«Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»
статья по окружающему миру (старшая группа)
Использование инновационных технологий при знакомстве с родным городом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sankt-peterburg_mnemotehnika.docx | 247.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглякова Юлия Николаевна
Выступление на научно-практическом семинаре «Россия – Финляндия: образовательные системы. Преемственность и межпредметные связи» по теме: «Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой
Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»
С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником своего «место проживания», как правило, начинается с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.
Архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в практике дошкольного образования.
При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.
По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.
С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.
В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:
- использование архитектурного наследия родного края;
- учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;
- оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения архитектуры.
Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:
- архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;
- общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;
- специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.
С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:
- доступность содержания знаний;
- учет теоретических положений эстетики и искусствознания;
Включение в содержание знаний краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:
- Об архитектуре и людях, которые ее создают.
- О древнерусском зодчестве.
К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже, начиная с младшего дошкольного возраста. Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искусства.
Знакомя их с окружающим, мы обращаем внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, участвуют в праздниках, радуются любым игрушкам и т. п., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский сад дома, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: жилые городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному раскрашены.
При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.
Образы различных сооружений, воспринимаемые детьми через посредство художественного слова, рождают у каждого свой образ, что способствует развитию воображения.
Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.
Следует включить знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)
дать детям представление о том, что дома, в которых они живут, - детский сад, школа и другие здания – все это архитектурные сооружения.
Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму.
Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр.
Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности.
Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)
Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.
Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.). Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания. Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.
В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.
Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.
Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.
Как формировать и развивать любовь к родному городу интересно и занимательно? В этом могут помочь приемы мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.
Их использование повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Суть приема заучивания стихотворений заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения.
Работа с мнемотаблицей:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Этапы работы со стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Это помогает решить следующие обучающие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – зрительно-пространственной памяти, внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов.
Примеры использования мнемотаблиц о городе:
Санкт - Петербург
В осеннем тумане
В январском снегу
Стоит Петербург
На морском берегу.
С дворцами и
Парками
Строг и красив
Как – будто
Вплывает
В широкий залив.
Мнемотаблица «Архитектура Зимнего дворца»
- Зимний дворец
- Сейчас это музей
- Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли
- Дворец был построен по приказу Екатерина Второй
- Здание из 3х этажей
- Здание формы прямоугольника с обширным внутренним двором
- Расцветка зимнего дворца: цвет морской волны, белая и золотая лепнина
- Здание украшено пилястрами и колонными коринфского ордера
- На крыше расположена балюстрада с 186 статуями и вазонами
- На главном входе 4х колонный портик
- Окна прямоугольной и арочной формы
- Над окнами есть сандрики
- Здание украшено ангелами-херувимами, львиными мордами
- Здание украшено волютами, курантами
- Парадный вход со стороны площади украшают кованные ворота
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность
Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А,С, ПУШКИНА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
23 апреля в МБДОУ детский сад №65 комбинированного вида в рамках ШППО воспитателей прошел показ развлечения: " Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", в котором приняли участие...
Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию через знакомство с родной культурой
Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию....
Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"
Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....
Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры
Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры...
Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники
в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники....