Конспект по развитию речи в старшей группе на тему : «Как встречают Новый год в других странах?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зайцева Екатерина Александровна

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему : «Как встречают Новый год в других странах?»

Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов).

Обучающие задачи: систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес, продолжать учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи: развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь;

Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к народам разных стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_por.r_st_gr_kategoriya_novyy_god.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему : «Как встречают Новый год в других странах?»

Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов).

Обучающие задачи: систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес, продолжать учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи: развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь;

Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к народам разных стран.

                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: А как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Правильно этот праздник называется Новый год.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, что такое праздник?

Дети: Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.

Воспитатель: Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, сейчас мы с вами отгадаем, что является главным украшением в каждом доме

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (Ёлка)...

 Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья. Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у Деда Мороза есть день рождения?

18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. А вот каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь знает , как зовут помощницу Дедушки Мороза, его любимую внучку?

Дети: Снегурочка.

Воспитатель: А сейчас Саша и Арина  прочитают для вас стихотворения, которые выучили для Дедушки Мороза.

Саша и Арина читают стихи.

Воспитатель: молодцы, ребята. Очень красивые стихотворения.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. А в какую игру, вы должны будете угадать.

Все резные, кружевные –

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (Снежинки).

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Правильно. Это, конечно, снежинки. (раздает палочки, на которых приклеены снежинки).

Проводится игра на развитие речевого дыхания «Снежинки».

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали как празднуют Новый год у нас , в России, а как же в других странах? Как же в других странах зовут Дедушку Мороза? Как принято там праздновать Новый год? Хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого мы встаем на лыжи и пойдем с вами для начала в Карелию.( Воспитатель и дети друг за другом идут в другой конец группы).

Воспитатель: Вот мы и в Карелии. Здесь нет Дедушки Мороза, а есть Морозец, его младший брат. Морозец – сын купца, который родился в начале зимы (1 декабря) прямо в санях при лютом морозе. В честь такого необычного появления на свет на редкость крепкого и здорового мальчика его назвали Паккайне (по-карельски Морозец).

Воспитатель: Марек приготовил стихотворение в честь карельского Морозца.

Марк Т. читает стихотворение.

Воспитатель: Молодец, Марек. Хорошо прочитал стихотворение. Поскольку Морозец очень озорной, он хочет, чтобы мы поиграли с ним и  отгадали загадки.

Вся она приходит в белом,

Укрывает она снегом

Все деревья и дома,

Называется … (зима)

На деревьях, на дорожках,

на ребячьих на сапожках.

Он зимой лежит на всех

Ну конечно, это … (снег).

Его дети из снега слепили

Из морковки приделали нос

Даже шарфик ему подарили

Чтобы в сильный мороз не замёрз

Кто же он знает каждый ребёнок

Во дворе за окошком стоит

Друг мальчишек и друг девчонок

Добрый толстенький друг … (снеговик)

Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это … (ёлка)

Мы замерзнуть не боимся

Мы танцуем и поём

Мы смеёмся веселимся

И подарки ждём

И вокруг нарядной ёлки

Водим хоровод

Не боимся мы замёрзнуть

Мы встречаем … (Новый Год)

Дед мороз спешит на елку,

Тянет за собою санки.

А на них мешок тяжелый,

И в мешке лежат … (подарки)

С мешком подарков, с бородой,

Веселый взгляд и красный нос.

Он приходит к нам зимой

Добрый дедушка … (Мороз)

«Раз, два, три! — Звучит команда, —

Ну-ка, елочка, гори!

Зажигает фонари

Новогодняя … (гирлянда)

На ёлке всё, что хочешь, есть:

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые …» (шары).

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки и озера

Покроет скользкий толстый … (лёд)

По льду летаем, словно ветер.

В глазах – веселья огоньки.

Мы сапоги обули, скороходы,

Они называются … (коньки)

С горки снежной катятся

Вадик и Оксанка.

Словно ветер мчатся

Их новенькие … (санки).

Их на ноги обуваем

Быстро мы с горы съезжаем

Почему ответ не слышу?

Ну конечно это … (лыжи)

Уцепившись за карниз

Капельки бросает вниз

Не игрушка, не свистулька,

А прозрачная … (сосулька)

Мы молодцы, все загадки отгадали. Но не будем задерживаться, ведь нас еще ждут другие истории. Встаем на лыжи и поехали дальше. ( Воспитатель и дети друг за другом идут в другой конец группы). Вот мы и очутились в Японии. В Японии целых два Деда Мороза. Одного зовут Сегацу-сан и одет он в небесно-голубое кимоно. Дети  участвуют в новогодних представлениях, строят домики и фигурки из снега (если позволяет погода) , запускают воздушных змеев, а на ночь под подушку обязательно кладут картинки с изображением парусников, чтобы их посетили Семь богов счастья. А Тимофей прочитает нам стихотворение, которое он специально выучил для японского Дедушки Мороза.

Тимофей читает стихотворение.

Воспитатель: Молодей, Тима очень хорошо прочитал стихотворение. Может быть теперь поиграем? А вот в какую игру нужно угадать.

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как «снаряды» называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь?

Дети: снежки.

Воспитатель: правильно, это снежки. Но у нас будут необычные снежки.

Я буду кидать снежок и  называть слово, ,а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок                 Сосулька - сосулечка

Мороз - морозец            Дерево - деревце

Ветер - ветерок            Горка - горочка

Лёд - ледок                     Холод - холодок

Зима - зимушка            Санки – саночки

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Но нам нужно продолжать наш путь. Встаем на лыжи и отправляемся в Китай.

Воспитатель и дети друг за другом идут в другой конец группы.

Воспитатель: Вот мы и в Китае. Здесь в новогоднюю ночь можно наблюдать увлекательнейшее действо — по улицам проходит огромная праздничная процессия людей с зажженными фонарями в руках. А еще, у них существует невероятно красивая традиция запускать фонарики с горящими в середине свечами в небо. Так китайцы освещают себе дорогу в новый год. Китайский Дед Мороз – Шань Дань Лаожен – носит красный шелковый халат, сложный головной убор черного или золотого цвета, имеет посох и длинную бороду (как правило – седую), ездит на ослике. А Даня нам сейчас прочитает стихотворение, которое он приготовил специально для китайского дедушки мороза.

Даня читает стихотворение.

Воспитатель: Молодец , Даня очень хорошо прочитал стихотворение. А теперь ребята. Я думаю вы немного устали от дальних странствий и предлагаю немного отдохнуть. Приглашаю вас на зарядку снеговиков. Давайте встанем в круг и вы будете повторять за мной движения.

Воспитатель проводит физкультминутку «Зарядка снеговиков» под музыку.

Воспитатель: Отлично отдохнули. А теперь я предлагаю вернуться в нашу группу. Ну, что ребята, Понравилось вам наше сегодняшнее приключение? Что особенно понравилось? Может что то трудно было?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме "Насекомые"

Конспект по составлению описательного рассказа в старшей группе по теме "Насекомые" с использованием ИКТ....

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения  И. Белоусова «Осень»....

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...