Картотека "Игры ТРИЗ"
картотека по развитию речи (старшая группа)

Казанкова Светлана Николаевна

Тренируем аналитическое мышление, внимание, учимся выделять отличительные признаки путем сравнения, решаем проблемы и развиваем творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3._triz_igry.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Игра « На что похоже?»

Цель:  учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

-На что похоже?

Дети предлагают варианты ответов.

Например: пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками, тарелка я с блоками, сыр с дырочками, печенье, колесо. Так же можно предложить назвать на что похожи буквы, цифра, геометрическая фигура.

«Дразнилка»

Цель: учить выделять функции предметов.

Правила  игры: ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию в слух, подразнивают его с помощью суффиксов : -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: кошка.

Дети: мяукалка, бегалка, кусалище,сонечка……

Воспитатель: собака.

Дети: гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игра «Мои друзья»

Цель: учить выделять функции предметов.

Правила  игры: ведущий предлагает назвать себя в качестве чего или кого –либо. Дети определяют кто они ( берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущим является ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Ведущий : Я – кабан. Мои друзья- это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать ( животные: лиса ,волк).

Ведущий: Я – лось. Мои друзья- это то, что умеет дышать( птицы, животные и др.)

Ведущий: Я- медведь. Мои друзья –это то, что умеет издавать звуки (животные ,птицы, ветер и др.)

Игра « Пинг- понг» (наоборот)

Цуль: учить подбирать слова- антонимы.

Ход: воспитатель называет слово- дети называют слово противоположное по зпначению.

Например: Словарь для детей4-5 лет:  черное- белое; вход- выход; вперед- назад; большой- маленький и т.д.

Словарь для детей 5-6 лет:  сильный- слабый; влево – вправо; короткий- длинный; умный- глупый;сладкий- горький;

Быстро – медленно; кривой- прямой и др.

Словарик для детей 6-7 лет: щедрый- скупой; одетый- голый; сеять- жать; плыть- тонуть; жидкий – густой; упрямый- покорный; съедобный- ядовитый и др. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный- несъедобный

Игра « Чем был- чем стал?»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть.

Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Например: ведущий:- Был раньше расплавленным стеклом, стал……

Дети: вазой, лампочкой, стеклом в окне и т.д

Игра: « Четвертый лишний»

Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Ход:На доске- изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? ( помидор- овощ, а все остальное фрукты) А теперь лишний банан. ПОЧЕМУ? ( банан продолговатый, а остальные круглые) Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? ( его можно разделить на дольки без ножа) Лишнее яблоко. ПОЧЕМУ? ( яблоко хрустит когда его откусывают).

Примечание: сравнение по вкусу, цвету, весу, размеру, где растет, количеству и т.д.

Игра « Дорисуй картинку»

Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

Ход: взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. « Я начну рисовать, а ты дорисуешь»

Например: можно предложить из букв ,цифр, геометрических фигур дорисовать какой- ни будь предмет.

Игра « Давай поменяемся»

Цель: научить выделять функцию предметов.

Ход: каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию.

Например: - слон может обливаться холодной водой из хобота;

-муравей тащит гусеницу к себе в муравейник;

- зонтик складывается.

Обмен функциями: слон объясняет, как научился складываться. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежал. Зачем она там ему нужна?

Игра « Мир вокруг нас»

Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

Ход: ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету( многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый).  Педагог на доске рисует круг « модель мира» делит его на две части: природная и рукотворна. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

Например: ромашка- в природную часть т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.

Утюг – рукотворная часть. Т.к. его делает человек.

Камень- в природную часть т.к. и земля и воздух,

и вода – часть природной системы.

Игра « Чем мы похожи»

Цель:обучать сравнениям разнообразных систем.

Ход: Играющие загадывают каждый чвой объект, а затем уствнавливают между собой сходства.

Например:

  1. Пчела
  2. Бутылка с молоком
  3. Ножницы
  4. Собачка

Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц.

Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко…..

Дети находят сходства:

  • По запаху;
  • Цвету;
  • Вкусу;
  • Ощущению на ощупь;
  • По сходным частям;
  • Размеру;
  • Функции;
  • Среде обитания;
  • Месту применения;
  • По наличию прошлого и будущего;
  • Природное или рукотворное.

Игра « Что было бы если убрать часть?»

Цель: Учить «разбирать» любой объект на составляющие части. 

Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо его часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например: у велосипеда убрать руль. Что хорошего, что плохого?

Игра « Кто кем будет?»

Цель: Учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого:

-кем( чем) будет….яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, ткань, больной, слабый и т.д.

При обсуждении ответов важность подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например: - из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Игра « Кем был раньше?»

Цель: учить называть прошлое предмета.

Ход: Цыпленок ( яйцо), лошадь ( жеребенком), яблоня (семечком), рыба ( икринкой), бабочка ( гусеницей), хлеб ( мукой), рубашка ( тканью), дом ( кирпичом) и т.д.

Игра « Найди друзей»

Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.

Ход: воспитатель называет объект, выполняя унцию, а дети говорят, кто ( что) выполняет эту функцию.

Например: ведущий машинка перевозит груз

Дети: перевозит груз пароход, слон, поезд и др.

Игра « Раньше- позже»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже.

Например: ведущий: мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой- либо ответ ребенка( мама кормила свою дочку).

 И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого- то из детей попросить рассказать последовательность событий.

      Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

Цель: учить « разбирать» любой объект на составляющие часть и давать характеристику объекту по одной части.

Ход: Ведущий называет какую –либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.

Например: - что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? ( птица, животные или насекомое, днем спит, а днем добывают себе пищу)

- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытками).

- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор? ( это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).

Игра  « как много всего сделал человек»

Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.

Ход: предложить детям объекты рукотворные.

Например: стол, стул, кукла, тарелка, ложка, радио, носки, театр и т. д.

Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.

Дети называют сектора:

Игрушки, одежда, посуда, здания, транспорт, мебель, бытовая техника.

Игра « Маленькие человечки»

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход:  ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела.

Человечки жидкого тела.

Человечки газообразного тела.

Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе  «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре- жидконого тела, внизу- твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: болотная лягушка- живая природа, живет в воде и на суше.

Древесная  лягушка- на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка- живая природа, живет в воздухе и на воде.

Игра « Бином фантазии»

Цель: учить детей комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.

Ход:  выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением.  Используются предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги (в, над, через, около, у…)

Например: Подушка и крокодил.

  • Подушка под крокодилом;
  • Крокодил, прыгающий;
  • Крокодил в подушке;
  • Подушка, прыгающая через крокодила;

Вопрос: Как это случилось? ( дети придумывают рассказ, ситуацию)

Игра « Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: ведущий предлагает детям ассоциацию из 2-х, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например:

 Желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее ( жвачка…)

Черное, длинное, холодное (коридор ,ночь, взгляд…)

Круглое, сладкое ( печенье, торт, яблоко….)

                          Игра « Вопрос- Ответ»

Цель: развитие смекалки, фантазии, умение рассуждать, доказывать.

Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и залает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, он остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края.

Например: 

Почему снег белый?

Почему лягушки квакают?

Сколько голов у змея – Горыныча?

Чей сын цыпленок?

Сколько хвостов у двоих ослов?

Ответы могут быть точными или с творческой фантазией.

Игра « Узнай меня»

Цель: Учить описывать предмет не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого- либо предмета, а дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. ( Арбуз)

- Я холодная, голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. ( Речка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...