Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"
презентация к уроку по теме
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Задачи:
- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;
- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:
- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ СДЕЛАТЬ - И Я ПОЙМУ" Китайская пословица
ВОСПИТЫВАЕТ, НО НЕ РОДИТЕЛЬ ОБУЧАЕТ, НО НЕ УЧИТЕЛЬ УЧИТСЯ, НО НЕ УЧЕНИК ИГРАЕТ, НО НЕ РЕБЁНОК ВОСПИТАТЕЛЬ
"ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
- одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. ЗАГАДКА
ВИДЫ ЗАГАДОК НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ
ТИПЫ ЗАГАДОК Описательные КАФТАН НА МНЕ ЗЕЛЁНЫЙ А СЕРДЦЕ, КАК КУМАЧ, НА ВКУС КАК САХАР СЛАДОК, А САМ ПОХОЖ НА МЯЧ.
ЗАГАДКИ - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ ЗА СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРЦЕЙ БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ, БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ ТИХО ТАК, ТИХО ТАК ЗАГАДКИ - РИФМЫ В ПОДПОЛЬЕ В КАМОРКЕ ЖИВЁТ ОНА В НОРКЕ СЕРАЯ МАЛЫШКА КТО ЖЕ ЭТО? ЗАГАДКИ - ПЕРЕВЁРТЫШИ ШЕРСТЬ СМОТАЛИ МЫ В МОТОК, ВЫЙДЕТ ШЁЛКОВЫЙ ПЛАТОК. ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. ЗАГАДКИ
- невнимательно слушают текст загадки; - не запоминают полностью содержание загадки; - полностью или частично не понимают текст загадки; - при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке; - не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. ПРОБЛЕМЫ:
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК ПО ОПОРНЫМ ТАБЛИЦАМ
Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?» 1 ЭТАП
2 ЭТАП Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам Первый способ 1. Составление опорной таблицы вида: «На что похоже?» «Чем отличается?»
2. Выбор объекта РАСЧЁСКА «На что похоже?» «Чем отличается?» 3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?» РАСЧЁСКА «На что похоже?» «Чем отличается?» Забор Пила Трава
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?» РАСЧЁСКА «На что похоже?» «Чем отличается?» Забор Пила Трава Нельзя лазить Не пилит Не растёт 5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это? Как забор, но нельзя лазить Как пила, но не пилит Как трава, но не растёт .
1. Составление опорной таблицы вида: Второй способ «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же?» 2. Выбор объекта СОЛНЦЕ «Какое?» «Что такое же?»
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?» «Какое» «Что такое же? » Яркое Круглое Жаркое 4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же?» «Какое» «Что такое же? » Яркое Круглое Жаркое Лампа Колесо Огонь СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ
5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ. Составление загадки о солнце Загадка: Что это? Яркое, а не лампа? Круглое, а не колесо? Жаркое, а не огонь?
Третий способ 1. Составление опорной таблицы вида: «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» 2. Выбор объекта КОМАР «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?»
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?» «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» Летает Пищит Кусается КОМАР
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто (что) делает такое же действие?» КОМАР «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» Летает Пищит Кусается Самолёт Мышка Собака 5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ. Составление загадки о комаре
Загадка: Кто это? Летает, а не самолёт? Пищит, а не мышь? Кусается, а не собака?
«На что похоже?» «Чем отличается?» «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же?» «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» ТРЕНИНГ КАК, НО А, НЕ А, НЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК Составление загадок коллективно для одного отгадчика. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах. Составление загадок дома по опорным таблицам.
настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста; отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей ; употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. ЗАГАДКА -
"СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ СДЕЛАТЬ - И Я ПОЙМУ" Китайская пословица
«Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате». Е. Ермолова
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПРЕЗЕНТАЦИЮ РАЗРАБОТАЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МАРТЬЯНОВА Т.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-323356-1382537382.jpg)
Презентация "Ознакомление с трудом взрослых как средство развития речи дошкольников"
Презентация "Ознакомление с трудом взрослых как средство развития речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-326011-1382692724.jpg)
"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)
Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-687036-1444731145.jpg)
Презентация для родителей: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"
Презентация подготовлена для проведения семинара с участием родителей....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Презентация для воспитателей всех возрастных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/14/picture-475598-1615729931.jpg)
Презентация " «Театр в чемодане как средство развития речи дошкольников в театрально-игровой деятельности»
ull;Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей, но и как мощное...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325379-1617004856.jpg)
Презентация на тему: "Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста".
Что такое пластилинография? Какую роль она играет в развитии речи детей младшего возраста? ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-992256-1515398597.jpg)
Презентация «Игры и упражнения по развитию мелкой и общей моторики как средство развития речи дошкольников»
Всем известно, что речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действ...
- Мне нравится (2)