Открытое занятие по развитию речи 22.11.2017г.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи "Состав предложения"
Крайникова Т.А.
Тема: Знакомство со словом и предложением.
Цель: обучить детей составлять предложения по схеме, познакомить детей со знаками препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Задачи: закрепить знания детей о слове, развить умение слышать и слушать произносимые слова; дать понять детям, что словами обозначается всё что их окружает, что предложение состоит из слов; дать представление детям о предложении, упражнять в составлении предложений.
Материал к занятию: сюжетная картинка, игрушка обезьяна би-ба-бо, карточки-схемы для составления предложений.
Описание:
Дети стоят полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много предметов нас окружает. Сейчас каждый из вас назовет по одному слову, которое обозначает предмет, находящийся в группе. (дать возможность сказать каждому ребенку). Посмотрите, как много слов вы сказали.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам загадать загадку.
Воспитатель загадывает детям загадку:
В Африке она жила,
А теперь ко мне пришла.
По деревьям там скакала,
У меня тихоней стала.
(Обезьяна)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали загадку.
Воспитатель надевает на руку игрушку би-ба-бо (обезьяна) и говорит от имени обезьяны: «Здравствуйте, Ребята! Меня зовут, Чита! Сколько Вас много, какие вы все красивые, нарядные, веселые.»
Воспитатель: Ребята, Чита потерялась. И мы должны ей помочь найти своих друзей. Ребята, мы поможем Чите? А чтобы помочь Чите, вы должны рассказать, какая она?
Ответы детей: (дети рассказывают про Читу). Обезьянку зовут Чита, она маленькая, коричневого цвета и мягкая, уши у неё большие, глаза у Читы черного цвета. Чита озорная, весёлая, любит есть бананы.
Воспитатель: Ребята, вы много рассказали про Читу. Но, чтобы её нашли друзья, вы должны составить предложение из двух слов.
Ответы детей: Чита коричневая, Чита мягкая, Чита добрая и т.д.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где живет Чита?
Ответы детей: В Африке.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А сейчас, ребята, садитесь за столы и мы с вами напишем письмо про Читу в Африку её друзьям, чтобы они её нашли.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, чтобы наше письмо дошло, мы должны его написать правильно. Ребята, давайте с вами вспомним, какие предложения вы сейчас мне говорили из двух слов?
Ответы детей: Чита веселая.
Воспитатель: Ребята, давайте запишем это предложение: Чита веселая. Предложение начинаем писать с большой буквы, и имена тоже пишутся с большой буквы (это большой желтый прямоугольник).
Воспитатель: Ребята, первое слово какое?
Ответы детей: Чита.
Воспитатель: Это имя, значит, это слово мы будем писать с большой буквы. Положите большой желтый прямоугольник. А следующее слово какое?
Ответы детей: весёлая.
Воспитатель: А слово «Весёлая» обозначим маленьким желтым прямоугольником. В конце предложения ставим точку, потому что мы его говорим спокойно. Такие предложения называются повествовательными.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами записали предложение «Чита веселая». Скажите мне еще предложения из двух слов про Читу.
Ответы детей: Чита мягкая.
Воспитатель: Давайте запишем это предложение. Первое слово какое?
Ответы детей: Чита.
Воспитатель: Имена, с какой буквы начинаем писать?
Ответы детей: с большой.
Воспитатель: Каким прямоугольником обозначим это слово?
Ответы детей: большим жёлтым.
Воспитатель: Кладем большой желтый прямоугольник. Следующее слово какое?
Ответы детей: мягкая.
Воспитатель: Каким прямоугольником обозначим это слово?
Ответы детей: Маленьким желтым.
Воспитатель: В конце предложения что поставим?
Ответы детей: точку.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: потому что это предложение мы говорили спокойно.
Воспитатель: Если в конце предложения стоит точка, как это предложение будет называться?
Ответы детей: повествовательное предложение.
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте, какое предложение я вам скажу. Чита красивая! Ребята, как я сказала это предложение?
Ответы детей: Радостно.
Воспитатель: Если мы говорим предложение радостно, то это предложение называется восклицательным и в конце такого предложения ставится восклицательный знак. Давайте запишем это предложение. Первое слово какое?
Ответы детей: Чита.
Воспитатель: С какой буквы пишутся имена и начало предложения?
Ответы детей: с большой.
Воспитатель: Какой прямоугольник поставим?
Ответы детей: большой желтый.
Воспитатель: Следующее слово какое?
Ответы детей: Красивая.
Воспитатель: Какой прямоугольник поставим?
Ответы детей: маленький желтый.
Воспитатель: В конце предложения какой знак поставим?
Ответы детей: Восклицательный.
Воспитатель: Почему восклицательный знак?
Ответы детей: потому что его говорили радостно.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и написали письмо в Африку друзьям Читы. Теперь они должны её обязательно найти.
Игра
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами поиграем, вставайте все в круг игра называется «Живые слова». Я вам буду говорить два слова, а вы из этих слов должны составить предложение. И если вы его правильно составите, то мы вместе будем хлопать в ладоши.
Воспитатель вызывает двух детей в круг и говорит им слова: Птица, лететь. Ребята, я сказала вам два слова? А вы должны их правильно сложить, чтобы у вас получилось предложение.
Ответы детей: Птица летит.
Все дети хлопают в ладоши, а двое детей бегают в кругу.
Воспитатель: Кто еще хочет играть?
Дети выходят.
Воспитатель называет слова: Куры клевать; листья падать; болеть голова; машина ехать; змея ползать.
(дети из этих слов составляют правильные предложения).
Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь за столы, (стук в дверь).
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится. Почтальон принёс нам письмо. Но оно зашифрованное. Нам надо расшифровать это письмо и сейчас вы будете разведчиками. Я покажу вам это письмо, там нарисованы картинки, чтобы это письмо расшифровать, нам надо по картинкам составить правильные предложения.
Воспитатель: Кто будет разведчиком?
(выходит ребёнок)
Воспитатель: Чтобы нам правильно расшифровать письмо, надо сначала сказать, что нарисовано на этой картине.
Ответы детей: Мальчик подстригает девочку.
Воспитатель: Правильно. А теперь прочти это письмо по схеме.
Ответ детей: Мальчик подстригает девочку.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте запишем это предложение. Предложение начинается с какой буквы?
Ответы детей: с большой.
Воспитатель: Каким прямоугольником, вы должны обозначить слово «мальчик»?
Ответы детей: Большим.
Воспитатель: Следующее какое слово?
Ответы детей: Подстригает.
Воспитатель: А слово «подстригает» каким прямоугольником мы обозначим?
Ответы детей: маленьким.
Воспитатель: Следующее слово какое?
Ответы детей: Девочку.
Воспитатель: Каким прямоугольник мы обозначим слово «девочку»?
Ответы детей: маленьким.
Воспитатель: В конце предложения что поставим?
Ответы детей: точку.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: Потому что это повествовательное предложение.
Далее по остальным картинкам дети составляют предложения.
Рефлексия: Ребята, вы сегодня очень хорошо позанимались.
*С чем мы сегодня познакомились? (познакомились с предложением).
*Что мы учились делать? (мы учились составлять предложения).
*Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов).
*Какие знаки ставятся в конце предложения? (точка, восклицательный и вопросительный знак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа
Дети входят в группу обращают внимание на паравозик. Дети рассматривают паравозик, воспитатель читает стихотворение про паравозик. Воспитатель предлагает поехать в...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Методическая разработка открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТ Во второй группе раннего возраста «Лесные жители зимой»2017г
Методическая разработка открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТВо второй группе раннего возраста «Лесные жители зимой» Цель: обогащать знания детей о лесных жител...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...