Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных навыков « Любознай-ка»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребенка. В период младшего дошкольного возраста накапливаются представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно продолжать знакомить ребенка с цветом, формой предметов, звуками окружающего мира и т. д.
Проблема развития сенсорных навыков детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_razvitiyu_sensornyh_navykov.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Новозыбкова»
Рабочая программа дополнительного образования
по развитию сенсорных навыков
« Любознай-ка»
Срок реализации – 1 год
Возраст детей – 3-4 года
Автор программы:
воспитатель Васьковская Н.Н.
г. Новозыбков
2015
Программа "Любознайка-ка» (развитие сенсорных навыков детей 3-4 лет)
Пояснительная записка
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребенка. В период младшего дошкольного возраста накапливаются представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно продолжать знакомить ребенка с цветом, формой предметов, звуками окружающего мира и т. д.
Проблема развития сенсорных навыков детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Цель программы: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие
- Накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые,
- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету
- Развитие навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.)
- Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие
- развивать речь, коммуникативные качества, воображение, фантазию, память, мелкую, артикуляционную моторику.
- Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Воспитательные
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- доброжелательные отношения друг к другу.
Основная задача кружка – накопление детьми разнообразного сенсорного опыта, который в дальнейшем позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Занятия в кружке позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию для дальнейшего развития. В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры) .
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов) .
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Предполагаемый результат - овладение детьми младшего дошкольного возраста сенсорными навыками в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями:
- знание об основных цветах, формах, величинах, осязаемых свойствах предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый…), умение их выделять по сенсорным признакам..
- умение устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету,
- обогащение чувственного опыта детей, умение фиксировать его в речи.
Способ проверки результатов работы:
обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (исходная (сентябрь) и итоговая (май) уровня развития сенсорных навыков.
Итоговое занятие: мероприятие «Путешествие в страну Любознаек».
Программа кружка «Любознайка » рассчитана на 1 год для детей младшей группы (3-4 года). Наполняемость групп- 8-12 человек. Каждое занятие по 10-15 минут один раз в неделю во второй половине дня. В год - 33 занятия.
Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Фронтальная форма работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы с пояснением всей группе. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания отстающим детям.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы наименьшими материальными затратами. Большое значение имеют игровые приёмы.
Как руководитель кружка я выбираю различные методы и приёмы с учетом знаний и навыков, получаемых детьми на занятиях кружка. В процессе деятельности у ребят формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Дата | Тема | Цель | Материал |
Тема: «Мой любимый детский сад» | ||||
1. | сентябрь | 1. «Путешествие по территории детского сада». Д/и «Чудесный мешочек» | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. нахождение предметов по цвету, величине, форме; определение геометрических фигур на ощупь | Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
2. | 2.«Новоселье у кукол». Д/и «Угадай, чей голосок» | соотнесение предметов по размеру, узнавание голоса детей и сотрудников группы | Куклы и посудка разных размеров, музыкальные инструменты. | |
3. | 3. Волшебные прищепки: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | Развивать у детей мелкую моторику рук, воображение Учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности. | Бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка. | |
4. | 4. Цветная вода. | Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) . | Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков. | |
Тема: «Осенние цветы» | ||||
5. | октябрь | 1. «Поставим цветы в вазы» | выкладывание цветов и ваз из геометрической мозаики по цвету . | Геометрические фигуры из картона разных цветов и размеров |
6. | 2. «Лети, лети, лепесток» | соотнесение предметов по форме. | Различные живые цветы | |
7. | 3. «Подбери по цвету» | группировка растений по цвету. | Листья и цветы | |
8. | 4. «Осенний букет». Лото «Величина и форма» | группировка осенних листьев по цвету, величине и форме | Листья и цветы | |
Тема: «Во саду ли в огороде». | ||||
9. | ноябрь | 1. Домино «Овощи». | группировка овощей по цвету и величине | Макеты овощей |
10. | 2. «Чудесная корзинка» | определение овощей и фруктов на ощупь. | Корзина, различные овощи и фрукты | |
11. | 3. «Угадай на вкус» | узнавание по вкусу морковки, яблока, редиски, груши . | Овощи и фрукты | |
12. | 4. «На что похоже? »
| соотнесение овощей и фруктов с геометрическими форма-ми. | Овощи и фрукты | |
Тема: «В лесу родилась елочка». | ||||
13. | Декабрь | 1. «Построй снеговика» | соотнесение фигур приемом накладывания по цвету: желтый, оранжевый, розовый, красный. | Снег, картонные фигуры, морковка |
14. | 2. «Снегуркины друзья» | определение игрушечных зверей на ощупь. | Мешок, игрушка | |
15. | 3. «Игрушки для елочки». | подбор фигур приемом накладывания по образцу и составление групп предметов по цвету | Цветная бумага, бумажные украшения | |
16. | 4. «Не коли нас елочка». | обследование еловой веточки на ощупь | ель | |
Тема: «Зимушка – зима». | ||||
17. | Январь | 1. «Повяжи кукле шарфик» | соотнесение предметов одежды по цвету. | Куклы, шарфы различных цветов |
2. «Найди свой домик» Д/и «Счетные палочки». | определение по форме, Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | Геометрические фигуры, счетные палочки | ||
3. «Перепрыгнем через ледяную дорожку» | сравнение двух предметов по ширине | Макеты дорог | ||
4. «Снежки» | определение на ощупь снежков из снега и ваты | Снег, вата | ||
Тема: «Сказки». | ||||
18. | Февраль | 1. «Друзья - Колобки» | подбор предметов по форме | Герои сказки, игрушки круглой формы |
19. | 2. «Мебель для трех медведей» | группировка предметов по величине . | Три медведя, столы и стулья разных размеров | |
20. | 3. «Украсим новый теремок». | соотнесение рам и наличников по цвету | Домик, детали из картона | |
21. | 4. «Новоселье зверей» | определение угощений по запаху. | Каша, компот, котлета, посуда | |
Тема: «Весна – красна». | ||||
22. | Март | 1. - «Бусы и платье для мамы»
| группировка по цвету, украшение платья геометрическими фигурами по образцу | Детали из бумаги |
23. | 2. «Подарки и угощения для мамы» | группировка предметов по величине; определение на вкус: конфета, йогурт, апельсин | Конфеты, йогурт, апельсин, посуда | |
24. | 3. «Построим домик для птичек» | составление скворечника из геометрических фигур | Строительный материал | |
25. | 4. «Что звучит» Д/и ««Веселые матрешки». | определение звуков капели, ручейка . упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины., | Ноутбук, матрешки | |
Тема: «Семья, дом». | ||||
26. | Апрель | 1. «Чей стульчик». | соотнесение стульчиков и членов семьи с соответствующими геометрическими формами | Мебель, игрушки |
27. | 2. «Украшаем комнату к празднику» П/и «Солнечный зайчик» | чередование предметов по цвету. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете. | Флажки, шарики | |
28. | 3. «Подбери мячики» | группировка и соотнесение однородных предметов по величине | мячи | |
29. | 4. «Какая каша? » | определение крупы на ощупь | Крупа, посуда, ложки | |
Тема: «Скоро лето». | ||||
30. | Май | 1. «Подбери цветок для бабочек» | группировка предметов по форме, отвлекаясь на цвета | Бабочки, цветы |
31. | 2. «Угадай на вкус» | определение на вкус ягодного варенья | Варенье, посуда | |
32. | 3. «Божьи коровки» | соотнесение листочков и божьих коровок по величине. | Листья, божьи коровки | |
33. | 4. «Путешествие в страну Любознаек» | Закрепить полученные знания. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец учебного года. | Игрушки, маски |
Литература.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002
- Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988. - Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы», 2014.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1995.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973. - Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.:
«Просвещение», 1984. - Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.:
«Творческий центр»,2001. - Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
- Н.Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-Пресс», 1999.
- 15. Носова С. А., Непомнящая Р. П. «Логика и математика для дошкольников»,СпБ.: «Акцидент»,1997.
- Интернет ресурсы.
- Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.
- Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском саду» №3-2007
- Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе Кружок "Умный малыш".
Данная программа направлена на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формир...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Карусель".
Сенсорное воспитание-это развитие восприятияребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов их форме , цвете, величине, положении в пространстве , запахе, вкусе.и т.д.С восприят...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Разноцветная полянка".
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей второй группы раннего возраста "Калейдоскоп".
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой,на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой,на выкладывание, которые помогут укрепить руки ма...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции «Умелочка»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции " Умелочка"...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Умный малыш
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...