Развиваем творчество детей дошкольников (статья)
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В статье рассматривается вопрос развития выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_tvorchestvo_detey_doshkolnikov.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем творчество детей дошкольников.
О.И.Чурина
Киселевский ГО, Кемеровская обл.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основным из принципов является создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии, становлении его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир.
Особое место в этом процессе занимает художественно – эстетическое развитие. В настоящее время оно выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как в жизни, так и в произведениях искусства, а также формирования стремления самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и посильно творчески проявлять себя в искусстве.
В качестве главной цели педагогической работы ФГОС выдвигают развитие каждого ребенка. В современных парциальных программах дошкольного образования большое внимание уделяется раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами литературы и искусства.
В исследованиях Н.А.Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой и других ученых, посвященных развитию детей дошкольного возраста, было доказано, что дети обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости произведений литературы, искусства, музыки. Поэтому на первый план выдвигается художественно - эстетическая деятельность, обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе детства, в которой полнее проявляется потребность ребенка в преобразовании. Такой деятельностью для дошкольника становится, прежде всего, театрализованная, поскольку:
- основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно- художественное оформление и т.п.). Кроме того, ребенок воспринимает окружающий мир синкретически;
- близка игре - наиболее доступной деятельности ребенка в дошкольном детстве, вместе с сюжетно-ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр.
Игра для ребенка – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, подлинная социальная практика. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В игре, следуя требованиям роли, ребенок приобретает способность представлять себя на месте другого в воображаемой ситуации, согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Именно поэтому театральное искусство близко и понятно детям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам с помощью театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуются звуковая культура речи ребенка, интонационный строй. Произносимые реплики ставят перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй.
Особенно богатые возможности театрализованная деятельность представляет для развития творческих способностей, привлекающих в последние годы все больше внимание педагогов и психологов.
Большой интерес к этой проблеме связан с тем, что в настоящее время, чтобы адаптироваться в постоянно усложняющем мире, человек вынужден в течение жизни овладевать новыми знаниями, умениями и способами деятельности. Это требует высокой интеллектуальной подготовки, важнейшая составляющая которой – способность к творчеству. Именно поэтому как никогда остро стоит задача воспитания творческих способностей в дошкольном возрасте, являющемся, по мнению исследователей (Н.С. Лейтес, А.А. Мелик - Пашаев и др.), сензитивным с психологической точки зрения для развития.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорика), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).
Однако театрализованная деятельность очень часто не получает широкого применения в педагогической практике МАДОУ, так как недооценивается ее роль в развитии ребенка, в связи с этим необходимо отметить следующее:
- у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера, и значительная часть детей остается вне этого вида искусства. Это происходит как по объективным причинам (отсутствие театров в данной местности), так и по субъективным (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с данным видом искусства);
- наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний. Следствие этого - последующее отражение видов искусства, восприятие которых требует владения их специфически языком;
- театрализованные игры детей характеризую примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;
- отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства развития детской театрализованной деятельности.
Возникает противоречие: с одной стороны, признанное искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в художественно – эстетическом развитии ребенка; с другой - дефицит восприятия театрального искусства и опыт совместной деятельности в жизни детей. Такое положение дел побудило меня заняться изучением данной темы.
Литература
1. Антипина, Е. А. Театральная деятельность в детском саду: Методические рекомендации [Текст] / Е.А. Антипина - Москва, 2009. – 35 с.
2. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / Борзова В. А., Борзов А. А. - Самара, 2009. – 56 с.
3. Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет [Текст] / Григорьева Т.С. - М. : ТЦ Сфера, 2012. – 4 с.
4. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие [Текст] / Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развивайте творчество детей»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Развивайте творчество детей»
Взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от них зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь....
родительское собрание на тему:"Развиваем творчество детей"
план - конспект родительского собрания...
развиваем творчество у дошкольников
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Вы можете заниматься с ребенком сами – и это с...
Развивайте творчество детей.
консультация для родителей...
Как развивать творчество у дошкольников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 64 Как р...
Развивайте творчество у дошкольников
статья...