Мастер-класс для родителей «Развитие речи в игре»
методическая разработка

Сергухина Ирина Анатольевна

Мастер-класс для родителей

«Развитие речи в игре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_roditeley.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Развитие речи в игре»

        У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть,

но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра.

А.С.Макаренко

Уважаемые родители!

      Одним из пяти направлений федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  дошкольного образования, в соответствии с которым мы строим свою работу, является речевое развитие.

     Развитие речи самым тесным образом связано с формированием сознания ребёнка, с познанием им окружающего мира, с развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

     Любые проблемы в речевом развитии, недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Отставание в речевом развитии приводит к изменениям в психической сфере, а именно проявление таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивное состояние, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость. Нередко встречается расстройство внимания и целенаправленного восприятия.

Большую помощь в преодолении этих трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).

С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Она помогает раскрепоститься, почувствовать себя личностью, самостоятельно выполнить цель.

В соответствии с этим, я, как педагог, занимающийся  целенаправленно развитием речи детей сделала небольшую подборку игр, направленных на развитие речи детей  для каждой возрастной группы.

Дорогие родители! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но, конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.

1. Игра «Я знаю пять названий…»

В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящееся к данному обобщающему слову (деревья, цветы, игрушки, птицы)

1а.   Игру «По-цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.

Давайте все встанем в круг, возьмём мяч и будем передавать его из рук в руки , подбирая слова на темы:

 - назовите сказки, в которых присутствует лиса («Лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Лиса Алиса  и Котофей Иваныч», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Буратино», «Лиса и волк» и др.)

- назовите комнатные растения

- певцы и певицы России

Дорогие родители! Как вы себя ощущали в игре?  Правда, не просто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящее слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даём им лёгкие задания, но не все справляются.

Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом»

Этот тип игр можно разделить на 2 вида:

1 вид – игры, направленные на развитие словообразовательных навыков

2 вид – игры, направленные на расширение кругозора, развитие логики.

Словообразовательные игры

1)образование прилагательных от существительных 

Человек, у которого много ума-

Зарядка, которую делают утром-

Море, на котором буря-

Человек, который трусит-

Фонарь, который висит на улице-

Человек, который грустит-

День, который прошёл удачно-

Магазин, где продаётся обувь-

Работа, которую делают руками-

Шкаф, где хранится посуда-

2) образование глаголов от существительных

Пила-пилит, цветок-цветёт, звонок-звонит, утюг-утюжит, коса-косит, дудка-дудит, дым-дымит, соль-солит, клей-клеит, расчёска-расчёсывает

3) образование сложных слов

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, звёзды падают – звездопад, сам ходит – самоход, мёд носит – медонос, звонит попусту – пустозвон, сено косит – сенокос, разводит сады – садовод, разводит леса – лесовод, перевозит лес – лесовоз, сам катит – самокат, сам летит – самолёт, воду возит – водовоз, везде ходит – вездеход, база для нефти – нефтебаза, ходит на атомной энергии – атомоход, пыль сосёт– пылесос.

4) игры, направленные на развитие грамматического строя речи

«Один-много»

Рот-рты, ухо-уши, лоб-лбы, рука-руки, лев-львы, пень-пни, ком-комья, брат-братья, сестра-сёстры, человек-люди, ребёнок-дети, пальто-пальто.

Игры, направленные на расширение кругозора, развитие логики

У детей можно спросить

 - часы, которые помогают проснуться ;

- утренняя еда

- большая ложка, с помощью которой наливают суп

Для вас, дорогие родители, я приготовила такие задания:

-Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)

-Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения).

-Повод получить все подарки на все случаи жизни за один день. (свадьба).

- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

- Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)

- Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

- Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин).

- Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

- Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)

- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

- Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)

- На какой вопрос нельзя ответить «да»(Вы спите)

- На какой вопрос нельзя ответить «нет»(Вы живы).

       Развитие речи происходит тогда, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми).

Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:

- Как папа узнал, что ночью был дождь?

- Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие? Почему?

- Почему еж уолючий?

 - Свойства воды. На окне два стакана. Один накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?

 - Что случится, если не будет растений?

 - Почему заяц и белка линяют?

        А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций:

1. Если мне начальник не подпишет заявления на отпуск;

2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.

       Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, с тем, что в речи есть слова-предметы (существительные), слова-признаки (прилагательные), слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.

И я вам предлагаю, снова поделиться на 2 команды. Предположим, что Вы сегодня отправились с детьми в лес на пикник. Опишите свой отдых.

Одна команда – только существительными;

Вторая команда – только глаголами.

Спасибо вам, дорогие родители, за отзывчивость. Сегодня мы поиграли в некоторые игры для детей. В эти игры вы  можете играть дома, используя их  в разных бытовых ситуациях.

Источники:

Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Развитие речи у детей 3-4 лет. Мозаика-Синтез 2009

Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Айрис-пресс 2008

www.shoumarket.ru/konkursy-igry-stsenarii. /mozgovoy-shturm.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Мастер-класс по развитию речи для педагогов средней, сатршей и подготовительной групп детей ДОУ...

Мастер-класс для родителей «Развитие речи в игре»

Подборка  речевых игр для родителей, направленных на развитие речи с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное....

Мастер класс для педагогов. Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе. Задачи: - совершенствование работы педагогов по речевому р...