Конспекты занятий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рябова Ирина Андреевна

Конспект занятия по граммоте для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_gramote_zh-_sh.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте.

Звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать  фонематический слух; упражнять в различении ( на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать  звуки Ж-Ш в словах; учить находить  в рифмовках и стихах слова  со звуками Ж-Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. 

Образовательная  область: речевое развитие.

Интеграция:  физическое развитие

Материал:

Ход НОД

Орг.момент: Дети стоят в кругу, воспитатель загадывает загадки:

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же... (Нюша)

 

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же... (Ёжик)

На доске появляются Нюша и Ёжик.

- Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (воспитатель достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

 - Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад.

-Какой же это звук? (Звук [Ш]).

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет.

-Какой это звук? (Звук [Ж]).

- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.

 

 «Звонкий – глухой».

 - Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать.

Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, - «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом.»

Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

«Ой, а ведь эти звуки так похожи!

Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

- Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой).

 Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

- Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий,

А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.

 

  Дидактическая игра «Будь внимателен».

Дети садятся за столы.

-  Ребята, давайте поиграем в такую игру:  Нюша и Ёжик называют слова, и если в словах вы услышите звук [Ш], то хлопайте в ладоши .

 Если же услышите звук [Ж], то не хлопайте в ладоши.

Воспитатель произносит: «Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, наживка, шмель, дождик, чашка». 

5.  Дидактическая игра «Подари картинку».

На доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях.

- Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику – в названии которых есть звук [Ж].

Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи.

Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша.

 - Теперь поможем Ёжику: разгадать загадки.

Есть копытный великан.                               

Шея как подъемный кран,                           

С рожками, пятнистый,                                

Но не очень быстрый.   (Жираф)

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я   не железный, я же –  … (ЖУК)»

Шубки серенькие носят,
Кошек жутко не выносят,
Даже маленьких котят
Близко видеть не хотят.
С виду милые игрушки
Эти шустрые зверушки,
Длиннохвостые малышки.
Угадали? Это .
.. (МЫШЬ)

Среди льдин рыбёшку ищет.
А пловец – каких не сыщешь!
До чего же зверь хорош –
Гладкий сильный этот...(Морж)

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

 И умылся серой лапкой.  (КОШКА)

Физкультминутка «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,  

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,    

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает

А теперь поиграем с Нюшей

Игра «Добавь слово»

Послушай меня внимательно. Сейчас  я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по... (животикам).

                                                             К. Чуковский

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему... (поможет).

                                                  С. Маршак

Как на тоненький  ледок  выпал беленький …(снежок)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на... (машине).

- Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

Рефлексия: Ребята вам понравилось занятие?

                       Кто в гостях у нас сегодня были?

                       Что мы делали на занятии?

                       С каким звуками мы познакомились?

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...