АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие связной речи и формирование этических норм у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления его личности.
Полноценное овладение дошкольниками родным языком и этическими нормами является необходимым условием решения задач обучения и воспитания в наиболее сензитивный период. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Лютова О.А.
Изучение этических норм необходимо начать с определения ключевых понятий. Этика (греч. ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) философская дисциплина, изучает мораль. Термин впервые употребил Аристотель. Этику рассматривают как предмет воспитания и ее основная задача - это усвоение ребенком норм нравственной жизни людей и приобщение к этическим нормам [1]. Но если этику взять как предмет воспитания, то задачей будет - включение ребенка в последовательный процесс осознания, понимание нравственных норм жизни и приобщение к этим нормам.
Этическое воспитание ребенка одна из наиболее актуальных и важных проблем современной дошкольной педагогики. И оно рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ведущей целью этического воспитания является создание благоприятных условий детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Родители хотят видеть своего ребенка счастливым, воспитанным, порядочным человеком. Задача взрослых: помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Поэтому, чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущем. И чем раньше начнется знакомство с правилами и нормами, тем более естественными и осознанными будут средства, используемые в конкретных ситуациях. Процесс формирования у дошкольников этических норм поведения протекает с некоторыми особенностями. На развитие этих норм так же влияет семья, детский сад, окружающая действительность. Отсутствие у детей этих представлений, незнание хорошего и плохого, мешает им контактировать с окружающими людьми, это может являться и причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых[2].
Для всех этических норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом; «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл этической нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. [3].
Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. [3].
Исследования В. И. Логиновой, М. А. Саморуковой, Л. Ф. Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания этических представлений детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Для развития этических представлений целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой описывалась бы не только какая-то определенная ситуация, но и были бы противопоставлены друг другу добро и зло. [4]
Изучением процесса формирования этических представлений посредством художественной литературы занимались видные отечественные и зарубежные ученые: Запорожец А. В., Сухомлинский В. А., Костюк Г. С., Д. М. Арановская. А. В. Запорожец показал условия возникновения, характер и особенности той деятельности ребенка, которая делает его талантливым читателем, формирует высокие нравственные мотивы его поведения. Арановской Д. М. были выявлены возрастные возможности понимания детьми этического смысла сказки, замыслов и действий ее героев при разном характере ее построения. В дошкольной педагогике долгое время не обращали должного внимания на своеобразие переживания художественных произведений. Л. С. Выготский в своих работах рассматривает вопрос влияния литературы на личность [5].
А. В. Запорожец подверг специальному изучению значение художественной литературы, и в частности сказки, для усвоения детьми-дошкольниками нравственных норм и формирования у них новых мотивов деятельности. Он выделил следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Каракасом, а утверждает, что поступил как Буратино.
Дети дошкольного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. И эстетические, и особенно этические представления, по мнению В. А. Сухомлинского, дети должны вынести именно из художественных произведений.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных, ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переводит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Таким образом, одним из путей формирования у детей этических представлений является пример взрослого. [4]
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что ребенок это зеркало нравственной жизни родителей. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели - создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его к взрослому, как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. [3]
Современный мир проявляется в разносторонних, непредсказуемых формах. Именно в этих условиях важно воспитывать детей в благородных, нравственных, позитивных проявлениях. Миссия педагога нести свет в самых сложных ситуациях. Педагог должен учить маленького человечка видеть мир прекрасного, учить состраданию и милосердию, доброте и любви.
Список литературы
- Гусейнов, А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — Москва: Гардарики, 2000. — 472 с. – ISBN 5-8297- 0012-3
- Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Курочкина. — Москва: Владос, 2001. — 223 с. — ISBN 5-691-00654-1
- Малова, В.В. Занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русских народных былин/ В.В.Малова.- Москва: Владос, 2019. — 175 с. — ISBN978-5-907101-64-7
- Николаева, Л.А. Некоторые аспекты воспитания нравственной культуры / Л.А. Николаева. – Москва: Педагогика, 2010. – 104с. - ISBN 978-5-900471
- Дубов, И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся/ И.Г. Дубов // Вопросы психологии. – 2012. - №1. – С. 70 – 82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование моральных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональных проблем....
Азбука поведения или этические нормы у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей на тему нравственного воспитания старших дошкольников....
Консультация для родителей на тему: «Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста связано с формированием у них чётких этических представлений. Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, «что такое хорошо...
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Норма социальная (социальные нормы) – официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исто...
Доклад-консультация на тему: «Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста»
Доклад-консультация на тему: «Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста»МАДОУ д/с № 44Минакова М.О.Нравственное восп...
Статья "Педагогические приёмы формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста"
В статье рассмотрены педагогические приёмы формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста....
СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмеча...