Непосредственная образовательная деятельность в средней группе по развитию речи «Быт русского народа на Руси»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бурова Ольга Николаевна

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе по развитию речи «Быт  русского народа на Руси»

 

Цель:

Приобщение детей к истокам русской культурызнакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); развитие психологических процессов: внимание, память, мышление; обогащение словарного запаса существительными: ухват, кочерга, изба.

Интегрированные образовательные области:

«Познавательное развитие»: расширять представления детей о семейных традициях на Руси.

«Речевое развитие»: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу. Учить находить в существительных количество слогов посредством прохлопывания.

«Социально-коммуникативное развитие»: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси.

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени (звучит русская народная музыка МЕТЕЛИЦА).

Вместе с детьми идём по залу. На пути встречаем лежащий «камень». Читаю надпись на нём:

Направо пойдёшь – заблудишься,

Налево пойдёшь – ничего не найдёшь,

Прямо пойдёшь – много интересного узнаешь.

 

- Куда же мы с вами отправимся? (прямо).

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Воспитатель: Как называется этот наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Демонстрация старинной русской одежды на слайде.

Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами покроем ими свои головы.

(На девочек надеваю платки, на мальчиков – картузы).

 

Русь деревянная — края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

 

Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Что ж,  пора загадки отгадать. Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит, Зимой горит,

Рот открывает, Что дают – глотает (печь)

Демонстрация слайда «Русская печь

( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове печь посредством прохлопывания.)

 

 

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

Демонстрация слайда из сказки «Колобок»

Воспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове чугунок посредством прохлопывания.)

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват)

( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове ухват посредством прохлопывания.)

 

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.

Подвижная игра «Карусель» (Запись аудио в сопровождение)

Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!

 

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар)

( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове самовар посредством прохлопывания.)

 

(А давайте  узнаем сколько слогов в слове самовар. Мы будем прохлопывать слога, сколько будет хлопков столько у нас слогов в слове)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

 

 

А какую красивую деревянную посуду делали в старину народные умельцы - мастера!

Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.)

А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент.

Загадка

Всех кормлю с охотою, А сама безротая» (ложка)

( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове ложка посредством прохлопывания.)

 

 

 

Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства.

 

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Давайте же проговорим вместе с вами пословицы о ложке:

Дорога ложка к обеду.

Руки не протянешь, так сама не придет.

Пустая ложка рот царапает.

Нечего хлебать, так дай ложку полизать.

 

Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?

Загадки:

Чёрный конь Скачет в огонь. (Кочерга.)

 

Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.

Ни свет, ни заря

Пошёл, согнувшись, со двора(Коромысло.)

Без рук, без ног,

Во все стороны кланяется(Люлька.)

( Аналогично прохлопываем слоги)

 

Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.

Давайте повторим новые для вас слова : картузы, кочерга, чугунок, коромысло, люлька, самовар, ухват, изба.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами разговаривали?

Что больше всего понравилось запомнилось. Ребятки, мы с вами должны вернуться обратно домой из стародавней Руси, и в саду нас уже заждались, Садитесь в паровозик поедем обратно.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи (с элементами экспериментирования). Тема: Зима пришла.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи (с элементами экспериментирования). Тема: Зима пришла....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи "Рассказывание сказки "Теремок"

Конспект непосрественно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц. На занятии дети рассказывают о животных по мнемотаблице, что позволяет построить более логический и ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе по развитию речи.

Тема:   пересказ  рассказа  с наглядной опорой на  серию сюжетных картинок  «Заяц и снеговик»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. "Наш город. Моя улица"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  в средней  группе  по развитию речи «Наш город . Моя улица»Образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи на развитие мелкой моторики «На помощь лесной фее»

Цель: -Закреплять умение отгадывать загадки, называть правильно детенышей животных. - Развивать связную и правильную оформленную грамматически речь. - Совершенствование координации движений, мелко...