Технологическая карта по развитию речи «Фрукты и овощи»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Тема НОД «Фрукты и овощи»
-закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты;
-формировать умение описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма;
-обогатить словарный запас детей, и познакомить со ягодой «Арбуз»;
-формировать опыт способа действий «если что-то ,не знаю, узнаю у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии..»
Развивающие:
-развивать познавательную активность, желание узнавать что-то новое;
-развивать внимание, память, мышление, двигательную активность; мелкую моторику рук; активизировать речь;
-развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
Воспитательские:
-закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты;
-побуждать к высказыванию полных предложений;
-воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;
-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi_i_frukty.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Соловьева Наталья Сергеевна | |||||
Дата провидение | 2019 | |||||
Образовательная область | Развитие речи | |||||
Возраст детей, группа | 2-3 лет | |||||
Тема НОД | «Фрукты и овощи» | |||||
Цель | Закрепить знания о том ,где растут овощи и фрукты. | |||||
Задачи | Обучающие: -закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты; -формировать умение описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма; -обогатить словарный запас детей, и познакомить со ягодой «Арбуз»; -формировать опыт способа действий «если что-то ,не знаю, узнаю у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии..» Развивающие: -развивать познавательную активность, желание узнавать что-то новое; -развивать внимание, память, мышление, двигательную активность; мелкую моторику рук; активизировать речь; -развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Воспитательские: -закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты; -побуждать к высказыванию полных предложений; -воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу; -воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | |||||
Материал и оборудование | Демонстрационный: -кукла Маша, корзина, дидактическая игра «Чудесный мешочек» с овощами и фруктами (капуста, яблоко, лимон, апельсин, груша, морковь, картошка), ягода арбуз. Раздаточный: -карточки с описанием и изображением арбуза; -загадки про арбуз; -пазл арбуз (по количеству детей); -раскраска арбуз (по количеству детей). | |||||
Предполагаемый результат | -ребенок может различать овощи и фрукты; -общается в диалоге со взрослым; -ребенок эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; -закрепить знания цвета и формы; -ребенок если что-то ,не знает может найти самостоятельно ответ «узнать у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии». | |||||
Этапы | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |
I. Введение в ситуацию | Воспитатель собирает детей около себя. -ребята посмотрите кто в гости к нам пришёл. Маша. -здравствуйте ребята (грустным голосом). Воспитатель. -Маша , а почему ты грустная, что то случилось? Маша. -я несла своим друзьям гостинцы с огорода, но очень торопилась и все в мешочке перемешалось. И я теперь запуталась и не знаю где овощи, а где фрукты. И не могу найти загадочное угощение. Вы сможете мне помочь разобраться где овощи , фрукты и моё загадочное угощенье для моих друзей? | Словесные методы, мотивация. | Подходят к воспитателю. -здравствуй Маша. Взаимодействуют с воспитателем, настраиваются на занятие. -да, сможем | Коммуникативная. Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребёнка). Умение слушать и понимать инструкцию целеполагания. | Психологическая готовность детей. Внутренняя мотивация на деятельность. Ответы детей. | |
Этапные задачи: мотивировать детей на включения в игровую деятельность, вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, создания условий для осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели, формировать отзывчивость, создание ситуации успеха. | ||||||
II. Актуализация знаний | Воспитатель: -ребята поможем Маши? -Тогда давайте поможем. Воспитатель с детьми подходит к столу, где стоят две корзины и мешочек. Ребята смотрите у нас на столе стоят корзины, какого они цвета? -Правильно, давайте мы фрукты будем складывать в красную корзину, а овощи в синею корзину. Дети по одному достают из «Чудесного мешочки» овощи и фрукты, описывают их форму и цвет. Отвечают на сопутствующие вопросы воспитателя. -В какую корзину мы положим этот фрукт или овощ? Какой формы , какого цвета? | Словесно наглядный метод, мотивация. | -да, поможем. -да -синего, красного, желтого. Достают фрукты, овощи описывают их форму ,цвет. Участвуют в диалоге | Познавательные Регулятивные Сотрудничество воспитателя и детей; познавательных интересов, целенаправленность деятельность; Степень инициативности ребенка , в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания детей. | Ответы детей. | |
Этапные задачи: расширить представления и знания детей о овощах и фруктах, цветах и формах; развивать внимание, память; побуждать к высказыванию полных предложений; закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты. | ||||||
III Затруднение в ситуации | Фиксация затруднения: Воспитатель подводит детей к тому что в «Чудесном мешочке» осталось еще что-то. -Ребята посмотрите, тут еще что то есть. Достаю с мешочка Арбуз-мячик. -А это что у нас кто знает? -А это фрукт или овощ ,в какую корзину нам его положить? -Подождите я сейчас послушаю что он говорит. Прикладываю к уху слушаю что говорит арбуз. -Арбуз обиделся говорит что он не фрукт. Кто же он ребята? Прикладываю к уху слушаю что говорит арбуз. -Арбуз злиться , говорит что он не овощ. -Кто же он, вы знаете? -Ребята если мы что то не знаем где мы можем узнать? -Хорошо, идите спросите. | Словесный метод (беседа) | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. -арбуз -фрукт -овощ Дети сталкиваются с затруднением: не знают кто арбуз. (спросить у взрослого) | Удержание цели деятельности: фиксировать затруднение в деятельности, умение выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач. | Ответы детей | |
Этапные задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; сформировать опыт способа действий «если что-то ,не знаю, узнаю у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии. воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу; | ||||||
IVОткрытие нового знания или способа действий | (идут спрашивают у гостей, приходят с ответом -что это ягода) -Молодцы, а где мы еще можем узнать что-то, если мы не знаем, где мы можем найти ответ. Воспитатель подводит детей к тому что, они могут посмотреть в книгах. Хорошо пойдемте к столу посмотрим в книгах. Дети в книгах находят карточки с описанием и загадками про арбуз. -Молодцы вы нашли ответы в книгах, давайте я вам прочитаю что там написано. -Арбуз это любимое лакомство и детей и взрослых. У арбуза зеленая кожура в полоску, ярко-красная, сочная ,сладкая мякоть внутри, содержащая множество черных семян. Арбуз растет на песчаной почве. | Словесный, наглядный метод демонстрации. | Участвуют в диалоге. Дети в ходе беседы узнают, что арбуз это ягода. Познавательно-исследовательской деятельности, дети находят ответы в книгах. | Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший вопрос проблемного характера. | Ответы детей. находят ответы у взрослого и в книгах. | |
Этапные задачи: развивать познавательную активность, желание узнавать что-то новое; развивать внимание, память; развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; развивать внимание, память, мышление, двигательную активность; мелкую моторику рук; активизировать речь. | ||||||
V Введение новых знаний в систему знаний | -У нас есть загадки , давайте отгадаем. Отгадываем загадки .-Теперь мы знаем что арбуз это ягода. Это и есть наше загадочное угощение в какую корзину мы его положим? -Пойдемте к столу и положим его в корзину. .-Ребята давайте мы свами перейдем к 3 -му столу, у нас на столе пазл «Арбуз», давайте его соберем. Садимся за стол собираем пазл. Маша.- Спасибо ребята что вы мне помогли все разложить по корзинкам. На память я вам дарю раскраску «Арбуз». До свидания ребята. | Практические действия, вопросы к детям, индивидуальная работа. | Участвуют в диалоге. Дети в ходе беседы узнают , какое загадочное угощение было и в какою корзину его нужно положить. Собирают пазл -до свидания Маша. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового знания. | Ответы детей. Практические действия. Проверка получения результатов. | |
Этапные задачи: обогатить словарный запас детей, и познакомить со ягодой «Арбуз»; овладения способами действия, применение знаний; развить внимание, память, мышление, мелкую моторику рук; активизировать речь; | ||||||
VI Осмысление (итог) | -Ребята кому мы сегодня помогали? -А мы смогли помочь? -А что мы с вами делали? -С какое загадочное угощение было у Маши? -А арбуз это что фрукт, овощ или ягода? Молодцы ребята. | Вопросы к детям, беседа. | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. | Ответы детей; фиксирование достижения цели. | Ответы детей на вопросы. | |
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. Дети должны прейти к выводу , что им удалось помочь Маши. |
Самоанализ занятия по развитию речи в первой младшей группе за I полугодие 2018-2019 г.
Тема: «Овощи и фрукты».
Воспитатель: Соловьева Н.С.
Длительность занятия 10 минут.
Цель: Закрепить знания о том ,где растут овощи и фрукты.
В ходе образовательной деятельности предлагалось решить следующие задачи:
Обучающие:
-закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты;
-формировать умение описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма;
-обогатить словарный запас детей, и познакомить со ягодой «Арбуз»;
-формировать опыт способа действий «если что-то ,не знаю, узнаю у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии..»
Развивающие:
-развивать познавательную активность, желание узнавать что-то новое;
-развивать внимание, память, мышление, двигательную активность; мелкую моторику рук; активизировать речь;
-развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
Воспитательские:
-закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты;
-побуждать к высказыванию полных предложений;
-воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;
-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Для успешного решения задач было подготовлено игровое оборудование: муляж овощей и фруктов, арбуз-мячик, мягкая игрушка «Маша», «Чудесный мешочек», 3 корзины, книги, пазл арбуз, карточки с описанием и загадками арбуза, раскраска «Арбуз». Все это помогла раскрыть тему ярко и интересно. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Были использованы следующие методы и приемы: словесные методы, мотивация; словесно наглядный метод; словесный метод (беседа); практические методы; игровой метод; практические действия; словесным приёмам (вопросы к детям), индивидуальная работа; дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Они помогли закрепить умение правильно называть овощи и фрукты, описывать их цвет и форму. Познакомить с новым знанием.
На протяжении всего занятия старалась обращать внимание детей на правильную речь. Задавала наводящие вопросы, создала условия диалога с детьми.
Занятие было проведено с учетом возрастных особенностей детей, с постановкой посильных для младших дошкольников задач, с учетом их знаний, умений и навыков. Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия и возрасту детей. В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала детей к самостоятельной, деятельности. Использование игрового приёма с куклой, помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (развитие умения общаться с взрослыми и со сверстниками), «Познание»: в занятии использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
В процессе занятия дети были внимательны и активны, у них сохранялся интерес к теме занятия. На этапе осмысления дети называли все овощи и фрукты, их форму и цвет, рассказали где растут овощи , а где фрукты. Со всеми этапами занятия дети справились, молодцы.
Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи в полном объеме, потому что были продуманы все условия проведения образовательной деятельности: расстановка оборудования, подготовлен соответствующий возрасту детей материал. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом». Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Психологическая атмосфера была доброжелательная. В целом мне занятие понравилось и результатом я довольна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи на тему "Овощи и фрукты"
В: Ребята ,посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! Ребята встанем в круг. Психогимнастика: &laqu...
Конспект занятия по развитию речи на тему: Овощи и фрукты.
Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи...
Конспект занятия во 2-ой младшей группе по развитию речи «Фрукты и овощи».
Конспект занятия во 2-ой младшей группе по развитию речи «Фрукты и овощи»....
Конспект НОД по развитию речи на тему «Овощи и фрукты» для детей среднего дошкольного возраста
В данном конспекте содержится материал для закрепления названий знакомых овощей и фруктов....
Открытый урок по развитию речи на тему "Овощи и фрукты"
Открытый урок...
Дидактические игры по развитию речи по теме "Овощи - фрукты"
Дидактические игры помогут ребенку не только закрепить названия овощей и фруктов, но и отработать лексико-грамматические категории....
Интерактивная игра по развитию речи "Фрукты-овощи"
Интерактивная игра по развитию речи для средней группы "Овощи-фрукты"https://disk.yandex.ru/d/OQdp0iLJZ4rkjAПрограмма "Smart Notebook"Цель: закрепить у детей навык образования...