Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
"Опорные схемы для составления описательных рассказов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_shemy.docx | 469.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Опорные схемы для составления описательных рассказов.
(для фронтальной, индивидуальной и индивидуальной – групповой работы с детьми 4- 6)
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.
Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что малышу тяжело поддерживать постоянное внимание. Сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является в использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана – подсказки, значит, малыш может строить свой рассказ.
Структура комплекта опорных схем и основные требования к работе с ним.
Данный комплект содержит 16 карточек по разным лексическим темам. Каждая тема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте схемы представлены объяснение содержание клеточек т. е. развернутый план описательного рассказа. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы – заместители качественных характеристик объектов:
--- Принадлежность к родовому понятию;
--- среда обитания или роста (для представителей животного и растительного мира);
--- Размер ;
--- Цвет;
--- Форма;
--- Строение или составные части;
--- Качество поверхности;
--- Материал, из которого изготовлен объект ( для не живых предметов) ;
--- Способ использования ( или какую пользу приносит );
--- Субъективная оценка ( добрый / плохой, полезный / вредный и д.р..).
По такой модели моно составить описание отдельного предмета, который принадлежит к определенной группе.
Диапазон тем, вошедших в комплект опорных схем для составления описательных рассказов. Довольно широкий.
Предложенные темы опорных схем и методика их использования рассчитаны на работу воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Логопедов и родителей с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации по использованию опорных схем- символов в работе с детьми.
Работу по опорным схемам желательно проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, а также игровых пособий – лото со специальным набором рисунков, подобранных в соответствии с разными лексическими темами.
Большое значение имеет и выбор темы. Она должна отвечать возрасту и интересом детей, от этого зависит результат обучения.
В основу процесса формирования у детей осознанных умений и навыков построения связного описательного рассказа должны быть положены методы постепенности и последовательности. Обучение должно проходить в три этапа.
На первом этапе работы воспитатель демонстрирует детям схему по определенной лексической темой и объясняете содержание условных обозначений.
Важно чтобы, дети осознавали, что категории цвета, формы, размера, строение и т. п. присущи всем предметам определенной лексической группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них следует избрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений целесообразно провести следующие игровые упражнения.
Расшифруй «знаки – символы». Взрослый показывает ребенку схему по определенной теме. Ребенок самостоятельно объясняет содержание символов каждой клетки.
«Исправь ошибку». Взрослый показывает ребенку схему по определенной теме и последовательно объясняет содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребенок должен исправить ошибку. Назвав пропущенную клетку и объяснив содержание ее условного обозначения.
«Покажи правильный символ». Взрослый показывает предмет и называет любой его знак или свойство. Например: «Зто яблоко, оно растет на плодовом дереве». Ребенок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
На втором этапе работы воспитатель должен дать детям образец описательного рассказа по определенной лексической теме.
Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показывать на схеме клеточки.
Например: Овощ – морковка.
Тема «Овощи».
План рассказа
– круглая; - овальна; - треугольная. 6. Растет: - на земле; - под землей 7. Каким является на ощупь и на вкус? 8. Способ употребления: - варят или жарят; - употребляют сырым.
| Рассказ по схеме:
Из нее также говорят соки. Она очень полезная. |
Третий этап работы – это самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме.
Ребенок выбирает или получает настоящий предмет (игрушку, рисунок), который пренадлежит к определенной лексической темы, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме. Если воспитатель воспитатель считает целесообразным пропустить какой - нибудь пункт плана рассказа. То эту клетку можно прикрыть листом бумаги.
На первых порах при составлении описательных рассказов ребенку предлогается от клеточки к клеточке предмет, который он описывает. Это значительно облегчит малышу выполнение задачи, ведь ребенку легче строить рассказ, когда он непосредственно выдит нужный пункт опорной пункт опорной схемы рядом с предметом, который описывает.
Потом можно усложнить задачу: предмет поставить на расстоянии от схемы, и ребенок будет строить рассказ, передвигаясь по схеме лишь взглядом.
Когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической группы. Дети описывают объекты, определяя между ними сходство и различия.
Например:
«Лиса и заяц – это животные, живут в лесу. У зайца летом мех серый. Короткий, а у лисы – рыжий, средней длины. Мех зайца и лисы гладкий. Хвост у зайца короткий, а у лисы – длинный. У зайца уши овальные и длинные, а у лисы- треугольные и маленькие. Заяц ест траву, капусту, морковку, а у лиса охотится на мышей, зайцев, кур и уток. Из меха зайцев и лис шьют зимнюю одежду, из мяса зайца готовят пищу».
При составлении детьми описательных рассказов по опорным схемам воспитателю следует обращать особое внимание на:
- Полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;
- Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности)
- Связность текста (правильность согласования слов в предложении);
- Образность (использование средств лексической выразительности).
В некоторых случаях целесообразным будет проведение подготовительных игровых речевых упражнений творческого характера.
«Укрась слово». Ребенок должен подобрать к предмету слова – эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отображали субъективное отношение ребенка к нему.
Например: «Кот – ласковый, пушистый, веселый, красивый, игривый».
«Какой, какая, какое?». Ребенок должен подобрать описательные слова – признаки к предмету.
Например:»Яблоко – красное, круглое, сочное, сладкое». (Яблоко (какое?): красное, сочное, полезное, сладкое);
«На какую фигуру похож?» Ребенок должен определить, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета.
Например: «Морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...