Консультация для родителей дошкольников"Культура речи дошкольников"
консультация по развитию речи
Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. Подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребенка тот же тип общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_doshkolnikov.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура печи дошкольников
Многие родители считают, что если ребенок посещает детский сад, то развитие и обучение должны полностью обеспечить сотрудники детского сада. Опыт показывает, что никакое самое хорошее дошкольное учреждение не могут полностью заменить семейное воспитание. Воспитатели отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет. Специально организованные занятия многое дают детям: знания, умения, навыки. Но если занятиями ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять ошибки. Некоторых детей такое невнимание родителей обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника придает особое значение всем достижениям ребенка. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. Подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.
Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.
Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
- Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
- Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
- Поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года
- В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает
- Загадать загадку и найти отгадку
- Поискать приметы времени года
- Познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами
- Прочитать стихотворение, вспомнить песенку
- Поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.
Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В
этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест
(погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же в это время
подготовится к рассказу. Тогда ребенок получит правильную и
информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя
собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых, ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. неисправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!»
- Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
- Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
- Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;
- Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
- Загадайте загадки по сказкам.
В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.
Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Таким образом, для развития речи ребенка достаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки и т.д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Звуковая культура речи"
уапражнения для развития фонематического слуха детей...
Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»
Как скучно, нудно, порой невыразительно говорят некоторые люди, как непочтительно относятся к родному языку, не соблюдая элементарных правил грамматики....
Консультация для родителей "От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка"
Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим ...
консультация для родителей "Звуковая культура речи детей средней группы (от 4 до 5 лет)"
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста»
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Важно, чтобы ребенок с раннего возраста учился и мыслить, и общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой э...
Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»
Консультация для родителей:«Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»...
Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»
Консультация для родителей:«Воспитание культуры речикак условие успешной социализации дошкольника»...