Чайная посуда
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
НОД по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaynaya_posuda.docx | 31.71 КБ |
posuda.pptx | 670.2 КБ |
k_posude.docx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка к занятию
Тема занятия: «Чайная посуда».
Тип НОД: интегрированное занятие по развитию речи.
Возрастная группа: первая младшая группа.
Место занятия в изучении темы: занятие по развитию речи при реализации долгосрочного проекта «Посуда».
Цель НОД: способствовать развитию понимания речи, речевой активности, речевого общения посредством ознакомления детей с чайной посудой.
Задачи приоритетной образовательной области "Речевое развитие":
- обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов чайной посуды; прилагательными, обозначающими цвет;
- формировать умение отвечать на простейшие вопросы - "Что?" и более сложные вопросы -"Какого цвета?";
- поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать о своих действиях;
- развивать умение рассматривать картинки и рассказывать об изображенном;
- развивать умение понимать поставленную воспитателем задачу;
- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру, называть их местоположение (на верхней - нижней полочке, на блюдце, около блюдца);
- упражнять в отчетливом произношении гласного звука - "У" (кипит чайник);
- развивать продолжительный выдох - (Подуем на чай, чтобы остыл);
- развивать умение использовать в речи пространственные предлоги и наречия.
Задачи в интеграции образовательных областей:
"Познавательное развитие"
- развивать представление о чайной посуде и ее назначении;
- развивать умение различать и называть цвета, определять величину предметов, их нахождение;
- упражнять в умении находить одинаковые по форме и цвету геометрические фигуры;
- развивать познавательную активность, внимание;
"Социально-коммуникативное развитие":
- способствовать общению детей друг с другом и с воспитателем;
- развивать умение играть рядом, не мешая друг другу, выполнять по заданию взрослого несколько игровых действий, объединенных совместной канвой.
"Художественно-эстетическое развитие":
- воспитывать желание слушать стихотворения;
- развивать способность воспринимать и воспроизводить движения, в соответствии с содержанием стихотворения.
"Физическое развитие":
- развивать мелкую моторику детей в процесс выполнения заданий на кейс-планшете;
- формировать умение выполнять элементы самомассажа;
- развивать координацию движений.
План НОД:
- Вводная часть (1 мин.).
- Основная часть (8 мин.).
- Заключительная часть (1 мин.).
Планируемые результаты:
Ребенок
- понимает речь воспитателя, активно включается в речевое общение;
- имеет элементарные представления о назначении чайной посуды;
- различает и называет предметы чайной посуды;
- умеет различать и сопоставлять предметы по величине (большой, поменьше, маленький); определять их месторасположение;
- с интересом рассматривает картинки, слушает стихи; вступает в общение с воспитателем, отвечают на вопросы;
- эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым;
- старается выполнять элементарный самомассаж в соответствии со словами стихотворения.
Приемы работы: художественное слово, указания, помощь, вопросы, рассматривание предметов, повтор ребенком слов, фраз за воспитателем, совместное выполнение действий, поощрение.
Цель применения ИКТ на данном занятии:
- привлечь внимание детей, вызвать интерес к деятельности;
- активизировать познавательно-речевую активность детей.
Обоснование целесообразности применения ИКТ на данном занятии:
Компьютерная презентация помогает расширить представления детей о чайной посуде; помогает детям зрительно увидеть разнообразие чайной посуды; активизирует внимание детей, поддерживает мотивацию при выполнении речевых упражнений; повышает эффективность образовательной деятельности.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности;
Познавательные - умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, умение понимать пространственные отношения;
Регулятивные - умение осуществлять действия по заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Личностные – умение оценивать свои поступки, желание помогать друг другу.
Используемое оборудование: мультимедийная система для показа компьютерной презентации, презентация «Чайная посуда», игрушка Чебурашка, набор чайной посуды, корзинка, дидактическая игра "Накрываем на стол".
II. Содержательная часть
2.1. Конспект занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I.Вводная часть (1 минута) | |
1.1.Приветствие "Весёлая игра" | |
Цель: создание доброжелательной атмосферы, эмоциональной безопасности, развитие мелкой моторики рук, элементов самомассажа. | Цель: переключение на новую деятельность, участие в игре. |
Воспитатель подзывает детей к себе в кружок. - Эй, дружок, не робей! Подходи ко мне скорей! Приглашаю детвору На веселую игру. | Дети подходят к воспитателю. Выполняют движения в соответствии с текстом. |
- Дети, у вас ручки есть? А щечки есть, а ушки? Поиграем в веселую игру? | - Поиграем! |
У меня такие ручки! По-смо-три! | Растирают ладошки. |
Звонко хлопают в ладоши. Раз-два-три! | Хлопают в ладоши. |
У меня такие щечки! По-смо-три! | Гладят щечки. |
Пощиплю я их немножко. Раз-два-три! | Легко щиплют щечки. |
У меня такие ушки! По-смо-три! | Массируют мочки ушей. |
Разотру их потихоньку. Раз-два-три! | Растирают ушки. |
- Поиграли вот в какую интересную игру. | |
1.2.Мотивация, целеполагание | |
Цель: создать положительную мотивацию на образовательную деятельность, сформировать представление о предстоящей деятельности. | Цель: осознать и принять поставленную задачу. |
- Дети, кто это к нам пришел? (Вносит игрушку Чебурашку). | - Чебурашка. |
- Чебурашка собрался пригласить к себе в гости крокодила Гену, чтобы пить с ним чай. А он не знает, какую посуду ему приготовить. Поможем Чебурашке, подскажем, какую посуду нужно приготовить для чаепития? | -Поможем. |
II. Основная часть | |
2.1.Д\и «Рассмотри и назови» с использование компьютерной презентации | |
Цель: обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов чайной посуды; прилагательными, обозначающими цвет; воспитывать желание слушать стихи. | Цель: рассмотреть картинки, ответить на вопросы, прослушать стихи. |
Слайд № 1 «Чайная посуда» | Дети встают около экрана. |
- Посмотрите, что находится в шкафу? | - Посуда. |
Слайд №2 Чашка (картинки появляются постепенно). | |
- Расскажем Чебурашке, как она называется. 1.Она всем очень нравится, На блюдечке красавица. С одной ручкой милашка Желтенькая ... чашка. | - Чашка |
- Какого цвета чашка? Для чего у чашки ручка? | - Чашка желтая. Ручка, чтобы держать чашку. |
Слайд №3 Блюдце | |
2. Я - тарелкина сестричка, Но сестричка -невеличка. На тарелке - кашка, А на мне-то чашка! - Что это? | - Блюдце. |
- Какого цвета блюдце? | - Блюдце зеленое. |
- Что ставят на блюдце? | - На блюдце ставят чашку. |
- А что еще нам нужно, в чем воду кипятят для чая? | - Чайник. |
Слайд №4 - Чайники | |
- В каком чайнике будем кипятить воду для чая? | - В большом. |
- В этом чайнике будем кипятить воду для чая, а в этом – заваривать чай. Он пыхтит, как паровоз, Пошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться. | Рассматривают картинку. |
- Какого цвета большой чайник, а маленький? | Называют цвета чайников. |
- Зачем нужен большой чайник? | - Кипятить воду для чая. |
- Как пыхтит чайник, когда в нем кипит вода? | - У-У-У или Ух-ух-ух. |
- Подуем на воду, чтобы она быстрее остыла? | Вдох и плавный выдох, губы трубочкой. |
Слайд №5 Сахарница | |
- А это сахарница. Что в нее кладут? Неприступная на вид, Подбоченившись стоит, А внутри-то, посмотри, Угощение внутри! | - Сахар. |
- Какого цвета сахарница? | Называют цвет. |
- А чем мы будем сахар в чашку класть, что нам еще нужно? | - Ложка. |
- Ложка нужна большая или маленькая? - Она тоже называется чайная. | - Маленькая. |
Слайд №6 Чайная ложка | |
- Чай можно пить с конфетами или вареньем. Куда кладут конфеты? В конфетницу или вазу. | - Вазу. |
Слайд №7 – Ваза-конфетница | |
Конфетница – затейница. (Саша Речушкин) | |
- Какого цвета ваза? | Называют цвет. |
- Вся эта посуда называется «Чайная посуда». Повторите как называется эта посуда? | Индивидуальные и хоровые ответы. |
- Давайте назовем, какую посуду нужно купить Чебурашке в магазине для того, чтобы угостить Гену чаем. | - Чашки, блюдца, чайник, вазочку, конфетницу, сахарницу. |
2.2. Дидактическая игра "Покупаем посуду" (Игра проводится в игровом уголке «Магазин». | |
Цель: упражнять детей в назывании предметов посуды, их цвета и месторасположения, активизировать речь детей, побуждать вежливо обращаться с просьбой к продавцу. | Цель: назвать посуду, ее цвет, обратиться с просьбой к продавцу. |
- А теперь можно пойти в магазин и купить посуду. Вставайте парами и пойдем в магазин. | Идут в магазин. |
- Посмотрите, в магазине на полочках стоит разная посуда. Давайте купим для Чебурашки чайную посуду, из которых он с Геной будет пить чай. | Индивидуальные ответы детей. |
- Маша, какого цвета тебе нужна чашечка? | - Зеленого. |
- Где стоит эта чашечка? | - На нижней полочке (на верхней полочке, рядом с синей чашечкой). |
- Как нужно попросить продавца? | - Дайте, пожалуйста, зеленую чашку. |
Воспитатель обращается поочередно к каждому ребенку с вопросами, сложность вопроса зависит от уровня речевого развития ребенка. | |
-А ты, (имя ребенка), какую чайную посуду хочешь купить для Чебурашки? | - Большой чайник, заварочный чайник, сахарницу, вазу для варенья. |
- Какую посуду мы с вами купили? Как назвать ее, для чего она нужна? | - Чайная, пить чай. |
Воспитатель дает оценку деятельности детей. | |
- Посуду мы купили, теперь отнесем ее Чебурашке. | Складывают посуду в корзиночку. |
2.3. Физкультминутка "Посуда" | |
Цель: профилактика утомляемости, развитие выразительности движений. | Цель: выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения. |
- В магазин с вами ходили, Там посуду мы купили: | Идут по кругу |
Чашку, блюдце, чайник, ложку И еще конфет немножко. | Загибают пальцы. |
Будем чай с гостями пить, А потом посуду мыть. | Движения в соответствии с текстом. |
4 . Дидактическая игра с использованием технологии "Кейс-технологий"" "Накрываем на стол"" (См. Приложение) | |
Цель: развивать внимание и память; активизировать в речи детей предлоги и названия чайной посуды и ее цвет; развивать мелкую моторику, умение выполнять задания по инструкции воспитателя; упражнять в умении находить одинаковые по форме и цвету геометрические фигуры; формировать умение элементарно анализировать свою деятельность. | Цель: расставить посуду на планшете по заданию воспитателя; рассказать, какую посуду поставили, какого она цвета; определить, правильно ли выполнил задание товарищ. |
- Давайте покажем Чебурашке, как нужно накрывать стол для чаепития? | - Покажем. |
- Сначала возьмем салфетку и положим ее на стол (планшет). | Дети по просьбе воспитателя помогают накрывать на стол - располагают посуду, сшитую из фетра с наполнителями (крупа, слюда) на планшете, прикрепляют ее с помощью липучек, ориентируясь на форму и цвет липучек. |
- На середину стола поставим вазочку, сахарницу, чайник. | Дети раскладывают посуду на планшете, называют ее название, цвет. По просьбе воспитателя проверяют друг у друга правильность выполнения задания. |
- А теперь поставим блюдца, а на блюдца - чашки. Рядом с чашкой на блюдце положим ложку. | |
- Что поставили на стол? | |
- Проверим, все ли правильно поставили посуду. - Аня, посмотри и скажи все ли правильно поставил Миша. | |
- Какого цвета вазочка, чайник, сахарница? | Индивидуальные ответы детей. Дети с более развитой речью отвечают предложениями на вопрос. |
- Что положили рядом с чашкой? | |
- Что стоит на середине стола? | |
- Как называется посуда, которую поставили на стол? | |
- Вот стол и накрыт, посуда расставлена. Теперь, Чебурашка, можно приглашать гостей на чай! | Дети показывают Чебурашке накрытый стол и встают в круг. |
Воспитатель от лица Чебурашки благодарит детей, отмечает правильность выполнения ими заданий. - Спасибо, ребята, теперь я знаю, какая посуда нужна для чаепития и, как накрывать стол. Пойду готовиться к встрече гостя! До свидания! | Дети прощаются с Чебурашкой. |
III. Заключительная часть (1 минута) | |
1.Итог занятия | |
Цель: подвести итог занятия, снять умственное и эмоциональное напряжение обобщить знания детей, создать мотивацию для дальнейшей деятельности. | Цель: ответить на вопросы воспитателя, получить положительную оценку. |
- Кому мы сегодня помогали? - Что мы ему помогли сделать? - Как называется посуда для чаепития? | - Чебурашке. - Купить посуду для чаепития и накрыть стол. - Чайная посуда. |
- Воспитатель дает положительную оценку деятельности детей на занятии. | |
2. Рефлексия | |
Цель: выявить отношение детей к деятельности; мотивировать детей на дальнейшее продолжение игры. | Цель: ответить на вопросы воспитателя, высказать свое желание продолжить игру. |
- Какое хорошее дело мы с вами сделали? | - Помогли Чебурашке. |
- А вы хотите пригласить в гости кукол и угостить их чаем? | Ответы детей. |
- У нас в уголке в шкафчике тоже есть посуда, давайте и мы для кукол устроим чаепитие. | Дети по желанию идут играть. |
2.2. Информационные ресурсы
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т,С,Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2019.
2.Литвинова О.Е. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью как средством общения. – Ч.3 – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
3. Игровой самомассаж:[Электронный ресурс]:https://infodoo.ru/igrovoj-samomassazh-v-dou.
4. Яндекс. Картинки:[Электронный ресурс]:https://yandex.ru/images.
5. Международный образовательный портал МААМ.ru:[Электронный ресурс]:https://www.maam.ru.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Источники: 1.Яндекс . Картинки:[Электронный ресурс]: https ://yandex.ru/ images .
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Чайная посуда. Куклы у нас в гостях»
Цель: Ознакомление с чайной посудой, активизация речи.Задачи: Знакомить детей с названиями предметов чайной посуды: чайник, чашка, блюдце, сахарница. Обучать детей правильной сервировке стола Раз...
конспект интегрированного занятия по теме:"Чайная посуда" в группе с ЗПР (старший дошкольный возраст)
Закрепление знаний детей о чайной посуде, с использованием элементов сюжетно-ролевой игры и аппликации....
Тема: Чайная посуда. Куклы у нас в гостях.
Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области познание, коммуникация.Тема: Чайная посуда. Куклы у нас в гостях.( занятие по развитию речи ) Цель: Рас...
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и ФЭМП с использованием технологии ТРИЗ и логических блоков Дьёнеша во второй младшей группе "Чайная посуда"
Цели:1. Обучающиесистематизировать знания детей о чайной посудеформировать умение называть предметы чайной посуды (чашка, блюдце, заварочный чайник, сливочник, сахарница)расширить представление о чайн...
Конспект занятия по развитию зрительно-двигательной координации у детей старшей группы. Чайная посуда.
Конспект занятия для детей с нарушением зрения...
Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности вовторой младшей группе «Чайная посуда»
знакомить детей с предметами ближайшего окружения-чайной посудой, её назначением, выделяя основные признаки предмета:материал и его качества, цвет, детали и назначение...
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе по теме "Чайная посуда"
Предлагаю вам в помощь конспект открытого занятия в младшей группе по развитию речи по теме "Чайная посуда"....