Открытый урок по развитию речи на тему "Овощи и фрукты"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шатус Елена Юрьевна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Звёздочка»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Овощи и фрукты» 

Ответственный воспитатель: Шатус Е. Ю.

С. Весёлое 2020г

Открытое  занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты»

Цель: Уточнение представлений о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, об их пользе для нашего здоровья.

Образовательные:

Расширение представлений о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, об их пользе для нашего здоровья

Упражнять в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно-ласкательной форме;

Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Развивающие:

Развивать умение анализировать и обобщать зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.

Ход занятия

Организационный момент:

Ребята! Вы хотите поиграть? Чтобы скуку разогнать? Только игры на замке, В этом славном сундуке. Вы, ребята, помогите сундучок наш отворите (дети открывают сундучок, воспитатель достает кокошник осени).

Слайд 1

Ребята, вы догадались, кто нас сегодня приглашает в гости?

Слайд 2

Вы готовы отправиться в гости к Осени? (дети садятся на стульчики за столы и показывают знак готовности). Мы отправляемся в путешествие, где ждут нас чудесные превращения. Раз, два, три покружись и в осень превратись.(Дети произносят волшебные слова, а воспитатель одевает кокошник). Здравствуйте, а вот и я! Приветствую вас люд честной, да народ озорной! Вы меня узнали? Кто я? (ответы детей).

Слайд 3

Молодцы! Осень в гости к вам пришла, много фруктов принесла, овощей полный воз. Чтобы был доволен весь народ.

А сейчас мы поиграем и загадки отгадаем

Круглое, румяное.

Любят меня взрослые

Я росту на ветке

И маленькие детки (яблоко).

Слайд 4

Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора)

Слайд 5

Собираем мы в лукошко

Очень вкусную (картошку).

Слайд 6

И красавец-великан

Темно синий (баклажан)

Слайд 7

В шкуре желтой

Кислый он

Называется (лимон)

Слайд 8

Прежде чем мы его съели

Мы наплакаться успели (лук)

Слайд 9

На какие две группы можно разделить эти предметы? (овощи и фрукты)

Слайд 10

Сегодня мы поговорим с вами об овощах и фруктах.

Речевая зарядка:

«Осень», Подул ветер – у – у - У! Листья пожелтели, задрожали – ф – ф - Ф! полетели на землю – п –п – П! Зашуршали – ш – ш – Ш!

Классификация овощей и фруктов - (Имя ребенка) выбери овощи, а ты (имя ребенка) – фрукты (дети самостоятельно отбирают овощи и фрукты)

Уточнение обобщающего понятия овощи и фрукты.

Как можно назвать эту группу предметов? (овощи и фрукты)

Ребята! Назовите овощи, которые собрал (имя ребенка). Ребенок поочередно называет овощи: картофель, морковь, помидор, лук, баклажан. Назовите фрукты, которые собрал (имя ребёнка). Ребенок поочередно называет фрукты: апельсин, лимон, банан, яблоко.  Где выращивают овощи? (на грядках в огороде).

Слайд 11

Где растут фрукты?(в фруктовых садах на деревьях)

Слайд 12

Образование относительных прилагательных. Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что-нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что-либо. Поле, на котором растет картофель – это картофельное поле.

 - Как называется поле, на котором растет капуста? (капустное). Морковь? (морковное, свекла – свекольное, горох – гороховое, баклажан – баклажанное).

Слайд 13,14,15,16,17,18

Задание №1 «Мой огород»- Сейчас я приглашаю вас в огород. Есть у меня огород. Каждый год на нем растет: Назовите хором, что? (выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста).

Вы ребята – молодцы! Отыщите для меня овощи, которые растут над землей (например, огурец, в случае затруднения используется иллюстрация).

Слайд 19

Отыщите овощи которые растут в земле (лук, морковь, свекла и т. д)

Слайд 20

Расскажите, как их собирают? (редьку, репу – вытягивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустов).

Физминутка

Осень приглашает вас помочь, вскопать огород:

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Грабли в руки взяли, грядки разровняли.

Семена рядами дружно мы сажали, а потом водою теплой поливали. (Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра: «Назови ласково». Назови эти фрукты лаково.

Апельсин – апельсинчик;              
Мандарин – мандаринчик;            ;
Банан  – бананчик;                         
Яблоко  –яблочко;                         
Лимон –лимончик;

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падеже.

Задание №3 «Один – много». Один лимон, много – (лимонов, одно яблоко, много – яблок, одна груша, много – груш, один фрукт, много – фруктов.

Задание №4 «На каком дереве что растет»? - Где выращивают фрукты? (в саду) - На чем вырастают фрукты? (на деревьях) Дерево, на котором выросли фрукты это фруктовое дерево.

Как называется дерево, на котором выросли лимоны (мандарины, абрикосы, яблоки)

Составление описательного рассказа об овощах и фруктах по опорной схеме.

Игра: «Угадай-ка». В рот я всем вам положу маленький кусочек. Вы названье промолчите. Все, что съели, опишите. Пусть другие отгадают, что вы съели отгадают?

Закройте глаза, откройте рот и определите по вкусу, что вы съели. Дети закрывают глаза и открывают рот осень берет с подноса кусочек овоща или фрукта и кладет каждому в рот. Ребенок по вкусу определяет, что это было. Затем составляет описательный рассказ по опорной схеме так, чтобы остальные дети догадались, какой овощ или фрукт он съел.

Кто готов рассказать про свой кусочек? Опишите свой кусочек по схеме так, чтобы другие догадались, что ты съел. (Если дети затрудняются назвать характерные признаки плодов, осень помогает, дополняет описание. Какой он по цвету, форме, вкусу, где растет и т. д.) Цвет, форма, твердый или мягкий.

Где растет? Что можно приготовить? Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)

Для чего детям полезно есть овощи и фрукты? (чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми)(Ответы детей).

Осень. Ребята! Вы прекрасно справились со всеми моими заданиями. Мне было с вами очень интересно. А сейчас я с вами прощаюсь. Мы обязательно еще встретимся.

Рефлексия:

Ребята! О чем мы сегодня с вами беседовали?

Что вам больше всего понравилось?

Что не понравилось?

Что нового вы узнали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Овощи и фрукты

Слайд 2

Осень

Слайд 8

лимон

Слайд 11

Овощи растут на огородах

Слайд 12

Фрукты растут на деревьях

Слайд 13

На огороде растёт

Слайд 19

Овощи которые растут над землёй

Слайд 20

Овощи которые растут в земле

Слайд 21

Всем спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи "Поможем бабушке Федоре"

Сценарий активизирующего общениядля детей среднего дошкольного возраста«Поможем бабушке Федоре».Образовательные задачи.Уточнить и расширить словарь по теме «посуда».Развивать умение составлять загадки...

Презентация к открытому уроку по развитию речи: "Рассказ М.М.Зощенко "Великие путешественники" ".

Презентация к открытому уроку по  развитию речи для подготовительной группы: " Рассказ М.М. Зощенко "Великие путешественники" "....

Открытый урок по развитию речи

Пословицы и поговорки...

Открытый урок по развитию речи на тему "Зимушка Зима" в средней группе ДОУ

Целью открытого урока является: Активизация речевой деятельности детей.Формирование длительного плавного выдоха.Тренировка правильного произношения гласных звуков.Совершенствование речевого слуха...

Открытый урок по развитию речи в младшей группе для воспитателей ДОУ.Тема"Сказка репка по картинкам"

Методическая разработка по развитию речи в младшей группе по сказке репка....

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...

«Открытый урок по развитию речи в младшей группе для воспитателей

Развитие внимания детей, активизировать словарный запас, формирование у детей желания рассказывать вместе с воспитателем, побуждать детей внимательно слушать и повторять за воспитателем отдельные слов...