«Федорино горе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галина Ивановна Солдатова

Развитие речи в старшей группе (классификация посуды)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedorino_gore.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

в старшей группе

Тема: «Федорино горе»

        Образовательные задачи: 

  • уточнять и расширять представление о посуде, ее значение, деталях и частях, из которых она состоит;
  • формировать понятие: чайная, столовая, кухонная посуда.
  • уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, солонка, хлебница…).

        Развивающие задачи:

  • развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, тактильных ощущений.

        Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
  • воспитывать бережное отношение к посуде, трудолюбие, аккуратность.

        Методы и приемы:

        Наблюдения, наглядный, игровой, словесный, практический.

        Оборудование и материалы:

        Рисунки с изображение «Посуды», подносы, посуда из разных материалов, «чудесный мешочек» с кукольной посудой.

        

        Ход занятия:

1часть.

        Дети стоят полукругом.

        В: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А в какое путешествие мы отправимся, поможет узнать «чудесный мешочек».

        Воспитатель показывает «чудесный мешочек», подходит к детям, они по  одному вытягивают из мешочка один предмет, показывают и называют его.

        В: Значит, мы с вами отправляемся в мир посуды, в гости. А к кому, вы узнаете, отгадав загадку:

                Старушка-грязнуля в избушке жила

                Не мыла кастрюли, полы не мела.

                С посудой когда-то была она в ссоре

        Д: Федора, бабушка Федора.

        В: Правильно.

2 часть. Основная.

        В: Ребята, сейчас у каждого в доме есть посуда. Сегодня человек не может обходиться без посуды. Она стала красивее, удобнее. Люди научились делать посуду из разных материалов: дерева, металла, пластмассы, стекла, фарфора, и даже из бумаги.

        В: Посуда, сделанная из железа. Как называется?

        Д: Железная.

        В: Молодцы. Железная посуда прочная, не ломается, но она тяжелая.

        В: Посуда, сделанная из дерева. Как называется?

        Д: Деревянная.

        В: Правильно. Это посуда красивая, прочная и легкая.

        В: Посуда, сделанная из пластмассы. Как называется?

        Д: Пластмассовая.

        В: Правильно. Это посуда, легкая, яркая, легко моется.

        В: Посуда, сделанная из стекла. Как называется?

        Д: Стеклянная.

        В: Правильно. Она красивая, из нее приятно кушать, но ее легко разбить.

        В: Ребята, у каждой посуды есть свои достоинства и недостатки. Потому каждый из нас выбирает себе ту посуду, которая ему больше нравится. А у вас дома есть посуда? (ответы детей)

        В:А где она хранится у вас?

        Д: Шкаф, сервант, буфет.

        В: Ребята, посуда бывает двух видов: из которой едят и в которой готовят пищу. Но это не все, а какая еще бывает посуда (классификация) расскажет бабушка Федора.

        Д/и «Какая посуда» (на согласование прилагательных с существительными)

                Ложка для чая (какая?) — чайная

                Ложка для кофе (какая?)—- кофейная

                Ложка для супа (какая?) — суповая

и т.д.

        В: «Назовем посуду ласково» (образование существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов)

                Тарелка — тарелочка

                Ложка — ложечка

                Блюдце — блюдечко

                Кружка — кружечка

                Миска — мисочка

                Кастрюля — кастрюлечка

        В: А сейчас поиграем в игру «Один — много»

                Одна вилка — много вилок

                Один стакан — много стаканов

                Одна чашка — много чашек

                Одна тарелка — много тарелок

                Один кувшин — много кувшинов

        В: Молодцы, ребята. Мы вспомнили с вами какая посуда бывает.

Сюрпризный момент: раздается стук в дверь и вбегает бабушка Федора.

        Ф: Ой, беда, беда, приключилась у меня.

        В: Что случилось? Ребята, кто к нам пришел?

        Д: Бабушка Федора.

        В: Что случилось у вас?

        Ф: Вся посуда убежала у от меня. Почему я не как не пойму? Ну подумаешь не мыла я ее. Раскидала, разбросала я ее. Помогите мне ребята, всю посуду перемыть и разобрать.

        В: Поможем ребята бабушке Федоре? (ответ детей)

        

        Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре

Мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку

Мы посуду перемыли,

только чашку мы разбили,

Ковшик  тоже развалился,

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы бабушке Федоре помогали.

удар кулачками друг о друга.

одна ладонь скользит по другой по кругу.

загибают пальчики по одному.

загибают пальчики по одному.

удар кулачками друг о друга

        Бабушка Федора хватается за голову руками.

        Ф: Ой, ребята, за помощь вам спасибо. Но все таки к посуде нужно относиться аккуратно, бережно. Я это поняла!

        Ф: Ребята, а вы знаете чайную посуду? (ответы детей)

        Федора показывает картинки с изображением посуды.

        Ф: Правильно. Чашка, блюдце, стакан, бокал, а еще к чайной посуде относится сахарница, конфетница, чайник.

                Конфеты положу в ...(конфетницу)

                Сахар положу в ...(сахарницу)         

        Федора показывает картинки с изображением посуды.

        Ф: А столовая посуда бывает: супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница.

                Суп налью в ...(супницу)

                Соль насыплю ...(в солонку)

                Масло положу ...( в масленку)

                Перец насыплю в ...(перечницу)

        Ф: Есть еще столовые приборы: нож, вилка, ложка.

        Ф: Кухонная посуда: кастрюли, сковородка, миска, половник, сито, кувшин.

        Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева, металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя она расплавится, металлическая посуда тяжела, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней подают готовое блюдо, глиняная посуда — тяжелая, готовить в ней можно в печке или духовке.

        Игра «Описание предметов посуды». Бабушка Федора показывает по одному предмету посуды, дети описывают его.

        Дети описывают предметы посуды по схеме:

  1. Название
  2. Материал, из которого изготовлен предмет.
  3. Признаки (гладкая, шершавая, тонкая, хрупкая, легкая, тяжелая).
  4. Составные части.
  5. Назначение.

        Ф: Ребята, вы молодцы! Спасибо, вам за помощь! Мне пора возвращаться домой. До свидания!

        Д и В: До свидания!

        

3 часть. Рефлексия.

        В: Чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

        В: Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федорино горе

Программное содержание: - Расширять знания по теме посуда. Продолжать учить классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная). Учить перечислять части предмета. Упражнять в употреблении существител...

проект "Федорино горе"

Проект на одну неделю...

План конспект в средней группе "Федорино горе"

Физкультурное занятие в ГДОУ имеет четкую структуру, которая должна способствовать усвояемости и развитию физических навыков детей. Важным фактором является план-конспект занятия физкультур...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К.ЧУКОВСКОГО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. ЧУКОВСКОГО»...

Экономическая сказка К.И. Чуковского "Федорино горе"

Федорино горе» К. Чуковский Цель: расширить представление о домашнем труде, формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятнос...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: Посуда. «Федорино горе» (позновательное + художественное творчество)

Конспект интегрированного занятия позновательное + художественное творчество в средней группе по теме: Посуда. «Федорино горе» Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество...

конспект занятия НОД по реализации образовательной области "Чтение художественной литаратуры" "Федорино горе"

конспект занятия по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" Чтени е сказки К. ЧУковского "Федорино горе"...