Технологическая карта по развитию речи «Фрукты и овощи»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Соловьева Наталья Сергеевна

Тема НОД «Фрукты и овощи»

Цель: Закрепить знания о том ,где растут овощи и фрукты.
 
Задачи:
 Обучающие:

-закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты;

-формировать умение описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма;

-обогатить словарный запас детей, и познакомить со ягодой «Арбуз»;

-формировать опыт способа действий «если что-то ,не знаю, узнаю у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии..»

Развивающие:

-развивать познавательную активность, желание узнавать что-то новое;

-развивать внимание, память, мышление, двигательную активность; мелкую моторику рук; активизировать речь;

-развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Воспитательские:

-закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты;

-побуждать к высказыванию полных предложений;

-воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;

-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi_i_frukty.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Соловьева Наталья Сергеевна

Дата провидение

2019

Образовательная область

Развитие речи

Возраст детей, группа

2-3 лет

Тема НОД

«Фрукты и овощи»

Цель

Закрепить знания о том ,где растут овощи и фрукты.

Задачи

Обучающие:

-закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты;

-формировать умение описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма;

-обогатить словарный запас детей, и познакомить со ягодой «Арбуз»;

-формировать опыт способа действий «если что-то ,не знаю, узнаю у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии..»

Развивающие:

-развивать познавательную активность, желание узнавать что-то новое;

-развивать внимание, память, мышление, двигательную активность; мелкую моторику рук; активизировать речь;

-развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Воспитательские:

акрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты;

-побуждать к высказыванию полных предложений;

-воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;

-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Материал и оборудование

Демонстрационный:

-кукла Маша, корзина, дидактическая игра «Чудесный мешочек» с овощами и фруктами (капуста, яблоко, лимон, апельсин, груша, морковь, картошка), ягода арбуз.

Раздаточный:

-карточки с описанием и изображением арбуза;

-загадки про арбуз;

-пазл арбуз (по количеству детей);

-раскраска арбуз (по количеству детей).

Предполагаемый результат

-ребенок может различать овощи и фрукты; 

-общается в диалоге со взрослым;

-ребенок эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

-закрепить знания цвета и формы;

-ребенок если что-то ,не знает может найти самостоятельно ответ «узнать у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии».

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

-ребята посмотрите кто в гости к нам пришёл.

Маша. -здравствуйте ребята (грустным голосом).

Воспитатель. -Маша , а почему ты грустная, что то случилось?

Маша. -я несла своим друзьям гостинцы с огорода, но очень торопилась и все в мешочке перемешалось. И я теперь запуталась и не знаю где овощи, а где фрукты. И не могу найти загадочное угощение. Вы сможете мне помочь разобраться где овощи , фрукты и моё загадочное угощенье для моих друзей?

Словесные методы, мотивация.

Подходят к воспитателю.

-здравствуй Маша.

Взаимодействуют с воспитателем, настраиваются на занятие.

-да, сможем

Коммуникативная.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребёнка). Умение слушать и понимать инструкцию целеполагания.

Психологическая готовность детей. Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей.

Этапные задачи: мотивировать детей на включения в игровую деятельность, вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, создания условий для осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели, формировать отзывчивость, создание ситуации успеха.

II. Актуализация знаний

Воспитатель: -ребята поможем Маши?

-Тогда давайте поможем.

Воспитатель с детьми подходит к столу, где стоят две корзины и мешочек.

Ребята смотрите у нас на столе стоят корзины,  какого они цвета?

-Правильно, давайте мы фрукты будем складывать в красную корзину, а овощи в синею корзину.

Дети по одному достают из «Чудесного мешочки» овощи и фрукты, описывают их форму и цвет. Отвечают на сопутствующие вопросы воспитателя.

-В какую корзину мы положим этот фрукт или овощ? Какой формы , какого цвета?

Словесно наглядный метод, мотивация.

-да, поможем.

-да

-синего, красного, желтого.

Достают фрукты, овощи описывают их форму ,цвет.

Участвуют в диалоге

Познавательные

Регулятивные

Сотрудничество воспитателя и детей; познавательных интересов, целенаправленность деятельность;

Степень инициативности ребенка , в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания детей.

Ответы детей.

Этапные задачи: расширить представления и знания детей о овощах и фруктах, цветах и формах;

развивать внимание, память; побуждать к высказыванию полных предложений; закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты.

III Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения:

Воспитатель подводит детей к тому что в «Чудесном мешочке» осталось еще что-то.

-Ребята посмотрите, тут еще что то есть. Достаю с мешочка Арбуз-мячик.

-А это что у нас кто знает?

-А это фрукт или овощ ,в какую корзину нам его положить?

-Подождите я сейчас послушаю что он говорит. Прикладываю к уху слушаю что говорит арбуз.

-Арбуз обиделся говорит что он не фрукт. Кто же он ребята?

Прикладываю к уху слушаю что говорит арбуз.

-Арбуз злиться , говорит что он не овощ.

-Кто же он, вы знаете?

-Ребята если мы что то не знаем где мы можем узнать?

-Хорошо, идите спросите.

Словесный метод (беседа)

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

-арбуз

-фрукт

-овощ

Дети сталкиваются с затруднением: не знают кто арбуз.

(спросить у взрослого)

Удержание цели деятельности: фиксировать затруднение в деятельности, умение выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Ответы детей

Этапные задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; сформировать опыт способа действий «если что-то ,не знаю, узнаю у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии. воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;

IVОткрытие нового знания или способа действий

(идут спрашивают у гостей, приходят с ответом -что это ягода)

-Молодцы, а где мы еще можем узнать что-то, если мы не знаем, где мы можем найти ответ.

Воспитатель подводит детей к тому что, они могут посмотреть в книгах.

Хорошо пойдемте к столу посмотрим в книгах. Дети в книгах находят карточки с описанием и загадками про арбуз.

-Молодцы вы нашли ответы в книгах, давайте я вам прочитаю что там написано.

-Арбуз это любимое лакомство и детей и взрослых. У арбуза зеленая кожура в полоску, ярко-красная, сочная ,сладкая мякоть внутри, содержащая множество черных семян. Арбуз растет на песчаной почве.

Словесный, наглядный метод демонстрации.

Участвуют в диалоге. Дети в ходе беседы узнают, что арбуз это ягода.

Познавательно-исследовательской деятельности, дети находят ответы в книгах.

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший вопрос проблемного характера.

Ответы детей.

находят ответы у взрослого и в книгах.

Этапные задачи: развивать познавательную активность, желание узнавать что-то новое; развивать внимание, память; развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; развивать внимание, память, мышление, двигательную активность; мелкую моторику рук; активизировать речь.

V Введение новых знаний в систему знаний

-У нас  есть загадки , давайте отгадаем.

Отгадываем загадки

.-Теперь мы знаем что арбуз это ягода. Это и есть наше загадочное угощение в какую корзину мы его положим?

-Пойдемте к столу и положим его в корзину.

.-Ребята давайте мы свами перейдем к 3 -му столу, у нас на столе пазл «Арбуз», давайте его соберем.

Садимся за стол собираем пазл.

Маша.- Спасибо ребята что вы мне помогли все разложить по корзинкам. На память я вам дарю раскраску «Арбуз». До свидания ребята.

Практические действия, вопросы к детям, индивидуальная работа.

Участвуют в диалоге. Дети в ходе беседы узнают , какое загадочное угощение было и в какою корзину его нужно положить.

Собирают пазл

-до свидания Маша.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового знания.

Ответы детей. Практические действия. Проверка получения результатов.

Этапные задачи: обогатить словарный запас детей, и познакомить со ягодой «Арбуз»;

 овладения способами действия, применение знаний; развить внимание, память, мышление, мелкую моторику рук; активизировать речь;

VI Осмысление (итог)

-Ребята кому мы сегодня помогали?

-А мы смогли помочь?

-А что мы с вами делали?

-С какое загадочное угощение было у Маши?

-А арбуз это что фрукт, овощ или ягода?

Молодцы ребята.

Вопросы к детям, беседа.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Ответы детей; фиксирование достижения цели.

Ответы детей на вопросы.

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. Дети должны прейти к выводу , что им удалось помочь Маши.

Самоанализ занятия по развитию речи в первой младшей группе за I полугодие 2018-2019 г.

Тема: «Овощи и фрукты».

Воспитатель: Соловьева Н.С.

Длительность занятия 10 минут.

Цель: Закрепить знания о том ,где растут овощи и фрукты.

В ходе образовательной деятельности предлагалось решить следующие задачи:

Обучающие:

-закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты;

-формировать умение описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма;

-обогатить словарный запас детей, и познакомить со ягодой «Арбуз»;

-формировать опыт способа действий «если что-то ,не знаю, узнаю у взрослого(воспитателя), посмотрю в книге, энциклопедии..»

Развивающие:

-развивать познавательную активность, желание узнавать что-то новое;

-развивать внимание, память, мышление, двигательную активность; мелкую моторику рук; активизировать речь;

-развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Воспитательские:

акрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты;

-побуждать к высказыванию полных предложений;

-воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;

-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Для успешного решения задач было подготовлено игровое оборудование: муляж овощей и фруктов, арбуз-мячик, мягкая игрушка «Маша», «Чудесный мешочек», 3 корзины, книги, пазл арбуз, карточки с описанием и загадками арбуза, раскраска «Арбуз». Все это помогла раскрыть тему ярко и интересно. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Были использованы следующие методы и приемы: словесные методы, мотивация; словесно наглядный метод; словесный метод (беседа); практические методы; игровой метод; практические действия; словесным приёмам (вопросы к детям), индивидуальная работа; дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Они помогли закрепить умение правильно называть овощи и фрукты, описывать их цвет и форму. Познакомить с новым знанием.

На протяжении всего занятия старалась обращать внимание детей на правильную речь. Задавала наводящие вопросы, создала условия диалога с детьми.

Занятие было проведено с учетом возрастных особенностей детей, с постановкой посильных для младших дошкольников задач, с учетом их знаний, умений и навыков. Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия и возрасту детей. В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала  детей к самостоятельной, деятельности. Использование игрового приёма с куклой, помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (развитие умения общаться с взрослыми и со сверстниками), «Познание»: в занятии использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

В процессе занятия дети были внимательны и активны, у них сохранялся интерес к теме занятия. На этапе осмысления дети называли все овощи и фрукты, их форму и цвет, рассказали где растут овощи , а где фрукты. Со всеми этапами занятия дети справились, молодцы.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи в полном объеме, потому что были продуманы все условия проведения образовательной деятельности:  расстановка оборудования, подготовлен соответствующий возрасту детей материал. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом». Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Психологическая атмосфера была доброжелательная. В целом мне занятие понравилось и результатом я довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи на тему "Овощи и фрукты"

В: Ребята ,посмотрите, к нам  сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.    Здравствуйте!    Ребята встанем в круг.    Психогимнастика: &laqu...

Конспект занятия по развитию речи на тему: Овощи и фрукты.

Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи...

Конспект занятия во 2-ой младшей группе по развитию речи «Фрукты и овощи».

Конспект занятия во 2-ой младшей группе по развитию речи «Фрукты и овощи»....

Конспект НОД по развитию речи на тему «Овощи и фрукты» для детей среднего дошкольного возраста

В данном конспекте содержится материал для закрепления названий знакомых овощей и фруктов....

Дидактические игры по развитию речи по теме "Овощи - фрукты"

Дидактические игры помогут ребенку не только закрепить названия овощей и фруктов, но и отработать лексико-грамматические категории....

Интерактивная игра по развитию речи "Фрукты-овощи"

Интерактивная игра по развитию речи для средней группы "Овощи-фрукты"https://disk.yandex.ru/d/OQdp0iLJZ4rkjAПрограмма "Smart Notebook"Цель: закрепить у детей навык образования...