Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Голикова Юлия Викторовна

Развитие речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект проведения речевой ООД "Перессказ литературного произведения с использованием модели младшая группа 25.44 КБ
Файл Конспект проведения речевой ООД "Заучивание стихотворения с использованием модели" 2 младшая группа22.6 КБ
Файл Конспект проведения речевой ООД "Составление описательного рассказа с использованием модели" средняя группа24.34 КБ
Файл Конспект проведения речевой ООД "Составление рассказа из опыта" старшая группа21.95 КБ
Файл Конспект ООД "Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода" подготовительная группа27.72 КБ
Файл Конспект ООД "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы" подготовительная группа21.51 КБ
Файл Конспект ООД "Составление повествовательного рассказа "Собака-санитар" по серии сюжетных картинок" подготовительная группа21.11 КБ
Файл Конспект ООД "Составление творческого рассказа на тему, предложенную воспитателем "Зима" подготовительная группа25.24 КБ
Файл Конспект ООД беседа на тему "Будь вежлив" подготовительная группа26.15 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Пересказ литературного произведения с использованием модели

                      по рассказу Е. Чарушина «Еж»

                        МБДОУ № 1 г. Оха  младшая группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна

Вид:  ООД по Развитию речи

         Задачи:

  1. Образовательная - Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.

Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

  1. Развивающая -  Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах Развитие слухового и зрительного внимания детей. Развитие диалогической

речи. Координация речи с движением. Развитие произвольного внимания, памяти

  1. Воспитательная - Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Предварительная работа - Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина. Изучение лексической темы «Дикие животные». Рисование, лепка по теме «Еж» Выставка иллюстраций о животных Е. Чарушина.

Интеграция образовательных областей – социально – коммуникативное, познавательное, речевое, физическое

Методы обучения– наглядные, словесные

Материал и оборудование - Магнитная доска, игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида), крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: кактус, булавка; схемы для графического плана.

Словарная работа - Глаголы: свернулся, закатили, удрал, развернулся.

Существительные: страх.        

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

Воспитатель: Здравствуйте дети, посмотрите, сколько гостей пришли к нам на занятие. Давайте покажем, что мы умеем делать, а гости должны отгадать. Подойдите ко мне сюда и начнём заниматься. Дети, отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?

Воспитатель: Посмотрите вот же он. Скажите, пожалуйста, зачем у ежа на спине иголки? Как ты думаешь Настя?

Воспитатель: А как еж спасается от врагов? Как ты думаешь Вероника?

Воспитатель: Что ест ежик? Как ты думаешь Полина?

Воспитатель:   Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? Как ты думаешь Федя?

.

А как ты думаешь Лёня?

Дети: Еж.

Настя: Еж иголками  защищается от врагов.

Вероника: Еж сворачивается клубочком, выставляет иголки.

Полина: Еж ест мышей, яблоки , грибы, молоко..

Федя: Колючкой, иголкой

Лёня: кактусом, булавкой.

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

Основной этап

Воспитатель: Проходите ребята, садитесь на стульчики. Хотите послушать новый рассказ?

Чтение рассказа.

Воспитатель: Написал этот рассказ Е.Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет   схемы на магнитной доске.

Ходили ребята по лесу.

Нашли под кустом ежа.

Он со страху шариком свернулся.

Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

А потом ежик удрал к себе обратно в лес.

Воспитатель:     Скажите мне, пожалуйста, где ходили ребята?

 

Воспитатель:     Кого они нашли? 

Воспитатель:     А где сидел ежик Настя?  

Воспитатель:     А что сделал ежик от страха Полина?  

Воспитатель:      Куда дети принесли ежа , Алёна ?.

Воспитатель:     Каким удалось не уколоться, Борислав?  

Воспитатель: Чем они его угощали, Злата?

Воспитатель: Что было дальше Артём?

Воспитатель: А чем всё закончилось Кристина?

Воспитатель: Молодцы, всё вспомнили, а теперь давайте немного отдохнём. Хотите. Подходите ко мне сюда.

Физкультминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять.

 В лес идем мы погулять.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Воспитатель: Как надо говорить правильно?

Дети нашли (кого?) ...

 

Подошли (к кому?)...

Напоили его (чем?)...

Ежик напился (чего?)...

Значит, дети позаботились (о ком?) ...

Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите

 -Ходили ребята по…

 -Нашли под кустом…

 -Он со страху свернулся…

-Закатили ребята ежа в…

-И принесли ежа…

-Дали ему…

-Развернулся еж и начал есть…

-А потом ежик удрал к себе обратно…

Составление плана-схемы содержания рассказа.

Воспитатель: -Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Воспитатель:

Кто хочет рассказать историю про ежа. Схемы вам в этом помогут. Выходи Полина , расскажи нам,   смотри внимательно на схемы. А кто ещё хочет? Ну выходи Вероника. Молодец. Хочешь попробовать Фёдор? Молодцы, все старались. А остальные мне расскажут вечером.

Да

Дети: Ребята ходили по лесу.

Дети: Они нашли ежа.

Настя: Ежик сидел под кустом.

Полина : Он со страху Клубочком свернулся. 

Алёна: Дети принесли ежа домой

Борислав: Они закатили ежа в шапку.

Злата: Ребята дали ему молока

Артём: Ежик развернулся, начал пить молоко.

Кристина: Потом он удрал, убежал к себе в лес.

(Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)

(Шагают друг за другом.)

(Наклоняясь, «собирают» ягоды.)

(Шагают друг за другом в обратную сторону.)

     

(ежа)

(к ежу)

(молоком)

(молока)

(о еже) 

 Дети договаривают начатые педагогом фразы.

(лесу)

(ежа)

(шариком)

(шапку)

(домой)

(молока)

(молоко)

(в лес)

Дети раскладывают по порядку картинки

Дети рассказывают историю про ежа

Заключительный этап

Воспитатель: - Чем занимались мы с вами на занятии? А давайте об этом мы с вами спросим у наших гостей.

Воспитатель: Что запомнили?

Воспитатель: Посмотрите, что-то нам ёжик принёс. Это же книга с рассказами о еже и его портрет он хочет вам его подарить на долгую память.

Ответы детей



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Заучивание стихотворения с использованием модели «Медведь»

                        МБДОУ № 1 г. Оха   вторая младшая  группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна  

Вид:  ООД по развитию речи

         Задачи:

  1. Образовательная - Формировать элементарные представления о взаимодействии с растениями: нельзя без разрешения взрослых рвать и есть ягоды – они могут быть ядовитыми. Расширять представления детей о диком животном - медведе. Учить детей читать наизусть небольшое стихотворение.
  2. Развивающая -  Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, уши), закреплять представление об их роли в организме. Развивать умение имитировать характерные движения, передавать эмоциональное состояние персонажа стихотворного текста. Развивать образные представления.
  3. Воспитательная - Воспитывать бережное отношение к здоровью. Воспитывать умение слушать новое стихотворение, следить за развитием действия.

Предварительная работа -

Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, физическое.

Методы обучения– наглядный, словесный

Материал и оборудование - схемы алгоритма, игрушка медведь, заготовки детских лиц для отражения эмоционального состояния  

Словарная работа - Расширять и активизировать словарный запас детей: мохнатый, косолапый, берлога, мед, пчела.

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

1. Организационный момент.

.»В»: – Ребята, посмотрите друг на друга внимательно. Вы видите друг друга?

- А что нам помогает видеть друг друга?

- А что нам помогает друг друга услышать?

- А что нам помогает говорить?

 А хотите с ними поиграть!?

Предлагаю глазками поморгать, ушки потереть, показать «заборчик» из зубок, показать язычок и спрятать.

«В»:-  Мне, кажется, я что-то слышу?! (Показывает детям большого медведя)

«В»:- Посмотрите, к нам в гости пришел мишка! Посмотрите он очень грустный. Почему? Как вы думаете? (А ты как думаешь? Еще?)

«В»:- Да, ребята,  Мишка заболел! а как вы думаете, почему он заболел?

«В»:- Миша нашел в лесу незнакомые ему ягоды и съел их, и у него заболел животик. Можно, ребята, незнакомые ягоды рвать и есть?

«В»:-Ребята, а как мы можем порадовать Мишку?

«В»:- молодцы, а давайте  выучим для него стишок. Садись, Мишенька, поудобнее и слушай.

Ответы детей:

Да

(глазки)

(ушки)

(рот, зубы и язык).

Да

Ответы детей:

- скучно, замерз, заболел…

- простудился, ел мороженое, попал под дождь…

- нет…

- спеть, станцевать….

Основной этап

2. Основная часть. Заучивание стихотворения!

 «В»:– Слушайте стихотворение внимательно!  (Выставляет карточку с   нарисованным ухом).

Чтение стихотворения.

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жует,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь медведь.    

           

«В»:- Понравилось, вам стихотворение?

«В»: -  А чтобы вы стишок лучше запомнили, я буду рассказывать и рисовать, а вы  внимательно слушать и смотреть! (выставляет карточку с глазом).

Чтение стихотворения и его зарисовка.

 «В»:- А давайте покажем Мишке как мы умеем играть. (выставляется карточка с «театром»).

3. Физминутка 

4. Чтение стихотворения детьми.

«В»:- Молодцы, вы так хорошо играли, а теперь давайте «прочитаем» наши рисунки и  все вместе расскажем Мишке стишок (хоровое проговаривание стихотворения, выставляется карточка с говорящим человеком).

«В»:- Вот, какие молодцы!

«В»:- Ребятки, а нашим гостям тоже очень хочется послушать стихотворение. Подходите к гостям, посматривайте на рисунки и расскажите стишок тихонечко, на ушко.

Да

Дети выходят на ковер и под музыку с помощью движений, под речевое сопровождение воспитателя, передают содержание стихотворения.

Дети рассказывают стишок

Заключительный этап

«В»:- Молодцы, ребята, Мишка уже не болеет, улыбается. какое у него настроение?

«В»:- Давайте подарим всем хорошее настроение, нарисуем свои улыбки.

«В»:- Ребята, а теперь мы с вами возьмём Мишку и пойдём все вместе гулять.

   

- веселое, доброе…

(дети рисуют улыбку на мордочке девочки или мальчика, дарят гостям, подходят к воспитателю)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Составление описательного рассказа по игрушке с использованием модели( куклы Домовёнка Кузи)

                        МБДОУ № 1   средняя группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна

Вид:  НОД по Развитию речи

         Задачи:

  1.          Образовательная – знакомить детей со сказочными персонажами
  2. Развивающая – развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием сюжетной игрушки; формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.
  3.  Воспитательная – воспитывать дружеские отношения

Предварительная работа - чтение сказок о Домовенке Кузьке Александровой Т. И. 

Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, физическое

Методы обучения– наглядный, словесный, демонстрационный

Материал и оборудование -  портрет Александровой Татьяны Ивановны (детская писательница); книги о Домовенке Кузе;  сюжетная керамическая (или из другого материала) игрушка – Домовенок Кузя;  игрушка  - Баба Яга, шкатулка.

Словарная работа – домовёнок, дух, запечник.

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

1. Познавательный рассказ воспитателя о том, кто такой домовой, и о  появлении литературного персонажа Домовенка Кузи. 
(В): Ребята, сегодня к нам в гости пришла Баба Яга. Пришла она не одна. Познакомиться с ее другом вы сможете, если отгадаете загадку об этом госте.
Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он?
-
(В): Правильно, это Домовенок. Посмотрите, а вот и он! 
Воспитатель достает из шкатулки игрушку – Домовенка.

Домовенок!

Основной этап

(В): Ребята, мы  уже познакомились с этим героем. О нем мы знаем из сказок, которые читали. Помните? Назовите пожалуйста те истории о которых мы читали.. Если дети затрудняются назвать истории, воспитатель напоминает.
(В): Ребята, прежде чем мы узнаем много интересного о Домовенке Кузьке, я расскажу вам кто такой ДОМОВОЙ. Вы знаете, кто такой Домовой?

(В): Ребята, домовой – это домашний дух.  В старые времена домовых величали по-разному (Дух-хранитель, , Запечник, Дедушка), но всегда с  почтением и уважением, старались задобрить его. При переезде обязательно звали домового с собой на новое жилье.
Домовой охраняет дом, его хозяев от бед и несчастий, следит за порядком. Он проявляет заботу о том, чтобы никто не ссорился, не болел. Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Если вдруг вы обнаружили, что пропала какая-нибудь вещь, значит домовой шалит, перекладывает  вещи с места  на место.  Тогда Домового надо угостить  его чем-нибудь сладеньким: кусочком сахара, печеньем  или положить чуточку сливочного маслица. И вскоре потерянная вещь вернется на место. Домовой не видем, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек. Домовой не любит беспорядок.
Сейчас ребята немного отдохнем.


Физкультминутка.
Совушка, сова –
Большая голова.
На пеньке сидит, 
Головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем «скок-скок-скок»,
Прыгнем хлопая хлоп-хлоп.


(В): Ребята, посмотрите, что-то заскучал наш гость. Напомните мне, кто это?
(В): (говорит за Кузьку)
- Эгее – охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите? Я к вам в гости пришел. Вы меня ждали?


- Ребята, отгадайте, откуда я пришел к вам?

- Пришел я из избушки русской, теплой да уютной. Живу в избе за печкой , сплю свернувшись я колечком.  Я не кошка и не  кот. Я хозяин в доме - вот!  
И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник !

(В): Ребята, а знаете, почему Кузькин друг старый веник?

(В): Сейчас Кузька расскажет историю своего появления.
КУЗЬКА (воспитатель):  Здравствуйте,  меня зовут Домовенок - Кузька. Я  смешной, симпатичный и трогательный ребёнок, с копной рыжих  волос, торчащих во все стороны. Нос у меня курносый, а рот до ушей, особенно когда смеюсь». Я обычный мальчишка, только маленького росточка и в огромных лаптях. Я очень добрый и стараюсь каждому помочь.  Я оберегаю дом от несчастий. Больше всего я не люблю, когда надо мной смеются, со мной ругаются и дерутся. У меня есть верные друзья: Водяной, маленькая Ведьмочка, Баба Яга и Лешик.
Ребята,  вы многое обо мне знаете, попробуйте теперь сами составить рассказ обо мне. Но сначала отдохнем.


Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать!
Наклонился правый бок. Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки

 И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку,

Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку,
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко

И немного подержали.
Головою покачали

 И все дружно вместе встали.

Дети называют

Ответы детей.

Дети повторяют движения

Домовенок Кузька.

Да!

Ответы детей.

Нет.

(Прыжки на месте.)

(Наклоны туловища влево-вправо.)

(Руки вверх.)

(Присели на пол.)

(Сгибаем ноги в колене.)

(Подняли ноги вверх.)

(Движения головой.)

(Встали.)


После физкультминутки дети составляют описательный рассказ по игрушке – Домовенок Кузька.

Заключительный этап

(В): Ребята, вы молодцы. Сегодня постарались. В завершении нашего занятия  я прочитаю вам стихотворение «ДОМОВЕНОК»
Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок –
Живет он в доме том.
Кто сегодня утром рано
Вытер лужу из под крана?
Кто цветы полил из кружки,
Смел всю пыль, сложил игрушки?
 
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок –
Помощник в доме том.
 
А когда тарелки бьются,
Стены в доме все трясутся –
Кто сказать вам что-то хочет,
Рассердился и грохочет?
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок 
Грохочет на весь дом.
Как же с ним вам помириться,
Тишины опять добиться? 
В блюдце молока налейте
И конфет не пожалейте.
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок.
Сластена он, притом.

Дети прощаются с домовенком



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Составление рассказов из опыта (личный или коллективный)

 «Дом, в котором я живу».

                        МБДОУ № 1  г. Оха старшая группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна  

     

Вид:  НОД по Развитию речи

         Задачи:

1. Образовательная - - обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

- способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

2. Развивающая -  - развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

- развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

- развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

- развивать общую моторику.

3. Воспитательная - -  воспитывать нравственные качества;

- формировать положительную установку детей на участие в занятии,

   навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Предварительная работа - по первым звукам названий картинок отгадайте слово  (дом).

Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, физическое

Методы обучения– наглядные, словесные

Материал и оборудование - схемы для составления рассказов, картинки домов,  мяч.

Словарная работа -

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

«В»: Дома бывают разные, давайте их  назовём.

Игра «Назови, какой?» (воспитатель выставляет картинки)

Дом из кирпича …

 из камня …

из дерева …

из панелей

(воспитатель убирает картинки, оставляет одну).

«В»:- Каких домов не стало?

«В»:- Остался, какой дом?

 Из каких частей он состоит?

- Что можно о нём сказать, он какой?

 Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Ответы детей:

(кирпичный)

 (каменный)

 (деревянный)

 (панельный)

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

(панельный)

 многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Дети подбирают антонимы

Основной этап

Объявление темы.

«В»: - У каждого есть свой  дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам.

«В»: - На какой улице стоит ваш дом?

- Опишите свой дом так, чтобы его могли представить  себе другие люди:   сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

- Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

- Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

- Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка  «Маляры».

Маляры пришли втроём,

Обновили старый дом.

Был облезлый, скучный, голый,

 

Стал нарядный и весёлый.                    

Составление рассказов.

«В»:- Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы,  расскажите о своём доме.

«В»:- Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Ответы детей

 

 шагают на месте

изображают «крышу» над головой

 «красят»

Делают «крышу» над головой

(Дети составляют рассказы)

Заключительный этап

Итог занятия.

- Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

- Почему каждому человеку нужен свой дом?

(ответы  и рассуждения детей)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

                        МБДОУ № 1  подготовительная  группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна  

Вид : НОД по развитию речи

         Задачи:

  1. Образовательная -  Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона;
    Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями;
    Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний;
    Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа;
    Упражнять в образовании действительных  причастий настоящего времени.
  2. Развивающая -   Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
  3. Воспитательная - Воспитывать   любовь к родному краю.

Предварительная работа - Рассматривание с детьми пейзажных картин И.Левитана, прослушивание произведений П.Чайковского из цикла «Времена года», А.Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами.

Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Методы обучения– наглядный, словесный, демонстрационный.

Материал и оборудование -  портрет И. И Левитана, репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; солнышко, схемы-карточки.

Словарная работа - Обогащение словаря: половодье, корявая, выдолбленная, челнок.

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

1. Организационный момент

(В):- Мы все ждем прихода весны.  Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?

(долгожданная, ранняя, поздняя,  теплая, цветущая, звонкая, веселая)

Основной этап

2. Сообщение темы занятия

(В):- А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Саввич Никитин.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят…

- Какое настроение хотел донести до нас поэт?
- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
- С весенними пейзажами  мы познакомились на занятии, когда сравнивали натюрморты и пейзажи. Сегодня  вы станете  настоящими искусствоведами,  будете описывать замечательный весенний пейзаж.

3. Беседа по картине

Выставляется репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»

(В): - Посмотрите ребята,  портрет художника Исаака Ильича Левитана ( (1860-1900). Он создал много замечательных пейзажей.

- Вспомните, как  называется эта картина?


- Какое явление здесь запечатлено?

- Когда бывает половодье?

- Что можно сказать о воде, какая она?
- В какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж?


- Какие цвета художник использовал  чаще всего?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

4. Коррекционные упражнения

«Скажи иначе» (образование причастий настоящего времени)

(В): - Послушайте, как скажу я, и скажите иначе, изменив слово-действие.

Домики стоят в воде…

Тени лежат на земле…

 
Лучи скользят по ветвям…


Облака плывут по небу…


На деревьях набухают почки

Распространение предложений. Игра «Волшебная цепочка»

(В): - Скажите, что же заставляет таять снег, голубеть небо, набухать почки. Кто является главным помощником весны?
(В): - Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.

- Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»?
- Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова.
Воспитатель  предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.

На картине изображен  день.

На картине изображен весенний  день.
На картине изображен весенний 
апрельский день.

По небу плывут облака.

По небу плывут белые облака.
По
 голубому небу плывут белые облака.

Вода затопила низины.

Холодная  вода затопила низины.
Холодная  вода затопила низины
лес, дома.

По берегу легли тени.

По рыжему берегу легли тени.
По рыжему берегу легли 
темные тени.

Березки стоят в воде.

Стройные березки стоят в воде.
Стройные березки стоят в 
холодной воде.

Вдалеке виднеются домики.

Вдалеке виднеются деревянные домики.
Вдалеке виднеются  деревянные домики, 
стоящие в воде.

5.Физкультминутка

«Веснянка»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,                       

 Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,                       
А цветочки расцветают.

6.Составление плана рассказа в виде картинно-графического плана.

- А сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.

Воспитатель выставляет картинки-пункты плана:

1. Название картины, автор
2. Место действия
3. Время действия
4. Погода
5. Композиция картины
6. Цветовая палитра
7. Настроение картины
8. Твое отношение к картине

7. Составление рассказов

а) по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально

(Радостное, веселое.)

(И.И. Левитан  «Весна. Большая вода»)

 (Разлив реки, половодье).

 ( В апреле.)

(Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

(Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)

(Оттенки синего и желтого.)

 (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло.  Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

стоящие в воде домики.


лежащие на земле  тени.

скользящие по ветвям  лучи

плывущие по небу облака.

набухающие на деревьях почки.

(Солнышко.)

  (дети идут по кругу)

(дети бегут по кругу)

(приседают)

(встают на носочки)

Ответ «идеального» ученика.

«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива.  Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно  ее унесло течением.  В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна  зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде  домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная,  потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

Заключительный этап

8. Оценка рассказов детей.

Воспитатель оценивает рассказы детей.
(В): - Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не  было длительных  остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.

9. Итог занятия

(В): - О чем мы узнали,  что почувствовали, чем любовались  на занятиях по этой картине?

(В): - Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?
- Давайте любить  свою Родину, восхищаться  красотой каждого ее уголка,    как это делал великий русский художник И. Левитан.

 (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)

(Бережно. Защищать  и охранять все живое.)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

                        МБДОУ №1 подготовительная группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна

                                 

Вид  __ООД_по Развитию речи

         Задачи:

  1. Образовательная - обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
  2. Развивающая -  развивать умение составлять распространенные предложения; - активизировать у детей словарь прилагательных; - обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
  3. Воспитательная -  воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.
  4. Предварительная работа - Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима».

Интеграция образовательных областей – речевое, познавательное, физическое.

Методы обучения– словесный, демонстрационный.

Материал и оборудование - сюжетная картина «Зимние забавы».

Словарная работа - Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

1.Организационный момент. (В): Ребята, давайте подберем слова по теме «Зима».

Снежный (что?) — ... Морозный (что?) - ... Снежная (что?) - ... Ледяная (что?) - ... Белый (что?) — ... Трескучий (что?) — ... Холодная (что?) — ... Сильный (что?) - ...

Ответы детей:

Ком

Воздух

Баба

Горка

Снег

Мороз

Зима

Ветер

Основной этап

2. Объявление темы.

(В): Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в игру.  Игра называется «Подбери признаки».

(В): - Снег (какой?)

- Ветер зимой (какой?)

 - Воздух зимой (какой?)

 - Лед (какой?)

 

При затруднениях воспитатель помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)

3.Беседа по картине. (В): Ребята, рассмотрите картину и скажите: - Где гуляют дети? - Какой выдался день? - Чем дети заняты в ясный зимний день? - Какие стоят кусты? А деревья? А дома? - Что можно сказать о настроении детей? - Если подойти поближе к горке, что можно услышать? - Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

 4.Физкультминутка «Снег»

5.Составление рассказа.

 (В): «Ребята, вы молодцы, здорово отвечали на все вопросы. Получился целый рассказ. Давайте расскажем его!»

(Д):-  белый, холодный, скрипучий.

-  колючий, холодный, сильный.

-свежий, морозный, холодный.

-блестящий, зеркальный, скользкий.

Ответы детей

Ответы детей

 

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто)

Примерный рассказ детей. Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко. Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке! Рассказывают все дети.

Заключительный этап

(В): Ребята, скажите мне о каком времени года говорили? — В какие игры можно играть зимой? —На чем можно кататься зимой?

Ответы детей



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Составление повествовательного рассказа «Собака – санитар» по серии сюжетных картинок.

                        МБДОУ № 1 подготовительная группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна  

   

Вид  ООД по Развитию речи

         Задачи:

  1. Образовательная - учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом.
  2. Развивающая -  активизировать и расширять словарь по теме; закреплять знания детей о военных профессиях.
  3. Воспитательная - воспитание патриотических чувств.

Предварительная работа -  чтение художественных текстов А. Твардовского «Рассказ танкиста», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой». Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины».

Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, физическое.

Методы обучения– наглядные, словесные, демонстрационные.

Материал и оборудование - серия сюжетных картин «Собака-санитар»

Словарная работа – повторить слова на военную тему

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

1.Организационный момент. (В): Ребята, кто назовет военные профессии: —В артиллерии служат (кто?)

—В пехоте…

- В танковых войсках …

—В море несут службу…

 —В воздухе охраняют Родину…

 —На границе…

—В ракетных войсках…

Ответы детей:

Артиллеристы

Пехотинцы

Танкисты

Моряки

Лётчики

Пограничники

Ракетчики.

Основной этап

2.Объявление темы.

(В): Сегодня мы с вами узнаем еще об одной военной профессии — профессии санитара. Но санитар у нас будет необычный. Это собака. О ней мы и будем составлять сегодня рассказ.

3.Беседа по картинкам. Воспитатель предлагает детям разложить картинки в нужной последовательности.

  1. (В): Как вы думаете, когда случилась эта история? (Во время войны.) —Что случилось с солдатом? —Куда он был ранен? —Кто пришел на помощь солдату? —Что сделал солдат, когда к нему подошла собака? —Почему собака оставила солдата? —Кого она привела с собой? —Что сделали санитары? —Как вы думаете, что будет с солдатом? —Кого он должен благодарить? —Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? (Пехотинцем.) —Как можно сказать о солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.) —Как можно сказать по-другому: солдат ... (боец).
  2. 4.Составление рассказа. Воспитатель  просит детей сразу после беседы составить рассказ по картинкам.

 5. Физкультминутка.

(В): Возле детского двора

Снега целая гора

 Мы на той горе вчера

Были с самого утра. В пограничников играли,

Землю нашу охраняли.

6.Рассказы детей.

Дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

Ответы детей

Дети составляют рассказы

Дети стоят в круге и держатся за руки

Все вместе поднимают руки вверх.

 Идут друг за другом, маршируя.

Примерный рассказ, составленный детьми Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

Заключительный этап

7. Итог занятия.

(В): Ребята, скажите, кого можно назвать защитником Отечества? —Как нужно относиться к ветеранам войны?

Ответы детей



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Составление творческого рассказа на тему, предложенную воспитателем «Зима»

                        МБДОУ № 1   подготовительная группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна

Вид: ООД по Развитию речи

         Задачи:

  1. Образовательная - Учить детей  при описании событий указывать время действий, используя разные типы предложений;

Учить складывать картинку целое из 8 частей;

Учить подбирать определения к заданным словам;

Учить детей составлять и распространять предложение, правильно «читать» его;

  1. Развивающая -  Совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи»;

добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «З»;

Объяснить названия и правила игры «Живые слова»:

Дать представление о последовательности слов в речи;

Ввести термин предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки одного слова;

Закреплять умения называть слова в предложении последовательно.

  1. Воспитательная - Воспитывать отзывчивость, сплоченность коллектива и дружелюбие.

Предварительная работа - Беседа с детьми о зиме, ее характеристика и рассматривание картин о зиме.

Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы обучения– словесные, наглядные, демонстрационные.

Материал и оборудование - Демонстрационный- картинки на тему  зимы, разрезные картинки

Словарная работа – слова на тему «Зима»

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

«В»:

Что за чудо - чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая

Руки всем нужны, друзья!

Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Дети стоят на ковре полукругом.

Дети встают в круг, держась за руки.  

Основной этап

Ход занятия.

«В»- Ребята сегодня утром на наш сад пришло письмо. Оно адресовано группе «Ягодка».  Вот оно. Посмотрите, какой красивый, яркий  конверт. Давайте внимательно рассмотрим его.

«В»- Что на конверте изображено?

«В»- Как вы думаете, кто прислал письмо, и откуда пришло оно?

«В»- Как мы можем узнать, кто написал

письмо?

-Ребята, а как вы догадались, откуда пришло письмо-На письме есть маленький квадрат, который наклеен на правой стороне письма - это марка. Рассмотрите марку.

Что на ней изображено?

«В»- Правильно! Письмо прислано из Африки.

Работа с картой.

«В»- А кто знает, что такое письмо?

«В»- Письмо это переписка двух людей. Раньше не было компьютера, ни телефона и люди общались с помощью переписки, т.е. письма.

«В»- Посмотрите, пожалуйста, мультфильм.

«В»- О чем этот мультфильм?

«В»- Почему зайчонок захотел написать письмо бабушке?

«В»- Что понадобилось зайчонку для того, чтобы написать письмо?

«В»- А как правильно  можно начинать письмо?

-Первым делом в письме нужно поздороваться со своим другом по переписке и желательно представиться. Можно так же в письме сказать, откуда вы пишете.

«В»- Ребята, так как нам быть? Что же сделать нам, чтобы мальчик из Африки понял, что такое зима?

«В»- Молодцы, я рада за вас, что вы такие отзывчивые и с удовольствием откликнулись на просьбу мальчика  из Африки. И перед нами стоит непростая задача – мы должны рассказать мальчику из Африки  - что такое зима.

-Вспомним,  что бывает только зимой?  Чем зима отличается от других времен года?

-Какая бывает погода зимой?

-Что происходит с деревьями зимой?

-Как и где  живут зимой птицы и звери?

-Какими словами можно описать зиму? Какая она?

-А теперь придумайте рассказ о зиме. Но мы должны соблюдать определенный план рассказа.

-Как мы уже знаем из мультфильма, что самое главное в письме?

-Значит, как мы начнем письмо нашему африканскому мальчику?

-О чем будем говорить в письме мальчику?

-А как нужно закончить письмо?

-Так же составляя рассказ о зиме, мы не должны и забывать о правильном составлении и для этого нам поможет вот это схема.

-Что на ней изображено? Что на ней вы видите?

-Какие картинки нам понадобятся для составлении рассказа.

1-какое время года? 2-какие изменения в природе происходят зимой? 3-какие увлечения и игры есть зимой? 4-за что вы любите зиму?

«В»- Я буду записывать ваши рассказы.

 -Используйте в своих рассказах слова о зиме,  погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали.

Воспитатель записывает 2-3 рассказа.

Физминутка

1,2,3,4

мы с тобой снежок лепили,

 крепкий,

 круглый,

 очень гладкий

 и совсем, совсем не сладкий

1 подбросим,

2 поймаем,

3 уроним и сломаем .

Игра «Живые слова».

(наступила холодная зима), (мальчики играют в снежки. Девочки лепят снеговика. На площади построили снежные горки)

«В»- Кто хочет быть словом, которое связано с зимой? (3 человека). Ты слово-….повторите какие слова вы себе выбрали?

-Наши слова стоят по порядку. Скажем слова по порядку слева направо. ….скажет свое слово  и возьмет за руку…..

-Про что сказали эти слова?

-Что они сказали про зиму?

-Какое первое слово? Второе, третье?

-Теперь слова разойдутся по разным местам, а когда я хлопну два раза слова встанут в правильном порядке.

-Ребята, наш мальчик в письмо положил какие-то непонятные части картинок.

-Что с ними сделать? Зачем он нам их положил?

-Так давайте соберем с вами мозаику. Подойдите к столу и приступайте к работе.

«В» - Сначала вместе, потом один медленно, потом быстрее повторим скороговорку:

Зимним утром от мороза. На заре звенят березы.

Дети рассматривают конверт, на котором изображены пальмы, солнце, экзотические фрукты, птицы, животные.

ответы детей

 

ответы детей

дети рассматривают конверт и видят марку, на которой изображены пальмы, солнце, фрукты..

Африка.

Дети рассматривают материк Африка.

Ответы детей

Дети смотрят мультфильм

Дети анализируют мультфильм и отвечают на вопросы воспитателя.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Выслушиваются рассказы детей.

Ответы детей

дети выбирают более удобные рисунки для составления рассказа

-(счет с загибанием пальцев)

(рукопожатие двумя руками)

(рукопожатие двумя руками)

(показать круг руками)

(поглаживание руками свои кисти)

(показывают указательным пальцем знак отрицания)

(дети поднимают рука вверх)

(дети подставляют руки для ловли снежка)

(разводят руки и топают ногами)

Ответы детей

Дети работают с мозаикой.

Дети повторяют скороговорку

Заключительный этап

Подведение итогов

«В»-кому мы помогали?

-как помогали?

-чей рассказ понравился больше всего? Почему?

Ответы детей



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       Тема: Беседа на тему «Будь вежлив»

                        МБДОУ № 1 г. Оха   подготовительная группа

Выполнила: Голикова Юлия Викторовна  

Вид  ООД по развитию речи

         Задачи:

  1. Образовательная - Уточнить и закрепить представление детей о вежливости.
  2. Развивающая -  Развивать грамматически правильную речь.
  3. Воспитательная - Воспитывать умение оценивать поведение товарищей.

Предварительная работа - Повседневная работа по воспитанию вежливости у детей.

-Чтение произведений : В. Осеевой, С. Я. Маршака и др.

-Заучивание стихов, песен о вежливости, работа над пословицами.

Интеграция образовательных областей – социально- коммуникативное, речевое, познавательное, художественно- эстетическое, физическое.

Методы обучения– наглядный, словесный.

Материал и оборудование - книга "Волшебное слово" В. Осеева, "Просто старушка", "Еже ли вы вежливы " С. Я. Маршак, "Урок вежливости" и др.

Словарная работа - Активизировать словарь «Вежливых слов».

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап 

1. Орг. момент.

В: - Садитесь, ребята. А у тебя, Настя, и стульчика нет?

В: - Возьми, пожалуйста (подаёт стул сама, если не догадываются это сделать мальчики).

В: - Молодец, Настя, не забыла сказать "спасибо".

В: - Как приятно смотреть на воспитанную девочку или мальчика, которые не забывают поблагодарить за услугу, умеют обратиться с просьбой к товарищу или взрослому.

В: - Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о вежливости.

Настя: Нет

Настя: - Спасибо!

Основной этап

В: - Я вам прочитаю рассказ "Случай на улице", а вы послушайте внимательно.

"Однажды, по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову вверх и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старичок очень рассердился на мальчика. Но тот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел. "

-Что же такое сказал мальчик, от чего дедушка перестал сердиться?

В: - Недаром говорится : "Ласковое слово и камень растопит”.Старичок сначала рассердился на мальчика, но услышав, вежливые, хорошие слова - сразу подобрел, стал добрым и приветливым.

3. Беседа по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово".

В: - Ребята, посмотрите к какому рассказу нарисована эта картина?

В: - Правильно, молодцы.

В: - Кто нарисован на картинке?

В: - Почему у Павлика такое грустное лицо?

В: - Посмотрите на следующую картинку. Кто здесь нарисован?

В: - Почему у Лены такое выражение лица?

В: - Ребята, скажите, а как вёл себя Павлик до встречи со стариком?

В: - Как помог старичок Павлику стать вежливым? Как старичок учил Павлика говорить слово "пожалуйста"?

-Как помогло это слово Павлику в дальнейшем?

В: - Вот поэтому слово "пожалуйста" называют волшебным. Как стал Павлик говорить это слово в разговоре со своими родными, сразу у всех у них изменилось отношение к нему: все стали добрыми, как будто волшебник махнул своей палочкой. Вот и вам всегда нужно говорить слово "пожалуйста", если вы обращаетесь с просьбой к товарищам или взрослым.

В: - А какие ещё волшебные слова вы знаете? -А когда нужно говорить спасибо? (ответы детей)

В: - Правильно, если из вас кто-то сделал что-то хорошее, в таком случае нужно поблагодарить словами "спасибо" или "большое спасибо".

В: - А если вам сказали "Спасибо", что вы должны ответить

В: - А когда вы уступаете место, как вы говорите?

В: - А если вы кого-то нечаянно задели, толкнули?

В: - Взрослый, к которому вы решили обратиться, занят разговором. Как нужно поступить в этом случае?

-Молодцы, хорошо знаете правила вежливости.

-Кого называют вежливым? (Кто знает все правила вежливости и их выполняет)

Физкультминутка "Пятачок"

Поросёнок Пятачок

Отлежал себе бочок.

Встал на ножки

Потянулся!

А потом присел,

Нагнулся!

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

А потом опять прилёг, -

Но уже на левый бок!

В: - А кто у нас в группе самый вежливый? Какие вежливые поступки своих друзей вы знаете? Можете о них рассказать?

В: - Правильно, эти дети поступают хорошо. Они знают правила вежливого поведения и не забывают их выполнять.

В: - Да, я совсем забыла, сегодня я в библиотеке взяла интересную книгу и хотела сейчас вам её показать. Она в ящике моего стола. Принеси мне книгу, Миша, пожалуйста.

В: - Молодец, Миша, спасибо!

В: - Посмотрите, ребята, какая хорошая книга. Эта сказка про фею и про двух девочек, добрую и вежливую, злую и нехорошую. Я вам прочитаю её в свободное от занятий время.

В: - Скажите, ребята, как Миша выполнил моё поручение? Вежлив он был сейчас или нет? Почему вы так думаете? Как можно ещё по-другому сказать?

4. Пословицы о вежливости.

В: - "Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится " - есть такая пословица.А какие пословицы о вежливости вы знаете?

5. Игра "Мы дошколята - вежливые ребята".

В: - А теперь, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется " Мы дошколята - вежливые ребята ".

В: - Я буду вам рассказывать один случай про мальчика Вову, а вы будьте внимательны и в том месте, где я остановлюсь,скажите недостающее слово все вместе, хором.

В: - Однажды Вова, поехал в театр. В автобусе он сел около окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова сказал, встав с места: "Садитесь”.

В: - Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову…

В: - Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину.

В: - Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал - Молодцы!

В: - Надеюсь, что если вы окажетесь в таком положении, как Вова, так же будете вежливы.

Д: - мальчик был вежливый. Толкнул нечаянно старичка и сразу же мальчик ему сказал : "Извините пожалуйста".

Д: - “Волшебное слово"

Д: - (Дедушка и Павлик)

Д: - (Потому что он разозлился на Ленку, которая не дала ему краску. На бабушку, которая не дала ему морковку. На брата, который не берёт на лодке кататься.)

Д: - (Лена и Павлик)

Д: - (Потому что она не ожидала, что Павлик скажет "Волшебное слово").

Д: - (Он был грубый, невежливый)

Д: - (тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь)

 (ответы детей)

Д: - (Здравствуйте, до свидания, извините и др.)

Д: - (пожалуйста)

Д: - (садитесь, пожалуйста)

Д: - (простите, пожалуйста)

(ответы детей)  

(садятся на корточки, руки на поясе, делают наклоны вправо)

Дети выполняют движения

(сели на корточки руки на поясе, делают наклоны влево)

(ответы детей)

Миша приносит книгу

Миша: пожалуйста.

(ответы детей)

Д: - "Ласковое слово человеку, что дождь в засуху ", " От ласкового слова язык не отсохнет ", "Требуя вежливости от других, будь сам вежлив ".

(дети хором - "пожалуйста".)

 (дети хором - "спасибо").

(все хором - "извините пожалуйста").

Заключительный этап

6. Итог занятия.

В: - Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.

В: - Когда все дети будут вежливы, тогда, как поётся в песне : "и станут все на свете любить таких детей ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...