Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДАМИ ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИНКВЕЙНА

Цель: знакомство педагогов с методом «Синквейн» и методом фокальных объектов как способами развития речи дошкольников

Этап

Содержание

Слайд презентации

Примечания, оборудование

Имя

«От ЛСного до виртуозного»

Имя мастер-класса

Индуктор

Милостивые государи и государыни!

Имею честь приветствовать Вас в этом зале!

Полагаясь на милостивое Ваше ко мне расположение, прошу Вашего дозволения начать мой мастер-класс и соблаговолить Вас милостиво оценить мои труды, а всякому Вашему решению смиренно повиноваться буду.

Мастер надевает шляпу, берет веер. Говорит речь под музыку «Полонез»

- Не соизволите ли вы, сударыня, поделиться своими чувствами, вызванными моим скромным приветствием?

- Не сочтите за труд описать, какую реакцию вызвало у Вас мое приветствие?

- Прошу Вас не лишать меня Вашего мнения, ценимого мною столь высоко.

Мастер обращается к 3 разным людям из зала.

Мотивация

К сожалению, мы забыли сентиментальный и романтичный язык золотого века русской литературы.  Со временем наш язык упрощается, теряет краски. И все труднее говорить так, как разговаривали великие ораторы и писатели. Но нет  таких образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Русский язык неисчерпаемо богат.

Актуализация

Деконструкция

С искусством владения устной и письменной речью связан ряд профессий.

Предлагаю Вашему вниманию решение жилищной проблемы для любой семьи: от одного человека до бесконечности, для живущей на берегу океана или в условиях мегаполиса.

Дом-дерево:

- растет в зависимости от количества членов семьи;

- изготовлен полностью из экологически чистых материалов;

- высокое нахождение над землей обеспечит защиту от стихийных бедствий, сократит сумму земельного налога и не вызовет претензий соседей;

- в доме автоматически поддерживается необходимое освещение и живая, доброжелательная атмосфера.

 

- Человек какой профессии создает такие тексты? (рекламный агент, копирайтер).

Слайд с картинкой

C:\Users\Наталья\Desktop\img12 - копия.jpg

Чтобы создать этот текст, копирайтеру нужно было взять основной объект – дом, и к нему добавить некоторые интересные свойства других случайных объектов: цветка, молока, звезды.

Таким образом работает метод фокальных объектов, который я использую в работе с детьми.

Слайд со схемой объектов:

Фокальный объект – дом;

Случайные объекты:

-цветок (растет, живой, ароматный, разноцветный)

-молоко (белое, может пениться, натуральный,  продукт)

-звезда (высоко над землей, святящаяся ночью, недосягаемая)

Жизнь.

Деятельная, кипучая.

Воспитывает, вдохновляет, наполняет смыслом.

Дана на добрые дела

СЧАСТЬЕ.

- Человек какой профессии создает такие тексты?

(поэт)

- На какую поэзию похоже это стихотворение? (японскую)

Слайд со стихотворением

- На самом деле, это не японская поэзия, а синквейн.

- Чтобы составить синквейн, поэту достаточно было придерживаться определенных правил: всего 5 строк, в каждой строке определенное количество слов, все слова являются определенными частями речи.

Слайд со стихотворением и схемой синквейна

Мотивация

Любая профессия оплачивается.

Поднимите, пожалуйста,  руку те, кто хотел бы зарабатывать больше.

Пожалуйста, Ваше желание исполнилось.

Но только те деньги приносят радость, которые честно заработаны.

Поэтому, прошу людей, получивших красные купюры, выйти сюда. Вы у нас копирайтеры. Ваша задача – составить оригинальную, красочную рекламу определенному объекту по методу фокальных объектов.

Рекламируемый объект и вспомогательные объекты указаны на карточках. Если у вас будет желание, то можете  к тексту рекламы добавить изображение.

Поднявшим руки раздать «купюры».

Купюры – достоинством5000 оваций.

Купюры 6 цветов: Красные, синие, зеленые,

оранжевые,

сиреневые, серые.  

Социоконструкция

А мы все вместе составим синквейн. В помощники мне понадобится секретарь и советник секретаря – выйдите, пожалуйста, сюда те, кто заработал серую купюру. Ваша задача – записывать все предлагаемые варианты.

Мы составим стихотворение об осени. Т.е. первая строка стихотворения – «Осень».

Пожалуйста, те, у кого синие купюры, предлагайте варианты  красивых прилагательных, раскрывающих признаки, свойства осени.

Пожалуйста, те, у кого зеленые купюры, предлагайте варианты  красивых глаголов или деепричастий, описывающих действия осени.

Пожалуйста, те, у кого оранжевые купюры, предлагайте варианты словосочетания или предложения из нескольких слов, отражающего личное отношение к осени.

Пожалуйста, те, у кого сиреневые купюры, предлагайте варианты одного существительного для выражения чувств, ассоциаций, связанных с осенью.

- Спасибо.

Фокус-группе на стол положить правила работы с фокальным объектом, название объектов, чистый лист, фломастеры.

Фокальный объект – лопата.

Случайные объекты: печь, крот, мяч, рыба.

Секретарю и помощнику секретаря дать планшет с чистыми листами бумаги, ручки.

- Сейчас секретарю и советнику секретаря предстоит ответственное дело – сформировать из всех предложенных вариантов 1 красивый синквейн.

А фокус-группе – закончить свою рекламу.

А мы в это время с вами проведем артикуляционную и физическую разминку. Прошу всех встать и повторять за мной слова и движения в нужном темпе.

Слайд с текстом игры на ускорение.

Музыкальный фрагмент «Арам-зам-зам»

Рефлексия

Прошу наших копирайтеров познакомить нас со своим творением.

Прошу секретаря и советника секретаря познакомить нас с творением зала поэтов.

Молодцы!

Вы справедливо и честно заработали сегодня овации!

Давайте искупаем всех сегодняшних мастеров словесности в овациях! (аплодисменты)

Слайд с изображением фокального объекта и вспомогательных объектов.

Слайд с изображением осенней природы.

Во время прочтения синквейна звучит спокойная красивая музыка

Проповедь

Мой мастер-класс называется «От ЛСного до виртуозного».

Надеюсь, мы оправдали это название и от не умеющих поэтов и копирайтеров с бедным языком поднялись до совершенных мастеров речи.

Слайд с названием мастер-класса с расшифровкой значения слов:

ЛСный – на молодежном сленге означает «новичок в игре, еще не обученный»;

Виртуозный – в высшей степени искусный, мастерской.

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Прочтение стихотворения под музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

Мастер-класс на тему "речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр"

Мастер-класс для педагогов знакомит с дидактическими играми, способствующими развитию речи дошкольников...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца.

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца....

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...

Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр»

повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы....