Непосредственная образовательная деятельность в средней группе по развитию речи «Быт русского народа на Руси»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе по развитию речи «Быт русского народа на Руси»
Цель:
Приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); развитие психологических процессов: внимание, память, мышление; обогащение словарного запаса существительными: ухват, кочерга, изба.
Интегрированные образовательные области:
«Познавательное развитие»: расширять представления детей о семейных традициях на Руси.
«Речевое развитие»: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу. Учить находить в существительных количество слогов посредством прохлопывания.
«Социально-коммуникативное развитие»: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени (звучит русская народная музыка МЕТЕЛИЦА).
Вместе с детьми идём по залу. На пути встречаем лежащий «камень». Читаю надпись на нём:
Направо пойдёшь – заблудишься,
Налево пойдёшь – ничего не найдёшь,
Прямо пойдёшь – много интересного узнаешь.
- Куда же мы с вами отправимся? (прямо).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.
Воспитатель: Как называется этот наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?
Демонстрация старинной русской одежды на слайде.
Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами покроем ими свои головы.
(На девочек надеваю платки, на мальчиков – картузы).
Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Что ж, пора загадки отгадать. Послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит, Зимой горит,
Рот открывает, Что дают – глотает (печь)
Демонстрация слайда «Русская печь
( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове печь посредством прохлопывания.)
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?
Демонстрация слайда из сказки «Колобок»
Воспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове чугунок посредством прохлопывания.)
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват)
( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове ухват посредством прохлопывания.)
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.
Подвижная игра «Карусель» (Запись аудио в сопровождение)
Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!
Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар)
( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове самовар посредством прохлопывания.)
(А давайте узнаем сколько слогов в слове самовар. Мы будем прохлопывать слога, сколько будет хлопков столько у нас слогов в слове)
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
А какую красивую деревянную посуду делали в старину народные умельцы - мастера!
Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.)
А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент.
Загадка
Всех кормлю с охотою, А сама безротая» (ложка)
( Давайте снова узнаем сколько слогов в слове ложка посредством прохлопывания.)
Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Давайте же проговорим вместе с вами пословицы о ложке:
Дорога ложка к обеду.
Руки не протянешь, так сама не придет.
Пустая ложка рот царапает.
Нечего хлебать, так дай ложку полизать.
Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?
Загадки:
Чёрный конь Скачет в огонь. (Кочерга.)
Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (Люлька.)
( Аналогично прохлопываем слоги)
Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
Давайте повторим новые для вас слова : картузы, кочерга, чугунок, коромысло, люлька, самовар, ухват, изба.
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами разговаривали?
Что больше всего понравилось запомнилось. Ребятки, мы с вами должны вернуться обратно домой из стародавней Руси, и в саду нас уже заждались, Садитесь в паровозик поедем обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Тема: "День в деревне".
данные на стадии обработки...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи (с элементами экспериментирования). Тема: Зима пришла.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи (с элементами экспериментирования). Тема: Зима пришла....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи "Рассказывание сказки "Теремок"
Конспект непосрественно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц. На занятии дети рассказывают о животных по мнемотаблице, что позволяет построить более логический и ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе по развитию речи.
Тема: пересказ рассказа с наглядной опорой на серию сюжетных картинок «Заяц и снеговик»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. "Наш город. Моя улица"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи «Наш город . Моя улица»Образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи на развитие мелкой моторики «На помощь лесной фее»
Цель: -Закреплять умение отгадывать загадки, называть правильно детенышей животных. - Развивать связную и правильную оформленную грамматически речь. - Совершенствование координации движений, мелко...