«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кучерова Галина Анатольевна

Актуальность и целесообразность использования синквейна

• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
• способствует обогащению и актуализации словаря;
• является диагностическим инструментом;
• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);
• используется для закрепления изученной темы;
• является игровым приемом.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_vystuplenie_gotovo.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №23 «Золотой петушок»

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»


https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/09/23/k_59c66b9281dcf/429394_1.jpeg



Подготовила: воспитатель Кучерова Г.А.

 

ЗАТО г. Железногорск,

2019г.

1 слайд

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешности является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. 

2 слайд 

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего: 

1.Во-первых, это новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности.

2. Во-вторых, гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализирует словарь.

3. В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

4. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. В-пятых- имеет игровую направленность.

6.И в-шестых – самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

3 слайд (2 щелчок фото )

Итак что же такое синквейн??

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

4 слайд

В настоящее время существуют следующие виды синквейна: традиционный и дидактический. Традиционные виды стихотворения, состоят  из пяти строк и основаны на подсчете слов в каждой строчке.  Дидактические виды в отличие от предыдущих, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

5 слайд

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

6-7-8 слайд

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Первая строка включает одно слово, слово – предмет, отражающее главную идею (существительное).

Вторая строка – два слова, слова – признаки, характеризующие предмет (прилагательные).

Третья строка – три слова, слова – действие, описывающие действие в рамках темы (глаголы).

Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Это может быть одно слово. 

Синквейн это способ уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

9-10 слайд

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? А почему нельзя? Конечно, можно. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и «читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей.

11-12 слайд

Вашему вниманию предлагаются образцы использования приемов синквейна на занятиях по развитию речи, так же можно использовать на занятиях по основе грамоте. Один из примеров таблиц синквейна «Лесенка». Второй вариант это «Ёлочка», ее можно использовать при изучении лексической темы «Деревья». Третий вариант схемы «Пирамида»

Можно использовать на занятиях основы грамоты.

1. Что это? (Буква А)

2. Буква А какая? ( буква А гласная, буква А поющая)

3. Что мы можем сделать с буквой А? (Прочитать, написать, нарисовать)

4. Составь предложение с буквой А. ( Я могу написать букву А).

5. Назови другим словом. ( Гласный звук)

13-14-15 слайд

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

В группе детьми были созданы  книжки малышки, который называется

«Сочиняем синквейн», где ребята сами сочиняли стих и зарисовывал.

16-17 слайд

К празднику «День  матери» ребята сделали открытки и написали стихи синквейн о маме.

18 слайд

Практическая часть.

Сейчас мы научимся составлять синквейн. Всем понятны правила составления синквейна? Давайте, попробуем составить классический синквейн по произведению Корнея Чуковского «Айболит»

АЙБОЛИТ

ДОБРЫЙ, СМЕЛЫЙ

ПУТЕШЕСТВУЕТ, ЛЕЧИТ, СПАСАЕТ

АЙБОЛИТ ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ЗВЕРЕЙ

ДОКТОР

19 слайд

Синквейн загадка. Определите отсутствующую часть.

20 слайд

Составление синквейна своего учреждения или нашего города

Золотой петушок

Детский, чистый

Развивается, воспитывает, обучает

Я люблю наш детский сад

Дети!!!

Железногорск

Красивый, маленький

Развивается, строится, восхищает

Я люблю свой город

Родина!!!

21 слайд

При творческом использовании синквейна, он воспринимается детьми как

увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Я вас искренне благодарю, и надеюсь, что использованные мною методы в мастер-классе помогут вам в работе.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...

Презентация "Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи в группе среднего возраста"

Презентация "Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи в группе среднего возраста"...

Использование песочной терапии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...

«Применение инновационных технологий в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

В дошкольных учреждениях с каждым годом увеличивается рост числа детей, имеющих различные отклонения в развитии речи. В условиях развития современного общества педагоги постоянно сталкиваются с п...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

ull;Синквейн – стихотворение без рифмы  из пяти строк•возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии•стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических ц...