Статья "Педагогические приёмы формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

 Буркова Любовь Леонидовна

 В статье рассмотрены педагогические приёмы формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические приёмы формирования социальных норм у

детей старшего дошкольного возраста

Буркова Любовь Леонидовна

воспитатель

высшая квалификационная категория

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №18»

г. Североуральск

Педагогические приёмы формирования социальных норм должны способствовать тому, что бы социальные нормы и правила становились для дошкольников лично значимыми.

В.И. Логиновой рассматриваются в качестве основных приемов этические беседы, руководство деятельностью, пример взрослых, приучение, упражнение и убеждение. Б.Т Лихачев включает следующие приемы – педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций, разъяснение, обращение к сознанию, игра, соревнования, единые требования. А.М. Виноградова предлагает такие приемы, как чтение произведений художественной литературы, которые воздействуют на чувства и эмоциональную сферу детей. Л.П. Князева выделяет такие приемы, как беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей, в том числе детских сказок. Решение проблемных ситуаций, как приём формирования социальных норм у дошкольников Р.С. Буре считает наиболее эффективным.

А.Д. Кошелева – обращает внимание на необходимость обсуждать с детьми способы поведения по отношению к окружающим.

С.А. Улитко пишет о необходимости рассматривания сюжетных картинок, организацию игр-упражнений, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, а также проблемных ситуаций.

Упражнения – суть приёма заключается в создании воспитателем специальных условий для упражнения детей в соблюдении социальных норм.

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Приучают соблюдать порядок – убирать на место игрушки, аккуратно складывать свои вещи, правильно пользоваться столовыми приборами, пережевывать пищу с закрытым ртом. Спокойно вести себя на улице, ходить по тротуару с правой стороны, переходить дорогу только на красный свет.

Педагогическое требование – это приём, который позволяет тормозить плохое поведение ребёнка, предотвращать нарушение им правил поведения, а так же стимулировать ребёнка на совершение хороших поступков и соблюдения социальных норм.

Воспитывающие ситуации – это приём формирования социальных норм в специально созданных ситуациях и в ситуациях, которые жизнь преподносит на каждом шагу. Ребёнок постоянно стоит перед выбором в совершении хорошего или плохого поступка: поделиться конфетой со сверстником или нет, признаться в совершении плохого поступка или нет.

Поручение – способствует формированию положительных поступков. Поручения имеют разнообразный характер: помочь дежурным накрыть на стол, изготовить игрушки для детей младшей группы.

Разъяснение конкретных социальных норм и правил – прием, основанный на объяснении содержания тех или иных норм, правил поведения в той части, которая для воспитанника является неясной. Педагогический приём должен применяться тогда, когда дошкольник действительно не понимает содержание тех или иных социальных норм, и правил поведения. Важно не только рассказать и показать детям, как и почему следует поступить, но и разъяснить смысл поступка с позиции «потому что…». Например, место в автобусе пожилому человеку нужно уступить, потому что он уже не молод, ему трудно стоять, а ехать далеко.

Убеждение и внушение – основывается на склонности ребенка к подражанию и высокой эмоциональности. Убедить – это не просто добиться согласия с определенной точкой зрения, главное, чтобы ребёнок сделал то, что ему предлагают, по собственной воле. Высказанный тезис можно представить так: «Я считаю, что тебе нужно поделиться игрушками, но ты решай сам как тебе поступить». Ребёнок должен принять решение самостоятельно поступить тем или иным образом.

Показ и объяснение – эти приёмы активно используются в формировании социальных норм. Детей систематически и в различных жизненных ситуациях приучают к определенным способам поведения: здороваться, вежливо просить об услуге, бережно относиться к игрушкам, к книгам, как пользоваться столовыми приборами, как складывать одежду.

Пример является одним из основных приёмов в формировании социальных норм. Он даёт конкретные образцы поведения. Ребёнок поступает, таким образом, как поступают окружающие его взрослые и сверстники «Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, короток путь примера». Но не меньшую воспитательную силу при формировании социальных норм и правил поведения имеет пример героев сказок, рассказов, мультфильмов.

Сильное воздействие на чувства и эмоции ребёнка оказывает рассказ. Он помогает дошкольнику понять и усвоить правила поведения. Рассказ способствует положительному отношению ребёнка к социальным нормам, следовательно, к совершению хороших поступков. Он обогащает детей опытом других людей и служит источником познания смысла социальных норм.

Следующим эффективным приёмом воздействия на эмоциональную сферу ребёнка являются этические беседы. Результаты этических бесед непосредственно влияют на поведение дошкольников, на поступки детей в различных ситуациях. Назовём некоторые темы для бесед: «В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно», «Правила поведения в общественных местах», «Запомни, друг юный, что жизнь так идёт: скупой потеряет, а щедрый найдёт», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Соревнование – это приём направления естественной потребности детей к соперничеству. «Кто аккуратней сложит вещи в шкафу», «Кто вспомнит больше волшебных слов вежливости», «Кто за день сделает больше хороших поступков». Соревнуясь между собой, дети быстро осваивают социальные нормы аккуратности, вежливости.

Поощрение ребёнка – выражение положительной оценки действий воспитанников. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность. Поощрение должно направляться на формирование внутреннего убеждение ребёнка в совершении правильных поступков.

Использование того или иного приёма должно соответствовать педагогической ситуации, особенностям воспитанников, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя. Это игровые ситуации, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор, шутка. Упражнения-релаксации, мимика, жесты, интонация.

Использование художественного слова, пословиц, поговорок, загадок, рифм, стихов является хорошим приёмом эмоционального воздействия на дошкольника в процессе формирования социальных норм.

В целях осознания значимости норм, а не только пассивного послушания необходимо использовать юмор. Он высмеивает героев, которые попадают в смешное положение из-за своего нежелания следовать правилам поведения, таки образом юмор побуждает детей удерживаться от плохих поступков.

Создание проблемных ситуаций, из которых ребёнок вынужден находить выход, ориентируясь на свой жизненный опыт, на основе представлений о социальных нормах. Например: воспитатель заносит в группу воздушные шары, но шаров меньше, чем детей. Детям необходимо решить эту проблему, ориентируясь на усвоенные социальные нормы. Такой приём позволяет оценить соответствие поступков моральным нормам.

Чтение художественных произведений. Художественные образы обладают большей привлекательностью и побудительной силой, чем безличные нормы, следовательно, социальные нормы легче присваиваются и становятся регуляторами поведения самих детей. Чтение художественных произведений позволяет уточнить правила поведения и социальные нормы, помогающие преодолеть эгоцентризм на основе постоянно возникающей сравнительной рефлексии.

Детям нужно предлагать сюжетные картинки, содержащие моральные ситуации, и обсуждать, как бы следовало поступить в этих конкретных ситуациях. При помощи сюжетных картин, воспитатель обращает внимание детей на переживание персонажей, вызывает у малышей эмоциональное отношение к ним, следовательно, и к соблюдению определённых социальных норм и правил. Это способствует тому, что усваиваемое правило или норма эмоционально окрашивается и таким образом приобретает действенный характер.

Таким образом, мы сделали вывод, что в педагогике существует большое количество приёмов формирования социальных норм у дошкольников.

Педагогические приёмы являются способом достижения заданной цели, воздействуя на сознание, чувства, волю способствуют присвоению детьми социальных норм.

В психологии социальные нормы – это способность адаптироваться к социальной среде. В педагогике социальные нормы относятся к нравственным качествам человека, и рассматривается как компонент концепции всестороннего гармоничного формирования личности.

Социальные нормы – основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. В правилах нормативного поведения выделены моральные, конвенциональные нормы и персональные нормы.

Для социальных норм характерно быть регуляторами поведения ребёнка, регуляторами детских взаимоотношений. Они являются основой морально-нравственного развития ребёнка. Социальные нормы определяют порядок действий и отношений между детьми, между детьми и взрослыми.

Необходимым условием формирования социальных норм у старших дошкольников является организация деятельности детей, то есть активность ребёнка в процессе освоения социальных норм. Гуманное отношение к ребёнку взрослых. Обеспечение эмоционально-положительного комфорта, уважение личности ребёнка. Единство требований к детям со стороны окружающих его взрослых в процессе усвоения социальных норм и правил поведения. Одним из условий является пример взрослых. Расширение у ребёнка круга этико-поведенческих понятий, обогащение речи дошкольников формами словесной вежливости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет [Текст]: метод. пособие / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  2. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  3. Буре, Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей / Р.С. Буре, М. В. Воробьёва, Н.В. Давидович и др. по ред. Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2006. – 141с.
  4. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова. – М.: Педагогика, 2012. – 385 с.
  5. Князева, Л. П. Этическая беседа в детском саду [Текст]: пособие для студентов фак. дошкольного воспитания и работников дет. садов. / Л. П. Князева. – М.: Сфера, 2013. – 77 с.
  6. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений . – 2-е изд. / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
  7. Кошелева, А.Д. Культура и личность в современном мире: проблемы изучения, развития, воспитания [текст]: Орёл. – 2013. – 349 с.
  8. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [текст]: курс лекций / Б.Т.Лихачёв; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010, - 647 с.
  9. Меремьянина, О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: Познавательно- игровые занятия [Текст] / О.Р. Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2013. –142 с.
  10. Подласый, И.П. Педагогика : 100 вопросов – 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 365 с.
  11. Улитко, С.А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей пятого года жизни [Текст]: автореферат дис. кандидата пед. наук: М. 1995. – 193с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

"Формирование моральных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональных проблем....

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие связной речи и формирование этических норм у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление н...

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Норма социальная (социальные нормы) – официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исто...

Тема статьи "СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, деятельность детского дошкольного учреждения должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка для адаптации его в ...

Практика формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста.

Cоциальная норма – это образец, эталон поведения. Социальные нормы являются регуляторами поведения ребёнка, регуляторами детских взаимоотношений. Это основа морально-нравственного развития ребён...

СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмеча...