Мастер-класс для родителей «Развитие речи в игре»
консультация по развитию речи
Подборка речевых игр для родителей, направленных на развитие речи с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Развитие речи в игре»
Подготовила учитель-логопед
Ломовцева Оксана Владимировна
У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра.
А.С.Макаренко
Уважаемые родители!
Одним из пяти направлений федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, в соответствии с которым мы строим свою работу, является речевое развитие.
Развитие речи самым тесным образом связано с формированием сознания ребёнка, с познанием им окружающего мира, с развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.
Любые проблемы в речевом развитии, недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Отставание в речевом развитии приводит к изменениям в психической сфере, а именно проявление таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивное состояние, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость. Нередко встречается расстройство внимания и целенаправленного восприятия.
Большую помощь в преодолении этих трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).
С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.
Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Она помогает раскрепоститься, почувствовать себя личностью, самостоятельно выполнить цель.
В соответствии с этим, я, как педагог, занимающийся целенаправленно развитием речи детей сделала небольшую подборку игр, направленных на развитие речи детей для каждой возрастной группы.
Дорогие родители! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но, конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.
1. Игра «Я знаю пять названий…»
В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящееся к данному обобщающему слову (деревья, цветы, игрушки, птицы)
1а. Игру «По-цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.
Давайте все встанем в круг, возьмём мяч и будем передавать его из рук в руки , подбирая слова на темы:
- назовите сказки, в которых присутствует лиса («Лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Лиса Алиса и Котофей Иваныч», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Буратино», «Лиса и волк» и др.)
- назовите комнатные растения
- певцы и певицы России
Дорогие родители! Как вы себя ощущали в игре? Правда, не просто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящее слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даём им лёгкие задания, но не все справляются.
Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом»
Этот тип игр можно разделить на 2 вида:
1 вид – игры, направленные на развитие словообразовательных навыков
2 вид – игры, направленные на расширение кругозора, развитие логики.
Словообразовательные игры
1)образование прилагательных от существительных
Человек, у которого много ума-
Зарядка, которую делают утром-
Море, на котором буря-
Человек, который трусит-
Фонарь, который висит на улице-
Человек, который грустит-
День, который прошёл удачно-
Магазин, где продаётся обувь-
Работа, которую делают руками-
Шкаф, где хранится посуда-
2) образование глаголов от существительных
Пила-пилит, цветок-цветёт, звонок-звонит, утюг-утюжит, коса-косит, дудка-дудит, дым-дымит, соль-солит, клей-клеит, расчёска-расчёсывает
3) образование сложных слов
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, звёзды падают – звездопад, сам ходит – самоход, мёд носит – медонос, звонит попусту – пустозвон, сено косит – сенокос, разводит сады – садовод, разводит леса – лесовод, перевозит лес – лесовоз, сам катит – самокат, сам летит – самолёт, воду возит – водовоз, везде ходит – вездеход, база для нефти – нефтебаза, ходит на атомной энергии – атомоход, пыль сосёт– пылесос.
4) игры, направленные на развитие грамматического строя речи
«Один-много»
Рот-рты, ухо-уши, лоб-лбы, рука-руки, лев-львы, пень-пни, ком-комья, брат-братья, сестра-сёстры, человек-люди, ребёнок-дети, пальто-пальто.
Игры, направленные на расширение кругозора, развитие логики
У детей можно спросить
- часы, которые помогают проснуться ;
- утренняя еда
- большая ложка, с помощью которой наливают суп
Для вас, дорогие родители, я приготовила такие задания:
-Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)
-Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения).
-Повод получить все подарки на все случаи жизни за один день. (свадьба).
- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
- Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)
- Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
- Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин).
- Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
- Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
- Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
- На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите)
- На какой вопрос нельзя ответить «нет»? (Вы живы).
Развитие речи происходит тогда, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми).
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
- Как папа узнал, что ночью был дождь?
- Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие? Почему?
- Почему еж уолючий?
- Свойства воды. На окне два стакана. Один накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
- Что случится, если не будет растений?
- Почему заяц и белка линяют?
А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций:
1. Если мне начальник не подпишет заявления на отпуск;
2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.
Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, с тем, что в речи есть слова-предметы (существительные), слова-признаки (прилагательные), слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.
И я вам предлагаю, снова поделиться на 2 команды. Предположим, что Вы сегодня отправились с детьми в лес на пикник. Опишите свой отдых.
Одна команда – только существительными;
Вторая команда – только глаголами.
Спасибо вам, дорогие родители, за отзывчивость. Сегодня мы поиграли в некоторые игры для детей. В эти игры вы можетес играть дома, используя их в разных бытовых ситуациях.
Источники:
Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Развитие речи у детей 3-4 лет. Мозаика-Синтез 2009
Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Айрис-пресс 2008
www.shoumarket.ru/konkursy-igry-stsenarii. /mozgovoy-shturm.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "
Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Мастер-класс по развитию речи для педагогов средней, сатршей и подготовительной групп детей ДОУ...
Мастер-класс для родителей «Развитие речи в игре»
Мастер-класс для родителей«Развитие речи в игре»...
Мастер класс для педагогов. Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе. Задачи: - совершенствование работы педагогов по речевому р...