Конспект НОД на тему: «Сказочное путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Задачи:

Образовательные:

1.     Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах (по программе).

Развивающие:

1.     Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.

2.     Использовать полученные знания в речевом общении.

Воспитательные:

1.     Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров,  вызвать интерес, любознательность.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnoe_puteshestvie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему:

 «Сказочное путешествие»

средняя группа

        

        

Задачи:

Образовательные:

1.     Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах (по программе).

Развивающие:

1.     Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.

2.     Использовать полученные знания в речевом общении.

Воспитательные:

1.     Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров,  вызвать интерес, любознательность.       

Оборудование:  ткань для речки; цветок – фиалка, куколка маленькая (Дюймовочка); домик, герои сказки «Заюшкина избушка»; картинки героев сказок «Гуси-лебеди» и «Красная шапочка, герои других сказок;  магнитная доска, стенд с книгами К.И. Чуковского, ноутбук, тактильных ощущений, волшебная книга. 

Музыкальное оформление: аудиозапись «Звуки природы» (голоса птиц, шум ветра и ручья), слов Василисы Прекрасной, мелодии «В гостях у сказки».

Предварительная работа:

  • Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;  оформление тематической выставки книг; разучивание словесных  игр «Что было дальше в сказке», «Из какой мы сказки?», «Кто лишний?», инсценировки  по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», совместные и самостоятельные игры с настольными театрами. Драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый ).

Ход занятия:

Оргмомент. 

(Дети и воспитатель становятся на ковре в круг). 

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас много гостей. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились за год. Давайте поздороваемся с гостями и с тем, что нас окружает.

 Пальчиковая игра  «Улыбнемся солнышку»    

 Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое!  (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)

Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое!»   (поднимают руки вверх) 

 Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра!»       (показывают ладошки, стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки)  

 Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра!»   (улыбаются и кланяются гостям)

(звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель: Ребята, какая интересная музыка. Как  вы думаете, куда она нас приглашает?
Дети: В сказку.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Присаживайтесь на коврик, пожалуйста!
(звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц и голос…)
«Кланяюсь вам низко, люди добрые!  Была у меня книга, заветная, волшебная.  Обо всем на свете из нее
 узнать можно было. Но случилась  беда страшная. Налетели гуси - лебеди, унесли нашу книгу  далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство - государство. Заколдовали ее  Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить.  Без вашей помощи  не обойтись! К ручейку пойдете и подсказку у рыбки найдете.  С низким поклоном, Василиса Прекрасная».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем помочь Василисе  Прекрасной, не побоимся трудностей?
 (Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.)
Воспитатель:    Тогда вставайте и тихонько, друг за дружкой шагайте.   (звучит аудиозапись - шум ручья)    
- Посмотрите, впереди -  речка!   Как же нам ее перейти? 
(дети высказываются, предлагают)
- Василиса говорила,  что подсказку у рыбки найдем.  
(Звучит  аудиозапись с голосом: «Кто доброе слово о сказке назовет, тот ручей  смело перейдет»
Воспитатель: Ребята, как можно сказать добрыми словами о сказке, какая она?
Дети: (говорят слово и переходят речку) волшебная, чудесная, сказочная, добрая, справедливая, мудрая, интересная, грустная.
(на столе цветок, а в нем спряталась  игрушка-Дюймовочка)
Воспитатель: Молодцы!  Ребята, смотрите, какой красивый цветок! Кто знает, как он называется?                                                                                 
Дети: Фиалка
Воспитатель: Отгадайте   загадку  и  узнаете, кто  живет в этом цветке.

«Появилась девочка в чашечке цветка. А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Так мала она была, что под листиком жила.   Голова с горошину, а сама хорошенькая.   Высотой с булавочку, девочка – малявочка! Кто читал об этом книжку и знает девочку малышку»?

Дети: Дюймовочка.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, Дюймовочка  спрашивает, какие вы знаете сказки?     Давайте мы расскажем ей,  при помощи  наших пальчиков. Приготовили свои пальчики.

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть…»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем  пальчики),                                      

Будем сказки называть (хлопаем в ладоши).            

Рукавичка, Теремок, Колобок –румянный бок,                                            

Три медведя, Волк и лиса,  есть Снегурочка – краса.             

Золушку не позабудем, Репку и Хаврошечку,                                        \

знаем Волка и семеро козлят (загибаем пальчики на каждое название сказки).     

Этим   сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, помогите Дюймовочке  вспомнить, какие слова надо сказать:

- Колобку, чтобы покатиться дальше?

- Машеньке, чтобы медведь не сел на пенек?

-  Лисе, чтобы петушок выглянул в окошко?

- Волку, чтобы наловить много рыбы?                                                             

- Волку, чтобы козлята открыли   дверь?   

- Бабушке, чтобы Красная шапочка, могла открыть дверь?

- Петушку, чтобы котик спас его от лисы?                        

Воспитатель: Молодцы! Спасибо! Нам пора дальше в путь.

-  Ой, смотрите, рукавичка.  Какая же сказка здесь живет?   В этой сказке живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете?  Сейчас я начну, а вы продолжите.  

В рукавичке живут мышка (дети отвечают – норушка ), лягушка (квакушка), зайчик (побегайчик), лисичка(сестричка), волчок(серый бочок),  медведюшка (батюшка).

Мимическая гимнастика

-Давайте, мы как мышка  испугаемся;                                         

- Как лягушка похохочем (ха-ха-ха);

- Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком;

- Как волк повоем (у-у-у);-

-Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы;

- Как медведь нахмуримся.

Воспитатель: Молодцы! Пора  в путь.

Воспитатель:  Ребята, смотрите, домик. Зайка сидит и плачет.  Как вы думаете, из какой он сказки? (ответы детей)  Давайте спросим его, о чем он плачет.

Зайчик (ребенок) – Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне в гости, да и выгнала.

Воспитатель:  Ребята, почему у лисички избушка растаяла?

Дети: Потому что была ледяная.

Воспитатель: А ледяная,  это из чего? (ответы детей)- Что может быть изо льда? (дети – замок, сосулька, горка, каток)- А лубяная, это какая? (дети – из дерева)- Что бывает деревянным? (дети - стол, стул, шкаф, дом, доска)

Расставьте героев сказки по порядку.

  •   - Кто первый пришел на помощь зайчику? (ответы детей)
  • - Кто второй? (дети отвечают)
  • - Кого не хватает среди героев? (дети – петушка)

Воспитатель: Давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы зайчик не плакал

Дети: Зайчик и лиса подружились; Построить лисичке новый дом; Выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала. Объяснить лисичке, что друзья так не поступают.                  

Воспитатель: Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж  друг другу «Был у зайки  огород». 

Массаж  "БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД"

Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)                                    

Ровненькие гpядки  (попеpек спины).                                                  

Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх) 

 Ну, а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались"  в  подмышки).                                                                          

 А весною в огород  зайка с радостью идет (пальцы по спине «идут»)

Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает, (пощипывания).

А потом все заровняет, заровняет, заровняет, (поглаживания, как будто ямки заравниваешь).

Семена просеет ловко  (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по очереди)

И пойдет сажать морковку (пальцы «пошли»).

Ямка – семя, ямка- семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).

Заровняет в тоже время (опять поглаживания).

И потом у зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от моркови).

(официальный сайт «Академия детства», автор В. Степанов.)

Воспитатель: И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем!

-Угадайте, какая сказка здесь живет?

«Сидит девочка в корзинке, у мишки за спиной, он сам того не ведая, несет ее домой ».(ответы детей)

Воспитатель: Зачем, Маша отправилась в лес?

- можно детям одним уходить из дома? Почему? (дети рассуждают)

-Что с ней случилось в лесу?

_ Что она кричала, когда заблудилась?

Дети: АУ,АУ

Воспитатель: Какой первый звук в слове «Ау»? (а)

Придумайте слова со звуком «А», в начале слова (арбуз, ананас, абрикос).

Слушайте внимательно, я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если слово начинается со звука «У»

: жираф, улитка, удод, изюм, утка, узор, удочка.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А теперь внимание следующее задание. (на доске картинки героев сказок «Гуси-Лебеди» и «Красная шапочка», среди них герои совсем из другой сказки.)

– Кто лишний и почему? (ежик и котик)

Инсценировка «ежик и котик»

Воспитатель: Молодцы! Умнички!

Воспитатель: Дальше в путь шагаем, что нас ждет, не знаем!

- посмотрите, сколько перед нами книг. Интересно, знакомы ли нам эти сказки?

Предлагаю поиграть в игру «Узнай сказку по обложке»

(на столе лежат книги: «Федорино горе», «Айболит», «Муха – Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр «, дети по обложке должны вспомнит название сказки ).

Воспитатель: (показывает книгу) – Это сказка… Федорино горе. Правильно. Молодцы!

Скажите, чему она нас учит? (бережному обращению с посудой, порядку).

-Айболит (быть добрыми, заботиться о других, помогать).

Муха – Цокотуха (смелости, уметь помогать другим).

Тараканище (быть смелым, добрым).

- Мойдодыр (аккуратности и опрятности, чистоте).

Кто автор этих сказок?

Дети: Корней Иванович Чуковский.

Воспитатель: Куда это мы пришли? Ребята, да нас уже здесь ждут!!

(появляется Василиса Прекрасная)

Василиса Прекрасная: Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли книгу расколдовать. За это я вам ее дарю! Но, сначала ответьте на мои вопросы:

- зачем людям нужны книги?

-как нужно с ними обращаться?

-Почему так говорят «Будешь книги читать, будешь много знать»?

-«книга учит жить, книгой надо дорожить».

Василиса Прекрасная: Ребята, вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите!!

Воспитатель: Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Закончить наше путешествие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся всем вокруг и друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Сказочное слово» (подготовительная группа)

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковпо программе «Социокультурные истоки»Семинар-практикум для воспитателей«Раскрытие социокультурной категории «Слово»Конспект занятия на тему: «Сказочное слов...

Конспект занятия по теме: «Сказочные поделки из соленого теста»

Конспект занятия по теме: «Сказочные  поделки из соленого теста» Соленое тесто: экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возмо...

Конспект НОД (аппликация) Тема: Сказочная птица - Птица Счастья

Материал занятия направлен на закрепление умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной в несколько раз....

Конспект занятия по теме: "Сказочное путешествие в Лукоморье"

Закрепление знаний детей о творчестве А.С.Пушкина....

Конспект занятия по теме "Сказочная страна шахмат"

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме пода...