйте! Кто сказал, что только для малышей? Есть усложненные варианты, как раз для вашего возраста.
Некоторые педагоги отказываются делать пальчиковую гимнастику, потому что у них «плохая память» и они не запоминают слова. Это ли не возможность подлатать свою дырявую память? Откройте книгу, сначала поглядывайте, учитесь вместе, станьте на одну ступень с детьми! Ни за что не поверю, что делая одно упражнение 2 раза в день, пару дней подряд, вы его не выучите.
Возьмем еще кое-что. Артикуляционная гимнастика. Для меня было удивительно, что воспитатели массовых групп почему-то считают, что она придумана для детей-логопатов. Где такое написано? Если мы с раннего возраста начнем вводить пальчики и язычок с нами в игры, может, и не придется их отправлять с такими многочисленными нарушениями? Это же отличная профилактика нарушений речи.
Для совсем «продвинутых пользователей» - берите артикуляционную гимнастику вместе с пальчиками. Ничего выдумывать не придется, это уже придумано до вас и названо биоэнергопластикой. Я вам покажу пример динамического и статического упражнений:
Упражнение «Бегемотик» (статическое)
И.п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет 1 открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Широко открыли ротик – получился бегемотик,
А затем закрыли рот – отдыхает бегемот.
Упражнение «Кролик» (динамическое)
Цель – учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.
И.п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
Улыбнуться, открыть рот и покусать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз. Вместо счета можно использовать строки:
Любит грызть пушистый кролик
И капусту, и морковь.
Кролику морковку дали
И за ушки потрепали
Не забываем про речевое дыхание – сдуваем всё, что под руку попадется – одуванчики, снежинки, листики, бабочки!!!
Собственно, упражнения для развития речи – беседуем по картинке. Задавайте вопросы, как Маша из мультика: А как клюет? Зачем клюет? А где клюет? А когда клюёт? И весело и полезно.
Возьмите на заметку: запоминайте слова всем телом: Это дерево высооокое (голос выше, сами тянемся вверх), а это низкое (движения и голос соответствующие), ствол у этого дерева толстый (обнимаем невидимый ствол двумя руками), а у этого тонкий (обнимаем пальцами) и т.д.
Для работы над интонацией, можно играть в игру «Скажи, как» — мячик кидаем и говорим «Скажи, как бабушка / робот / лялька / монстр» и т.д.
Спасибо за внимание и успехов в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488444-1411911125.jpg)
Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"
Консультация "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...
Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-111219-1520783350.jpg)
Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"
В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Консультация для воспитателей "Возрастные особенности речевого развития дошкольников в условиях ДОУ".
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-982062-1667652040.jpg)
Рабочая программа воспитателя для старшей группы речевое развитие
Рабочая программа воспитателя для старшей группы речевое развитие...
Консультация для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/09/picture-1139203-1707450835.jpg)
Консультация для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»
Консультация для воспитателей«Современные технологии речевого развития дошкольников»...