нод «РОДНАЯ ПРИРОДА – В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ»
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Никитина Ирина Эдуардовна

«РОДНАЯ ПРИРОДА – В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ»

 

Цель - воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, гражданские и патриотические  качества через ознакомление детей с историей, природой и культурой Новосибирской области и города Новосибирска. Развивать интерес к культурному наследию Новосибирской области через знакомство детей с произведениями искусства

 

Задачи :

 

  • знакомить детей с творчеством поэтов, художников, города Новосибирска,
  • воспитывать бережное отношение к родным местам,
  • прививать любовь к родной земле.
  • Развитие творческого мышления
  • Формирования устной речи и навыков общения с окружающими в различной деятельности.

 

Словарь

Виртуальное путешествие; Экскурсовод; Субтропические пляжи; картинная галерея; художник Николай Демьянович Грицюк; художник Людмила Вировая

 

Ход НОД:

Дети находятся в зале, (приходит в гости кукла Незнайка)  «Добрый день мои дорогие друзья, я сейчас много путешествую и хочу написать целую книгу о нашей богатой земле. Помогите мне  написать страничку о вашем замечательном городе. Я у вас ни разу не был, но мне кажется у вас очень чудесный город, раз в нем живут такие замечательные дети»

Ребята поможем нашему другу? ( ответ детей) .А что бы нам больше рассказать Незнайке о нашем городе, я предлагаю вам совершить путешествие в картинную галерею. Но наше путешествие будет виртуальным. Вы знаете, что такое виртуальное путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель - Но прежде, чем мы оправимся с вами в картинную галерею, давайте напомним  Незнайке, что такое Родина? (Высказывания детей.) Родина -  это то место, где мы с вами родились. Как называется наша Родина? (ответ детей).  Россия - крупнейшая страна мира, давайте вспомним как она выглядит на карте. Расположена наша Родина в Восточной Европе и Северной Азии. Ее берега омываются водами Тихого и Северного Ледовитого океанов. Природа России крайне разнообразна: на ее территории есть и тундра, и леса, и даже субтропические пляжи.

- Но кроме понятия Родины, мы с вами,  помните, говорили на предыдущих занятиях  о малой Родине. Давайте сейчас вспомним с вами, что для нас с вами является малой Родиной? Что обычно называют малой Родиной. ( Высказывания детей) Правильно ребята, нашей малой родиной является город Новосибирск. Что вы знаете о нашем городе, о нашей малой Родине. (Высказывания детей)

Воспитатель (Экскурсовод) - Мы с вами живем в Сибири  и часто  можем услышать словосочетания Сибирский характер. А как вы думаете, почему так говорят? ( Высказывание детей).

Ну что, пришло время отправляться в виртуальное путешествия, и для этого мы с вами не много по колдуем, чтоб попасть в картинную галерею

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

“Замок”

Начинаем колдовать,

Двери в сказку открывать.

С силой сжимаем и разжимаем пальцы рук.

Хоть замочек очень крепкий –

Сложить ладони в замок.

Металлический и цепкий,

Развести ладони и потянуть замок – пальцы переплетены.

Мы его сперва покрутим,

Свести ладони и вращать “замочек” влево, вправо 4 раза.

А потом три раза дунем,

Вдох через нос и три коротких выдоха через рот.

Покачаем – раз, два, три:

Дверь, замочек, отомкни!

Поднять локти на уровне груди, ладони крепко прижать одну к другой, повороты “замочка” от себя – к себе.

Двери открываются –

Сказка начинается.

Развести руки в стороны.

 

Воспитатель – Вот мы с вами и оказались в картинной галерее, я же тоже могу перевоплощаться, сейчас я превращусь в экскурсовода. Как и во всяких картинных галереях, там нельзя шуметь и надо слушать экскурсовода. Что бы нам удобнее с вами было его слушать, мы сядем с вами на стульчики Воспитатель (Экскурсовод) - Ребята, раньше не было фотоаппаратов и видеокамер и что бы рассказать другим народам о красотах края, люди рисовали природу и возили эти картины, показывая людям всю красоту природы своей родной земли. Потом выдающиеся картины стали собирать в одном месте и это место назвали «картинная галерея». Где мы с вами сейчас и находимся. Я вам предлагаю сейчас отправится в зал, где находятся картины, посвященные нашей области  и родному городу. Но помните, что наше путешествие виртуальное и нам нужно просто закрыть глаза и представить что мы с вами оказались в этом зале.

Воспитатель (Экскурсовод) - Вглядываясь в картины умельцев, мы соприкасаемся с прекрасным, радуемся красоте и гармонии. Сейчас я хочу вас познакомить с первой картиной.

image

Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (ответ детей). Что изображено на картине? (ответы детей) А как вы думаете, какое это время суток? (Ответы детей) А какое настроение передает эта картина,  какие чувства она у вас  вызывает? (Ответы детей) А посмотрите, какое небо, яркие синие тени от деревьев показывают, что день солнечный, но метель в этот день завывает, прям холод ощущается от этой картины. Кто - то один опишет нам картину, но не красками, а словами, постарайтесь в речи использовать речевые краски. Но когда мы с вами смотрим на картины, то можно не только видеть картину, но и услышать ее. Что можно услышать, смотря на эту картину (Ответы детей). Давайте закроем глаза и послушаем сейчас как заговорит с нами эта картина( включается звук метели). Мы можем представить как шатаются деревья. А нарисовал эту картину известный новосибирский художник Николай Демьянович Грицюк . (1 раз описываю сама картину, затем ребенок)

Воспитатель (Экскурсовод) - Что – то я устала, а вы? Предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка:  ГЕРБОВА Иван Суриков Вот моя деревня

Воспитатель (Экскурсовод) – Перед тем как посмотреть следующие картины, я хочу что бы вы послушали стихотворение о нашем городе Мальцевой  Дарьи.

Мой город — столица Сибирского края.

Ему уже больше 100 лет.

Я очень горжусь, что в нем проживаю,

Красивее города, кажется, нет.

Здесь в центре города часовня

И Краеведческий музей.

В Нарымском сквере ходят пони,

Катают маленьких детей.

Здесь много улиц, много парков,

Аэропорт, вокзал,

А праздники напоминают

Бразильский карнавал.

Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? О чем оно? (ответы детей)

Воспитатель (Экскурсовод) – А теперь посмотрим, картины Людмилой Вировой

 

 

image

image

Вы узнаете эти места в нашем городе? Бывали ли там?  Какое время города на картинах ( ответы детей)

Воспитатель (Экскурсовод)  - Рассмотрев эти картины, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художниками для изображения природы. Увидев это великолепие, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидели её художники.

РЕФЛЕКСИЯ  Воспитатель (Экскурсовод)Мы с вами сегодня так много узнали про наш родной город, про нашу область! Нам есть,  что рассказать Незнайке, теперь и он узнает, чем богата наша малая родина. Давайте вспомним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОДНАЯ ПРИРОДА – В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ»

Цель - воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, гражданские и патриотические  качества через ознакомление детей с историей, природой и культурой Новосибирской области и города Новосибирска. Развивать интерес к культурному наследию Новосибирской области через знакомство детей с произведениями искусства

Задачи :

  • знакомить детей с творчеством поэтов, художников, города Новосибирска,
  • воспитывать бережное отношение к родным местам,
  • прививать любовь к родной земле.
  • Развитие творческого мышления
  • Формирования устной речи и навыков общения с окружающими в различной деятельности.

Словарь

Виртуальное путешествие; Экскурсовод; Субтропические пляжи; картинная галерея; художник Николай Демьянович Грицюк; художник Людмила Вировая

Ход НОД:

Дети находятся в зале, (приходит в гости кукла Незнайка)  «Добрый день мои дорогие друзья, я сейчас много путешествую и хочу написать целую книгу о нашей богатой земле. Помогите мне  написать страничку о вашем замечательном городе. Я у вас ни разу не был, но мне кажется у вас очень чудесный город, раз в нем живут такие замечательные дети»

Ребята поможем нашему другу? ( ответ детей) .А что бы нам больше рассказать Незнайке о нашем городе, я предлагаю вам совершить путешествие в картинную галерею. Но наше путешествие будет виртуальным. Вы знаете, что такое виртуальное путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель - Но прежде, чем мы оправимся с вами в картинную галерею, давайте напомним  Незнайке, что такое Родина? (Высказывания детей.) Родина -  это то место, где мы с вами родились. Как называется наша Родина? (ответ детей).  Россия - крупнейшая страна мира, давайте вспомним как она выглядит на карте. Расположена наша Родина в Восточной Европе и Северной Азии. Ее берега омываются водами Тихого и Северного Ледовитого океанов. Природа России крайне разнообразна: на ее территории есть и тундра, и леса, и даже субтропические пляжи.

- Но кроме понятия Родины, мы с вами,  помните, говорили на предыдущих занятиях  о малой Родине. Давайте сейчас вспомним с вами, что для нас с вами является малой Родиной? Что обычно называют малой Родиной. ( Высказывания детей) Правильно ребята, нашей малой родиной является город Новосибирск. Что вы знаете о нашем городе, о нашей малой Родине. (Высказывания детей)

Воспитатель (Экскурсовод) - Мы с вами живем в Сибири  и часто  можем услышать словосочетания Сибирский характер. А как вы думаете, почему так говорят? ( Высказывание детей).

Ну что, пришло время отправляться в виртуальное путешествия, и для этого мы с вами не много по колдуем, чтоб попасть в картинную галерею

Пальчиковая гимнастика

“Замок”

Начинаем колдовать,

Двери в сказку открывать.

С силой сжимаем и разжимаем пальцы рук.

Хоть замочек очень крепкий –

Сложить ладони в замок.

Металлический и цепкий,

Развести ладони и потянуть замок – пальцы переплетены.

Мы его сперва покрутим,

Свести ладони и вращать “замочек” влево, вправо 4 раза.

А потом три раза дунем,

Вдох через нос и три коротких выдоха через рот.

Покачаем – раз, два, три:

Дверь, замочек, отомкни!

Поднять локти на уровне груди, ладони крепко прижать одну к другой, повороты “замочка” от себя – к себе.

Двери открываются –

Сказка начинается.

Развести руки в стороны.

Воспитатель – Вот мы с вами и оказались в картинной галерее, я же тоже могу перевоплощаться, сейчас я превращусь в экскурсовода. Как и во всяких картинных галереях, там нельзя шуметь и надо слушать экскурсовода. Что бы нам удобнее с вами было его слушать, мы сядем с вами на стульчики Воспитатель (Экскурсовод) - Ребята, раньше не было фотоаппаратов и видеокамер и что бы рассказать другим народам о красотах края, люди рисовали природу и возили эти картины, показывая людям всю красоту природы своей родной земли. Потом выдающиеся картины стали собирать в одном месте и это место назвали «картинная галерея». Где мы с вами сейчас и находимся. Я вам предлагаю сейчас отправится в зал, где находятся картины, посвященные нашей области  и родному городу. Но помните, что наше путешествие виртуальное и нам нужно просто закрыть глаза и представить что мы с вами оказались в этом зале.

Воспитатель (Экскурсовод) - Вглядываясь в картины умельцев, мы соприкасаемся с прекрасным, радуемся красоте и гармонии. Сейчас я хочу вас познакомить с первой картиной.

Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (ответ детей). Что изображено на картине? (ответы детей) А как вы думаете, какое это время суток? (Ответы детей) А какое настроение передает эта картина,  какие чувства она у вас  вызывает? (Ответы детей) А посмотрите, какое небо, яркие синие тени от деревьев показывают, что день солнечный, но метель в этот день завывает, прям холод ощущается от этой картины. Кто - то один опишет нам картину, но не красками, а словами, постарайтесь в речи использовать речевые краски. Но когда мы с вами смотрим на картины, то можно не только видеть картину, но и услышать ее. Что можно услышать, смотря на эту картину (Ответы детей). Давайте закроем глаза и послушаем сейчас как заговорит с нами эта картина( включается звук метели). Мы можем представить как шатаются деревья. А нарисовал эту картину известный новосибирский художник Николай Демьянович Грицюк . (1 раз описываю сама картину, затем ребенок)

Воспитатель (Экскурсовод) - Что – то я устала, а вы? Предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка:  ГЕРБОВА Иван Суриков Вот моя деревня

Воспитатель (Экскурсовод) – Перед тем как посмотреть следующие картины, я хочу что бы вы послушали стихотворение о нашем городе Мальцевой  Дарьи.

Мой город — столица Сибирского края.

Ему уже больше 100 лет.

Я очень горжусь, что в нем проживаю,

Красивее города, кажется, нет.

Здесь в центре города часовня

И Краеведческий музей.

В Нарымском сквере ходят пони,

Катают маленьких детей.

Здесь много улиц, много парков,

Аэропорт, вокзал,

А праздники напоминают

Бразильский карнавал.

Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? О чем оно? (ответы детей)

Воспитатель (Экскурсовод) – А теперь посмотрим, картины Людмилой Вировой

Вы узнаете эти места в нашем городе? Бывали ли там?  Какое время города на картинах ( ответы детей)

Воспитатель (Экскурсовод)  - Рассмотрев эти картины, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художниками для изображения природы. Увидев это великолепие, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидели её художники.

РЕФЛЕКСИЯ  Воспитатель (Экскурсовод) -  Мы с вами сегодня так много узнали про наш родной город, про нашу область! Нам есть,  что рассказать Незнайке, теперь и он узнает, чем богата наша малая родина. Давайте вспомним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей с творчеством детских писателей и поэтов, художниками иллюстраторами»

Этот доклад, даст представление по заданной теме. Который возможно пригодится в стиле " Родительский клуб"- литературная гостинная....

Проект «Образ природы в творчестве писателей, поэтов, художников».

Планирование работы с детьми средней группы в летний период....

«Родная природа – в творчестве поэтов, писателей и художников»

Открытое занятие по изучению природы Новосибирской области, через картины и литературные произведения авторов Новосибирска....

Осень в творчестве поэтов , писателей , художников

Осень в творчестве поэтов , писателей , художников. Подготовительная группа.  Тематическое планирование на неделю по теме ....

«Родная природа в творчестве русских художников и поэтов»

Комплексное использование видов искусств (музыка – живопись – поэзия) помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно - выразительных элементов, объединяющих разные ...

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...

Взаимодействие с родителями в процессе ознакомления детей с историей Родного края и творчеством карельских писателей. Доклад. Из опыта работы..

Так как мы работаем в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, то большое место в своей проектной деятельности отводим на чтение детям художественной литературы. И, конечно же,  привлекаем ...